Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской об... от 15 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–59/2024

 

14.08.2024                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–59/2024 по жалобе "...-..." (далее – "...-...", Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик, "...-...") при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по сносу и утилизации отходов объекта "Здание передающего радиоцентра (ДПРП ПРДЦ)" инв. № ТМ0010037 Урайского отделения Тюменского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32413804083), далее также – Закупка,

с участием представителя:

от Заказчика: "...-..." по доверенности от 23.11.2023 № Д-138;

индивидуального предпринимателя "...-...";

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по сносу и утилизации отходов объекта "Здание передающего радиоцентра (ДПРП ПРДЦ)" инв. № ТМ0010037 Урайского отделения Тюменского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32413804083).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель считает, что поскольку Заявителем в составе заявки приложена декларация о соответствии субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Декларация о соответствии СМСП), принадлежность Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) подтверждена, соответственно решение закупочной комиссии Заказчика об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Закупке на основании отсутствия сведений об участнике закупки в реестре СМСП является неправомерным.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная комиссия Заказчика правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства приняла решение об отказе заявке Заявителя в допуске к участию в закупке.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения заявителя, представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, приказом "...-..." утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 06.12.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 20 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как установлено материалами дела, 12.07.2024 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32413804083), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по сносу и утилизации отходов объекта "Здание передающего радиоцентра (ДПРП ПРДЦ)" инв. № ТМ0010037 Урайского отделения Тюменского центра ОВД (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.07.2024 в 06:00

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из протокола признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся от 26.07.2024 № 32413804083 следует, что закупочной комиссией Заказчика отказано в допуске к участию в закупке заявке № 4 (заявка Заявителя) по следующему основанию: «В соответствии с п.11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение) подтверждением принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, Заказчиком проверена информация о наличии сведений об Участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, информация об Участнике закупки в указанном реестре отсутствует.

На основании п. 12 Положения, при осуществлении закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Участник закупки не соответствует требованию, установленному пунктом 10.1 Извещения об осуществлении закупки».

Согласно п. 10.1 Извещения, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 7.5 Извещения установлено, что заявка на участие в конкурентной закупке признается не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в конкурентной закупке в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон о развитии МСП) определено, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о развитии МСП, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о развитии МСП, ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее – Федеральная налоговая служба).

Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в реестр 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 5 статьи 4.1 Закона о развитии МСП).

Таким образом, законодательством установлено, что юридическим подтверждением статуса субъекта СМСП является включение о нем сведений в реестр СМСП.

Вместе с тем, закупочная комиссия заказчика не обязана проверять соответствие участника критериям МСП, определённых в ст. 4 Закона о развитии МСП. Это исключительные полномочия Федеральной налоговой службы, которая на основании результатов проверки сведений хозяйствующего субъекта вносит соответствующую запись в реестр СМСП.

В заседании комиссии управления Заявитель пояснил, что в соответствии с Письмом Минфина от 04.10.2017 № 24-04-08/64779, ссылающимся на п. 11 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" (далее также – Положение № 1352), участники закупки и привлекаемые субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в Реестре.

Тюменское УФАС России считает необходимым отметить, что Минфин России в Письме от 04.10.2017 № 24-04-08/64779 ссылается на норму Положения № 1352 в редакции от 20.05.2017 № 13, утратившей силу.

Согласно пункту 11 Положения № 1352 в редакции от 31.01.2024 № 27 установлено (действующая на момент рассмотрения и оценки заявок участников Закупки), что подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что наличие сведений в реестре СМСП является обязательным требованием для признания хозяйствующего субъекта (в том числе вновь зарегистрированного) субъектом малого и среднего предпринимательства. Иное подтверждение принадлежности к СМСП (в том числе путём предоставления декларации о принадлежность к СМСП) действующим законодательством не установлено.

Пунктом 12 Положения № 1352 установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (что также установлено в п. 9 ст. 51 Положения о закупке).

Как следует из материалов жалобы, а также пояснений Заявителя, ИП Макушина О.В. является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем с 08.07.2024 (дата регистрации в ЕГРИП).

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения в отношении "...-..." внесены в реестр СМСП с 10.08.2024.

Согласно ЕИС в сфере закупок дата начала подачи заявок с 12.07.2024.

На дату окончания сроков подачи заявок на участие в закупке (25.07.2024), сведения об ИП Макушина О.В. в едином реестре СМСП отсутствовали.

Таким образом, на дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок закупочной комиссией Заказчика (26.07.2024) Заявитель не соответствовал нормативному определению субъекта малого и среднего предпринимательства, а также требованиям пункта 11 Положения N 1352, которые дают равную легальную возможность признания участником закупки, проводимой исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учётом совокупности вышеизложенного, Тюменское УФАС России приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика с учетом требований п. 12 Положения N 1352, п. 9 ст. 51 Положения о закупке, пункта 7.5 Извещения правомерно отказала в допуске к участию в закупке заявке Заявителя, в связи с чем признает жалобу необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по сносу и утилизации отходов объекта "Здание передающего радиоцентра (ДПРП ПРДЦ)" инв. № ТМ0010037 Урайского отделения Тюменского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32413804083) необоснованной.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны