Решение №14-ВП/2021 Поступило обращение Л, из которого следует, что заказчик неп... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 14-ВП/2021

о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

29 октября 2021 года                                                                                                              г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика – Департамента городской среды Администрации города Тобольска на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения закрытого типа, расположенных в подгорной части города Тобольска на 2021 г. - 2022 г. (реестровый номер закупки 0167300000821000290).

          Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось с использованием системы видеоконференции «True Conf».

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ЮВ/6914 от 26.10.2021) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 29.10.2021, 14 часов 30 минут.

Управлением закупок Администрации города Тобольска представлено ходатайство (вх.        № 10907 от 28.10.2021) согласно которому, уполномоченный орган просит провести внеплановую проверку в отсутствие представителя.

Внеплановая проверка проводится в отсутствие представителя муниципального заказчика: Департамента городской среды Администрации города Тобольска (далее также – заказчик).

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 26.10.2021 (вх.№ 10789) через форму обратной связи размещенной на официальном сайте ФАС России в электронном виде поступило обращение Л, из которого следует, что заказчик неправомерно объединил взаимосвязанные работы, указанные в техническом задании, в один предмет закупки, поскольку указанный большой объем работ сможет выполнить меньшее количество участников, при этом, с учетом значительной начальной (максимальной) цены контракта меньшее количество участников сможет перечислить требуемый размер обеспечения исполнения контракта на счет заказчика.

Заказчиком во исполнение пункта 16 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, представлены письменные возражения (вх.№ 10908 от 28.10.2021) согласно которым, автомобильные дороги общего пользования местного значения имеют смежные границы с территориями общего пользования города Тобольска и связаны единой технологической цепочкой применения работ по их содержанию. Работы по содержанию указанных объектов  обладают схожими технологическими и функциональными характеристиками. Предусмотренные описанием объекта закупки иды работ являются однотипными, что говорит об их технологической и функциональной взаимосвязи и целесообразности проведения работ в комплексе для обеспечения проведения мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов улично-дорожной сети, общественных территорий в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе муниципальными правовыми актами города Тобольска, в рамках вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, работы по содержанию автодорог, общественных территорий и ливневой канализации объединены в один лот с целью обеспечения непрерывности и завершенности циклов выполнения технологических операций по уборке и содержанию улиц, тротуаров, площадей и площадок города Тобольска. В аукционной документации, проекте муниципального контракта нет запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения обязательств по контракту, что также не ограничивает конкуренцию.

Из материалов проверки усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения закрытого типа, расположенных в нагорной и исторической частях города Тобольска, в том числе мкр. Иртышский, Менделеево, п. Сумкино, ТО Левобережье на 2021 г.- 2022 г., с начальной (максимальной) ценой контракта 274 657 987,81 рублей, в интересах заказчика Департамента городской среды Администрации города Тобольска.

Информация об электронном аукционе была размещена 15.10.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000821000289.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона https://etpgpb.ru

Дата начала срока подачи заявок: 15.10.2021

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.10.2021, 00:00.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе, указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что описание объекта закупки (Приложение № 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе) содержит перечень работ выполняемых подрядчиком в зимний период: подметание и сгребание снега, очистка прибордюрной части, очистка автогрейдером от снега, удаление снежных накатов и наледи, распределение противогололедных материалов, погрузка и вывоз снега и льда, очистка территории после механизированной уборки, очистка ограждений от грязи и снега, очистка дорожных знаков, ремонт металлических стоек дорожных знаков, уборка мусора из мусоросборников, подметание, сдвигание свежевыпавшего снега, удаление уплотненного снега, наледи, льда, содержание опор наружного освещения, прочистка дождеприемных решеток, замена дождеприемных решеток, замена люков смотровых колодцев, очистка вручную от мусора, снега и льда скамеек, урн и прилегающей территории. Перечень работ выполняемых подрядчиком  в летний период: очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов с вывозом, очистка прибордюрной части вакуумно-подметательной машиной, обеспыливание проезжей части, откачка дождевых и талых вод с вывозом, устранение деформаций и повреждений покрытий (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания других дефектов), устранение повреждений бордюров, заливка трещин на дорогах, ликвидация колей, восстановление изношенных верхних слоев покрытий на отдельных участках, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части, мойка бордюров, содержание дорожных знаков, содержание барьерных металлических ограждений, срезка и планирование обочин, содержание опор наружного освещения, скашивание травы, поливка газона.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи работ являются их единое целевое назначение, сходная специфика и методы работы.

Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения закупок принимается заказчиком самостоятельно.

Частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, Правительством РФ не определены требования к формированию лотов в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения.

В данном случае заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.

Наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой выполнения работ, оказания услуг, их целевым назначением, достижением единой цели, характеризующимися следующими критериями:

- необходимость выполнения работ как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки;

- единое целевое назначение выполняемых работ;

- работы являются однородными по своему назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки;

- между выполняемыми работами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.

Виды работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования  местного значения города Тобольска и кратность их выполнения утверждены распоряжением Администрации города Тобольска от 17.07.2019 № 1346 «Об утверждении видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тобольска», которое, в свою очередь, основывается на приказе Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Классификация). В соответствии с Классификацией в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят такие работы, как:

- поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов);

- содержание в чистоте и порядке, а также устранение отдельных повреждений памятников, панно, беседок, скамеек и других объектов архитектурно-художественного оформления, содержание в чистоте и порядке источников питьевой воды и артезианских колодцев;

- содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров;

- погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;

- распределение противогололедных материалов;

- регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;

- круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.

Перечень работ по содержанию территорий общего пользования и элементов благоустройства города Тобольска, выполняемых Администрацией города Тобольска за счет средств бюджета города Тобольска, и периодичность их выполнения установлены распоряжением Администрации города Тобольска от 28.10.2019 № 49-рк и включает в себя такие виды работ, как:

- вывоз мусора, в том числе из урн, на захоронение на полигон;

- сдвигание и подметание;

- удаление уплотненного снега, наледи, льда;

- обработка противогололедными материалами;

- вывоз снега, наледи и льда.

Автомобильные дороги общего пользования местного значения, территории, объекты и элементы благоустройства территорий общего пользования, ливневая система водоотведения закрытого типа, объединенные в один перечень для проведения одного аукциона, связаны единой технологической цепочкой, единой сферой применения работ, их целевым назначением, сходной спецификой и методом работы, используемой техникой и фактически направлены на обеспечение качественного содержания, в том числе нормативного, санитарного и эксплуатационного состояния территории подгорной части города Тобольска.

Кроме того, выполнение работ предусмотрено в границах одного муниципального образования – города Тобольска, работы связаны между собой технологической и функциональной необходимостью.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений Закона о контрактной системе и полагает, что в рассматриваемом случае муниципальный заказчик правомерно объединил взаимосвязанные работы, указанные в техническом задании, в один предмет закупки, так как итоговой целью является поддержание надлежащего нормативного санитарного и эксплуатационного состояния территории города Тобольска.

Довод заявителя о значительном размере начальной (максимальной) цены контракта не свидетельствует о наличии в действиях муниципального заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, и не указывает на ограничение количества участников закупки, поскольку невозможность некоторых участников предоставить в требуемом размере обеспечение исполнения контракта не свидетельствует о том, что обеспечение исполнения в размере, указанном в документации о закупке не смогут предоставить иные потенциальные участники.

Антимонопольные органы не обладают полномочиями относительно проверки достоверности определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

Тюменским УФАС России в адрес Департамента финансов Администрации города Тобольска направлена копия обращения Л. для проведения проверки в части определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (исх.№ ЮВ/6915 от 26.10.2021).

Довод том, что меньшее число участников закупки сможет выполнить требуемый объем работ по контракту является субъективным мнением заявителя и не подтвержден какими-либо доказательствами.

Отсутствие нормативных актов Администрации города Тобольска на официальном интернет-портале органов государственной власти Тюменской области не является предметом контроля со стороны антимонопольного органа.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в действиях муниципального заказчика отсутствует факт нарушения требований законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемой закупки.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения закрытого типа, расположенных в подгорной части города Тобольска на 2021 г. - 2022 г. (реестровый номер закупки 0167300000821000290) в действиях заказчика – Департамента городской среды Администрации города Тобольска не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии                                                                                          

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны