Решение №072/07/18.1–22/2022 Признать жалобу необоснованной. от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–22/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 28.02.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Романенко В.В.            -

специалист I-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–22/2022 по жалобе индивидуального предпринимателя Пачева М.В. (далее также – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» (далее также – Заказчик, ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город») при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) на право заключения договора поставки расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (далее также – Товар), реестровый номер извещения: 32211111187 (далее также – Закупка), в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...> (на основании доверенности № 15 от 26.01.2022 г.);

2) <...> (на основании доверенности № 47 от 24.02.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 15.02.2022 г. (дата и время фактического поступления жалобы: 14.02.2022 г. в 20:04) поступила жалоба (вх. № 1415) ИП Пачева М.В. на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый номер извещения: 32211111187).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что содержание технических характеристик позиций №№ 1-6, 16, 17, 20, 21, 26-38, 40 Описания объекта Закупки котировочной документации, ограничивает круг возможных участников Закупки, в том числе, соответствуя только одному производителю, что также не позволяет Заявителю подать заявку на участие в обжалуемой закупочной процедуре.

В свою очередь, представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились и пояснили, что закупочная документация, сформированная и утверждённая Заказчиком в полном объёме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, прав и законных интересов Заявителя не нарушает, возможность участия в Закупке не ограничивает.

 

Так, исследовав предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» от 14.05.2021 г. № 11 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 17.05.2021 г. в 09:28 (с актуальными изменениями, действующими на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 08.02.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211111187) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по электронному адресу: http://www.rts-tender.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ЭК-188/22, участниками которого могут быть только СМСП на поставку расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (далее –Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.02.2022 г. в 08:00.

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦ) – 6 215 700,00 руб.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса котировок в электронной форме регламентируется разделом 20 Положения о закупке Заказчика.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках и по смыслу п. 20.1 разд. 20 Положения, под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 3 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, пп. 17 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что извещение о запросе котировок в электронной форме должно содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и отгрузке, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В силу пп. 1 абз. 2 п. 20.4 разд. 20 Положения, к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме должно быть приложено описание предмета (объекта) закупки.

Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, пунктом 4.1 Извещения установлено, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определены Приложением № 1 к Извещению, являющимся Описанием предмета (объекта) Закупки (далее – Описание) и представляющим собой табличную форму, пунктами 1-6, 16, 17, 20, 21, 26-38, 40 которой определено, что Заказчику необходима к поставке следующий Товар (цитирование):

 

п/п

Наименование товара

Обжалуемая техническая характеристика Товара

1-6

Катетер ангиографический

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 750 psi/5.171 kpa.

Внутренний диаметр 0.041”/1.03 мм.

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 750 psi/5.171 kpa.

Наличие увеличенного внутреннего просвета 0.041”/1.03 мм.

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 1000 psi/6.895 kpa.

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 1000 psi/6.895 kpa.

Наличие увеличенного внутреннего просвета 0.047”/1.20 мм.

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 1000 psi/6.895 kpa.

Длина изогнутого плеча – 19 см, угол загиба дистального кончика - 90°.

Наличие увеличенного внутреннего просвета 0.047”/1.20 мм.

Катетер должен выдерживать нагнетаемое давление не менее 1000 psi/6.895 kpa.

Материал катетера: полиуретан с покрытием двумя слоями эластомера полиамида, наличие стальной оплетки двойного плетения на всем протяжении катетера, за исключением дистальных 2 см.

Наличие увеличенного внутреннего просвета 0.047”/1.20 мм.

16-17

Микросферы

Размер микросфер: 600 мкм.

Размер микросфер: 400 мкм.

20-21

Микрокатетер

Наружный слой на расстоянии 60 см от проксимального конца несет гидрофильное «М»-покрытие.

26 - 38

Микроспираль

 

Механизм отделения - фиксирующие разъемные рычаги: репозиционирование спирали возможно до момента выхода из катетера, конфигурация 2D Helical, Diamond, Cube.

40

Проводник эндоваскулярный

поставляется в комплекте с устройством Олкотт для вращения; диаметр 0.035"; длина дистального кончика 10,5 см.

 

В ходе заседания Комиссии Управления представители Заказчика дополнительно пояснили, что обжалуемые Заявителем характеристики необходимого к поставке Товара являются объективной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой, осуществляемой им деятельности и не могут быть рассмотрены, как фактор ограничивающий конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов товарного рынка, так как частная (индивидуальная) невозможность предоставления товара, соответствующего потребности Заказчика (с необходимыми ему техническими характеристиками), не свидетельствует об ограничении возможности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов.

Кроме того, представители Заказчика указали, что в его действиях отсутствует нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), ввиду свободного обращения на товарном рынке РФ Товаров с характеристиками, соответствующими фактической потребности Заказчика. Иного Заявителем не доказано.

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 1 п. 10.1 разд. 10 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом, в силу п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 2 п. 10.1 разд. 10 Положения, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 3 10.1 разд. 10 Положения закреплено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Так, проанализировав содержание заявленного довода жалобы и совокупность требований ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 1-3 п. 10 разд. 10, пп. 17 абз. 1 п. 20.4 разд. 20, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Описания Извещения, нарушений указанных положений действующего законодательства РФ, свидетельствуя о его необоснованности.

Доказательства, объективно опровергающие указанный вывод (о правомерности действий Заказчика в обжалуемой части), Заявителем в материалы настоящего дела (№ 072/07/18.1-22/2022) не предоставлены. Равным образом, в материалах данного дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Заявителя, обжалуемыми действиям Заказчика, в том числе подтверждающих факт невозможности подачи заявки на участие в Закупке, на который ссылается Заявитель (стр. 5 жалобы).

Кроме того, в рассматриваемом случае, Комиссия Управления отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к техническим характеристикам (потребительским свойствам) Товара, ещё не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям, что не умоляет законности существующей потребности Заказчика, выраженной в Описании Извещения.

 

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России полагает целесообразным указать на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках и по смыслу пп. «б» п. 2.6 разд. 2 Положения, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным Законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг, закреплённые в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и пп. «в» п. 2.7 разд. 2 Положения, при закупке товаров заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение таких товаров и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г., закреплено, что основной задачей законодательства о закупках для отдельных юридических лиц, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать существующим потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться антимонопольным органом как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

При этом, по результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно не установлено, что требования Заказчик к Товару, зафиксированные в пунктах 1-6, 16, 17, 20, 21, 26-38, 40 Описания Извещения, повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), в том числе информационной открытости Закупки и обеспечения отсутствия ограничения конкуренции, что, в частности, также подтверждается совокупностью коммерческих предложений  (4 (четыре) единицы), зафиксированных в Приложении № 3 к Извещению, свидетельствуя об объективно существующей возможности поставки необходимого Заказчику Товара.

Кроме того, остаются надлежащим образом неподтверждёнными (необоснованными) Заявителем жалобы следующие аспекты настоящего дела:

- влияние поименованных в жалобе характеристик (с которыми Заявитель не согласен) на возможность поставки Товара, соответствующего требованиям Заказчика;

- факт невозможности и (или) технической, экономической, юридической сложности поставки Товара, соответствующего Описанию Извещения;

- факт ограничения конкуренции посредством установления обжалуемых Заявителем характеристик Товара,-

что также свидетельствует о правовой несостоятельности изложенной в жалобе позиции.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Описания Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ИП Пачева М.В. на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый номер извещения: 32211111187) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пачева М.В. на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки расходных материалов для рентгенэндоваскулярной хирургии (реестровый номер извещения: 32211111187) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Г.Ф. Попов

 

     

                                   

В.В. Романенко

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны