Решение №072/06/44/144/2023 Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно... от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/144/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

24 августа 2023 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «Э» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации) (реестровый номер закупки 0167200003423004996),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Э» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от 04.07.2018 № 126н.

Второй довод. В техническом задании нет характеристик, которые говорят о невозможности приобретения отдельных частей комплекта, так же нет указаний о невозможности функционирования отдельных частей независимо друг от друга. Заказчик неправомерно включил в лот товар «Программный комплекс средств виртуализации» в количестве 14 шт. (раздел XXXXII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Общесистемное программное обеспечение для виртуализации рабочих мест» в количестве 700 шт. (раздел XXXXIX ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Клиентское программное обеспечение для виртуализации рабочих мест» в количестве 700 шт. (раздел XXXXX ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Общесистемное серверное программное обеспечение» в количестве 25 шт. (раздел XXXXIII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Система резервного копирования» в количестве 1 шт. (раздел XXXXXI ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Платформа автоматизации совместной работы» в количестве 1 шт. (раздел XXXXXII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Программное обеспечение системы управления базами данных (СУБД)» в количестве 4 шт. (раздел XXXXXIII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Принтеры этикеток» различных типов, общим количеством в количестве 138 шт. (разделы XXXVII – XXXX ООЗ). В описании данных товаров в ООЗ нет характеристик, которые говорят о невозможности приобретения данных товаров не в составе «Программно-технический комплекс обработки медицинской информации», так же нет указаний о технологической и функциональной взаимосвязи с другими товарами, предусмотренных ООЗ. Заказчик   неправомерно   включил   в    лот   товар «Сканер для браслетов», общим количеством в количестве 267 шт (раздел XXXXI ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Комплект получения фотоизображения пациентов» (раздел XXXXII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Программно- аппаратный комплекс информирования» (раздел XXXXIII ООЗ). Заказчик неправомерно включил в лот товар «Программно- аппаратный комплекс трансляции медиаконтента» (раздел XXXXIV ООЗ).

Третий довод. Заказчиком в аукционной документации неправомерно объединены в один лот товары, являющихся медицинскими изделиями, и иные товары, не являющимися медицинскими изделиями. Описанием объекта закупки предусматривается поставка программного обеспечения получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных. По совокупности функциональных характеристик, указанное в описании объекта закупки программное обеспечение соответствует следующей позиция в классификаторе видов медицинских изделий: 320570 «Система обработки медицинских изображений». Таким образом, заказчик объединил в рамках одного лота товары, являющиеся медицинским изделием, с товарами, не относящимися к медицинским изделиям, что привело к необоснованному укрупнению лота и противоречит пункту 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Четвертый довод. По совокупности функциональных характеристик, указанное в описании объекта закупки программное обеспечение соответствует следующей позиция в классификаторе видов медицинских изделий: 320570 «Система обработки медицинских изображений». При этом закупаемое программное обеспечение не предназначено для автоматизации административно-хозяйственной деятельности медицинской организации, не является медицинской информационной системой, лабораторной информационной системой, программным обеспечением для ведения электронных медицинских карт или системой архивирования и передачи изображений без функционала интерпретации данных. Заказчик, в нарушение требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, не установил требования о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Пятый довод. Заказчик при описании объекта закупки неправомерно не использовал характеристики товара, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, чем обошел запрет указывать дополнительные характеристики товара, установленный пунктом 5 Правил использования   каталога   товаров,   работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Шестой довод. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Интерактивный дисплей» соответствует единственный товар – интерактивный дисплей Wacom Interactive Pen and Touch Display (DTH-1152) производства   Wacom   Company   Ltd,   Япония. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Сканер штрих-кодов стационарный» соответствует единственный товар – сканер штрихкода Cino S680-BSR производства CINO Group, Тайвань. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Принтер этикеток тип 1» соответствует единственный товар – принтер этикеток TSC TE210 производства TSC Printronix Auto ID, США. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Принтер этикеток тип 2» соответствует единственный товар – принтер этикеток TSC TE310 производства TSC Printronix Auto ID, США. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара  «Принтер этикеток тип 3» соответствует единственный товар – принтер этикеток TSC TDP-225W производства TSC Printronix Auto ID, США. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Cканер для браслетов» соответствует единственный товар – сканер штрих-кода Newland HR32 Marlin II производства Newland Digital Technology Co. Ltd, Нидерланды. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Комплект получения фотоизображения пациентов» соответствует единственный набор оборудования – фотоаппарат Canon EOS 90D, объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, вспышка Canon Speedlite 430EX III-RT, штатив Benro TTOR35CGX35 Tortoise. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Многофункциональное устройство» (Раздел XXXIV ООЗ) соответствует единственный товар – Цифровая печатная машина Ricoh Pro C5310S производства Ricoh Company Ltd, Япония. Указанным в ООЗ техническим характеристикам аппаратной части позиции «Мобильный Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 1» соответствует единственный товар – ноутбук Aquarius CMP NS685U Исполнение 4 производства Aquarius, РФ. Указанным в ООЗ техническим характеристикам аппаратной части позиции «Мобильный Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 2» соответствует единственный товар – планшет  F+ Life Tab производства  F+ Tech, РФ. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Многофункциональное устройство», входящего в состав АРМ тип X.2.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5) соответствует единственный товар   –   МФУ   Pantum   M7300FDW   производства   Pantum, Китай. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам аппаратной части позиции «Автоматизированное рабочее место медицинского работника тип X.Y.Z» (где X,Y,Z – цифры от 1 до 5) соответствует единственный товар – системный блок Aquarius Pro P30 K43 производства Aquarius, Россия. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Многофункциональное устройство», входящего в состав автоматизированного рабочее место медицинского работника тип X.3.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5) соответствует единственный товар – МФУ Kyocera TASKalfa 2554ci производства Kyocera, Китай. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Многофункциональное устройство», входящего в состав автоматизированное рабочее место медицинского работника тип X.4.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5) соответствует единственный товар – МФУ Kyocera TASKalfa 308ci производства Kyocera, Китай. Указанным в описании объекта закупки техническим характеристикам товара «Общесистемное серверное программное обеспечение», соответствует единственный товар – операционная система Astra Linux «Воронеж», разработчик ГК «Астра», Россия.

Седьмой довод. Предметом закупки является поставка товара «Поставка компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации)». Извещением для   приобретаемого   товара   установлен код ОКПД2: «26.20.30.190 – Устройства автоматической обработки данных прочие». Также извещением о закупке установлено ограничение допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Проведя анализ Единого реестра российской радиоэлектронной продукции и Евразийского реестра промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза, заявитель отмечает, что в данных реестрах отсутствует программно-технический комплекс, комплектация которого сформирована производителям и по своим функциональным, эксплуатационным и техническим характеристикам соответствующий запрашиваемому товару. Заявитель полагает, что заказчик умышленно объединил в один лот товары, функционально и технологически не связанные между собой, во избегания необходимости вести описание составных частей комплекса в соответствии с КТРУ, введя дополнительные характеристики при описании составных частей комплекса, объясняя данные действия своей потребностью, ограничил возможность поставки товаров российского производства, создав условия для закупки иностранных товаров в составе комплекса.

Восьмой довод. Требования к характеристикам товара «Программное обеспечение получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных», однозначно указывают на то, что закупаемым товаром является программное обеспечение «Universal Viewer» компании General Electric. Данное программное обеспечение отсутствует как в Едином реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, так и в реестре программного обеспечения из стран ЕАЭС. В данных реестрах отсутствуют записи о программном обеспечении с необходимым функционалом, то есть предполагается закупка импортного программного обеспечения. При этом аукционной документацией установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, что одновременно делает поставку данного программного обеспечения невозможным.

Девятый довод. Описанием объекта закупки установлены требования к выполняемым  работам,  не имеющим  отношения к предмету закупки: настройка сетевого   оборудования  в   соответствии с требованиями заказчика и нормами информационной безопасности (далее ИБ). В описании объекта закупки не установлены требования к товару «Сетевое оборудование», документацией не предполагается его поставка; разворачивание сервера телефонии. В описании объекта закупки не установлены требования к товару «Сервер телефонии», документацией не предполагается его поставка; разворачивание почтового сервера. В описании объекта закупки не установлены требования к товару «Почтовый сервер», документацией не предполагается его поставка; разворачивание системы мониторинга сетевых сервисов и сетевого оборудования. В описании объекта закупки не установлены требования к товару «Система мониторинга сетевых  сервисов и сетевого оборудования», документацией не предполагается его поставка.

Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик и уполномоченный орган просят Комиссию Тюменского УФАС России признать жалобу заявителя необоснованной.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель заявителя заявил ходатайство об ознакомлении с возражениями заказчика. Комиссия Тюменского УФАС России полагает возможным данное ходатайство удовлетворить и ознакомить с возражениями заказчика, объявлен перерыв продолжительностью 30 (тридцать) минут. Скриншот о направлении для ознакомления возражения заказчика на электронные адреса заявителя приобщен к материалам дела. После объявленного перерыва заседание Комиссии продолжено.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель заявителя также заявил ходатайство об отложении заседания Комиссии Тюменского УФАС России на 28.08.2023 с целью представления официальных ответов от производителей оборудования. Комиссия Тюменского УФАС России рассмотрев указанное ходатайство полагает необходимым в его удовлетворении отказать, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрен ограниченный срок рассмотрения жалобы по существу и учитывая сформированный график рассмотрения дел в антимонопольном органе, не представляется возможным перенести срок рассмотрения дела на другую дату. Кроме того, представитель заявителя не обосновал что конкретно будет подтверждать письмо производителя помимо информации, содержащейся в приложенных к жалобе заявителя 15 спецификаций различных производителей, применительно к формированию заказчиком лотов по закупке, учитывая при этом, что заявитель не пояснил, о письме какого конкретно производителя вообще идет речь. Срок рассмотрения жалобы заявителя Комиссией Тюменского УФАС России соблюден.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации), с начальной (максимальной) ценой контракта 571 000 000,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства».

Информация об электронном аукционе была размещена 31.07.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423004996.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.etp-ets.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») устанавливает запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Во исполнение требований части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе принят приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Пунктом 1.1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктом 1.2 и 1.3 пункта 1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Подпунктом «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что контракт заключается по цене, сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств-членов ЕАЭС).

Согласно извещению об осуществлении закупки, во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе заказчиком в электронной карточке извещения об осуществлении закупки установлен запрет и ограничение допуска товаров в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878:

Согласно извещению об осуществлении закупки, условия допуска согласно приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком не установлены.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации) (код позиции ОКПД 2 - 26.20.30.190), который включен в приложение № 1 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, перечень Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, и попадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н не применяется, если в отношении товаров, указанных в приложении к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. В частности, такой запрет установлен на закупку иностранного программного обеспечения и баз данных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Согласно подпункту «б» пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него, возникающие в том числе, при поставке персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых устанавливается программное обеспечение.

В информационном письме Министерства финансов РФ от 18.01.2019 № 24-01-07/2281 «О применении отдельных положений приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018           № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также отмечается, что условия допуска товаров, предусмотренные положениями указанного приказа, не применяются к товарам, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик ГКУ ТО «Управление капитального строительства» осуществляет закупку компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации) в целях обеспечения деятельности медицинского учреждения.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании

Возможность формировать лот, устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является правом заказчика, которое предусмотрено законодательством о контрактной системе.

Пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусматривает право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Пунктом 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

При объединении товаров в один лот заказчик руководствовался их функциональной и технологической взаимосвязью.

Предусмотренные к поставке товары направлены на достижение единого результата - приобретение заказчиком программного комплекса, который бы слаженно функционировал в единой системе.  

В извещении об осуществлении закупки указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком количества участников закупки.

Участником закупки может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности заказчика.

В описании объекта закупки сформированы следующие позиции:

1) Раздел I. Аппаратное обеспечение комплекса автоматизации процессов рентген-диагностических отделений и создания единого цифрового архива медицинских изображений и данных*, количество 1 шт.

2) Раздел II.  Аппаратное обеспечение комплекса автоматизированного анализа медицинских изображений, количество 1 шт.

3) Раздел  III. Программно-аппаратный комплекс получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных, количество 1 шт.

4) Раздел IV. Сервер Медицинской информационной системы, количество 1 шт.

5) Разделы V- XIX. Автоматизированное рабочее место медицинского работника тип 1.1.1, количество 87 шт., тип 1.1.2, количество 23 шт., тип 1.1.3, количество 90 шт., тип 1.2.1, количество 59 шт., тип 1.2.2, количество 19 шт., тип 1.2.3, количество 26 шт., тип 1.2.4, количество 22 шт., тип 1.3.1, количество 3 шт., тип 1.4.1, количество 10 шт., тип 1.4.4, количество 16 шт., тип 2.1.1, количество 8 шт., тип 2.1.3, количество 10 шт., тип 2.2.3, количество 3 шт., тип 2.4.1, количество 8 шт., тип 2.4.3, количество 15 шт.

6) Раздел XX- XXXI. Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 3.1.1, количество 10 шт., тип 3.1.3, количество 2 шт., тип 3.2.1, количество 25 шт., тип 3.2.3, количество 3 шт., тип 3.3.1, количество 24 шт., тип 3.4.1, количество 4 шт., тип 4.1.1, количество 11 шт., тип 4.1.3, количество 12 шт., тип 4.2.1, количество 2 шт., тип 4.2.3, количество 6 шт., тип 4.4.3, количество 3 шт., тип 5.1.3, количество 10 шт.

7) Раздел XXXII- XXXIII. Мобильный Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 1, количество 40 шт., тип 2, количество 110 шт.

8) Раздел XXXIV. Многофункциональное устройство, количество 1 шт.

9) Раздел XXXV. Интерактивный дисплей, количество 43 шт.

10) Раздел XXXVI. Сканер штрих-кодов стационарный, количество 7 шт.

11) Раздел XXXVII- XXXX. Принтер этикеток тип 1, количество 23 шт., тип 2, количество 5 шт., тип 3, количество 41 шт., тип 4, количество 69 шт.

12) Раздел XXXXI. Cканер для браслетов, количество 267 шт.

13) Раздел XXXXII. Комплект получения фотоизображения пациентов, количество 1 шт.

14) Раздел XXXXIII. Программно-аппаратный комплекс информирования, количество 1 шт.

15) Раздел XXXXIV. Программно-аппаратный комплекс трансляции медиаконтента, количество 1 шт.

16) Раздел XXXXV- XXXXVI. Устройство сканирования документов тип 1, количество 3 шт., тип 2, количество 1 шт.

17) Раздел XXXXVII. Программный комплекс средств виртуализации, количество 14 шт.

18) Раздел  XXXXIX. Общесистемное программное обеспечение для виртуализации рабочих мест, количество 700 шт.

19) Раздел XXXXX. Клиентское программное обеспечение для виртуализации рабочих мест, количество 700 шт.

20) Раздел XXXXXI. Система резервного копирования, количество 1 шт.

21) Раздел XXXXXII. Платформа автоматизации совместной работы, количество 1 шт.

22) Раздел XXXXXIII. Программное обеспечение системы управления базами данных (СУБД), количество 4 шт.

Таким образом, заказчик планирует к закупке 22 позиции оборудования (различных типов и модификаций), которые в конечном итоге должны будут работать в рамках единого программно-технического комплекса обработки медицинской информации и обеспечивать работу медицинского учреждения в части информационного сопровождения медицинской деятельности.

Закупка товаров отдельными лотами (в количестве 13 лотов), как предлагает заявитель, несет для заказчика определенные риски в виде отсутствия должного взаимодействия и  интеграции между составными частями комплекса, что обеспечит нецелевое расходование бюджетных средств заказчика и не позволит достигнуть целей закупки.

Более того, закупка отдельными лотами может увеличить сроки и затраты ресурсов заказчика на проведение закупочных процедур, в то время как для заказчика является важным получение, в том числе единого программно-технического комплекса обработки медицинской информации для дальнейшего и скорого введения в эксплуатацию социально-значимого объекта – медицинского учреждения.

Закупка осуществляется в целях обеспечения деятельности медицинского учреждения.

Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре в рассматриваемом случае, формировалась заказчиком исходя из требований, предъявляемых не только к лечебным процессам и уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований), но в рассматриваемом случае для помощи и автоматизации работы медицинского персонала, для хранения, обработки, анализа информации с последующей интеграцией в иные системы, вместе с тем, указанного программное обеспечение не в состоянии самостоятельно осуществлять интерпретацию набора данных в автоматическом режиме, участвовать в оказании медицинской помощи.

На участие в закупке с реестровым номером извещения № 0167200003423004996 поданы две заявки от участников закупки, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции. Податель жалобы заявку на участие в закупке не подавал. Приложенные к жалобе заявителя спецификации Wacom DTH-1152, Cino S680-BSR, TSC TE210, TSC TE310, TSC TDP-225W, Newland HR32 Marlin II, Canon90D, Canon EF 24-105mm f_4L IS II USM, CanonSpeedlite_430EX III-RT, Benro TTOR35CGX35 Tortoise, RICOH PRO C5310S, Aquarius CMP NS685U, Life Tab Plus, Pantum M7300FDW, Aquarius Pro P30 K43, DS TASKalfa 2554ci RU, DS TASKalfa 308ci, Astra_Linux не обосновывают необходимость проведения заказчиком закупки отдельными лотами (в количестве 13 лотов).

Представитель заказчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России пояснил, что при составлении описания объекта закупки и обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был изучен рынок аналогичного программного обеспечения, 3 организации выразили свое согласие поставить товары, приведенные в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона и предоставили коммерческие предложения заказчику.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо нарушения законодательства о контрактной системе при формировании лотов и полагает необходимым признать указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

По третьему доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 2И297/20 от 13.02.2020 предусмотрено, что программное обеспечение является медицинским изделием при условии соответствия его всем следующим критериям:

- представляет собой программу для ЭВМ или ее модули вне зависимости от используемой аппаратной платформы, а также способов размещения программного обеспечения и предоставления доступа к нему;

- не является составной частью другого медицинского изделия;

- предназначено производителем для оказания медицинской помощи;

- результат действия программного обеспечения заключается в интерпретации в автоматическом режиме, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, или по заданным медицинским работником параметрам, влияющим на принятие клинических решений, набора данных, полученных от медицинских изделий, допущенных к обращению в установленном порядке или введенных медицинскими работниками в целях оказания медицинской помощи.

Пунктом 4 письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения                 № 2И297/20 от 13.02.2020 предусмотрены примеры программного обеспечения, которое не относится к медицинским изделиям:

1) Программное обеспечение, предназначенное для автоматизации административно-хозяйственной деятельности медицинской организации.

3) Медицинские информационные системы медицинской организации, лабораторные информационные системы, программное обеспечение для ведения электронных медицинских карт, системы архивирования и передачи изображений, если такое программное обеспечение не содержит функций интерпретации данных.

Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 2 – 26.20.30.190 «Устройства автоматической обработки данных прочие».

Интерпретация результатов обследования — это правильная трактовка полученных в ходе обследования пациента результатов, учитывающая многие аспекты и особенности пациента (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, объективный статус, имеющиеся заболевания, особенности развития, принимаемые лекарственные препараты и т.д.).

Исходя из описания объекта закупки, установленного описанием объекта закупки аукционной документации программно-технический комплекс обработки медицинской информации предназначен для помощи и автоматизации работы медицинского персонала, для хранения, обработки, анализа информации с последующей интеграцией в иные системы; однако указанное программное обеспечение не в состоянии самостоятельно осуществлять интерпретацию набора данных в автоматическом режиме, участвовать в оказании медицинской помощи.

Критерии и признаки медицинского изделия (используется врачами для оказания медицинской помощи, выявление паталогических состояний, определение морфометрических показателей и др.), которые указывает в своей жалобе заявитель, отсутствуют в описании объекта закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в действиях заказчика не установлено нарушение требований Постановления Правительства РФ № 620 от 19.04.2021 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку в составе лота по рассматриваемой закупке отсутствует товар, являющийся медицинским изделием.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо нарушения законодательства о контрактной системе при формировании лотов и полагает необходимым признать указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 2 – 26.20.30.190 «Устройства автоматической обработки данных прочие».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Поскольку в составе закупки отсутствует товар, являющийся медицинским изделием требование о предоставлении регистрационного заявления в составе заявки участника закупки является неправомерным и нарушает требования подпункта «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По пятому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017  145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В тоже время, в случае, если позиция каталога не содержит описание объекта закупки, предусмотренное пунктом 13 Правил формирования каталога, согласно пунктам 5, 6 Правил использования каталога заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги. Указанные разъяснения содержатся в письме Министерства финансов РФ от 17.03.2020 № 24-05-08/20208 (письма Министерства финансов РФ от 11.01.2019 № 02-06-10/556, от 12.02.2020 № 24-06-05/9326).

Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 2 – 26.20.30.190 «Устройства автоматической обработки данных прочие».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД 2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД 2. Более того, к выбору кода ОКПД 2 Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований.

Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД 2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;

- необходимость учитывать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе).

Заказчиком не применен Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — КТРУ), поскольку ни один код КТРУ не соответствует закупаемому товару. В связи с этим заказчик применил код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2, с учетом специфики закупки и области применения товара, что в данном случае не ведет к сокращению количества участников закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России соглашается с позицией заказчика и уполномоченного органа о том, что податель жалобы неправильно понимает и толкует объект закупки.

Представитель заказчика пояснил, что позиции КТРУ для оборудования: сервер, системный блок, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, ИБП, терминал IP-телефонии, МФУ, ноутбук, планшет не подходят под существующее описание объекта закупки, размещенное в составе извещения об осуществлении закупки, поскольку закупается программно-технический комплекс обработки медицинской информации, а не отдельные элементы (в том числе материальные носители), из которых он состоит.

Более того, выбор позиций КТРУ для оборудования, предлагаемых подателем жалобы означал бы невозможность применения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению Комиссии Тюменского УФАС России, у заказчика объективно отсутствовали правовые основания для внесения изменений в извещение об осуществлении закупки в соответствии с ранее поступившим запросом на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По шестому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусматривает право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об осуществлении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

В составе электронной карточки извещения об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Заказчик в заседании Комиссии пояснил, что по каждой позиции товара имеется как минимум 2 и более производителя товаров, что наглядно представлено в таблице:

Позиция товара

Наименование товара, производитель, предложенный заявителем

Производитель товара, соответствующий описанию объекта закупки

Интерактивный дисплей

Wacom Interactiva Pen and Touch Display (DTH-1152)// Wacom Company Ltd, Япония

Интерактивный дисплей HUION Kamvas 12

https://www.huion.com/ru/pen_display/Kamvas/kamvas-12.html

Сканер штрих-кодов стационарный

Сканер штрихкода Cino S680-BSR производства CINO Group, Тайвань

Сканер штрих-кодов стационарный Zebra DS9308

https://www.zebra.com/gb/en/products/scanners/general-purpose-hands-free-scanners/ds9300-series.html

Принтер этикеток тип 1

Принтер этикеток TSC TE210 производства TSC Printronix Auto ID, США

Принтер этикеток Zebra ZD421

https://www.zebra.com/ru/ru/products/spec-sheets/printers/desktop/zd421-series.html

Принтер этикеток тип 2

Принтер этикеток TSC TE310 производства TSC Printronix Auto ID, США

Принтер этикеток Zebra ZD621

https://www.zebra.com/ru/ru/products/spec-sheets/printers/desktop/zd621-series.html

Принтер этикеток тип 3

Принтер этикеток TSC TDP-225W производства TSC Printronix Auto ID, США

Принтер этикеток Zebra ZD411

https://www.zebra.com/ru/ru/products/spec-sheets/printers/desktop/zd411-series.html

Cканер для браслетов

Сканер штрих-кода Newland HR32 Marlin II производства Newland Digital Technology Co. Ltd, Нидерланды

Cканер для браслетов Zebra DS4608

https://www.zebra.com/gb/en/products/scanners/general-purpose-handheld-scanners/ds4600-series.html

Комплект получения фотоизображения пациентов

Фотоаппарат Canon EOS 90D, объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, вспышка Canon Speedlite 430EX III-RT, штатив Benro TTOR35CGX35 Tortoise

Комплект получения фотоизображения пациентов Камера Sony ILCE-7M4 + вспышка Sony HVL-F46RM + объектив Sony FE 24–105 мм F4 G OSS + штатив FST MU-TUC

https://www.sony.ru/interchangeable-lens-cameras/products/ilce-7m4/spec

https://www.sony.ru/electronics/obiektivy/sel24105g/specifications

https://www.sony.ru/camera-accessories/products/hvl-f46rm/spec

Многофункциональное устройство

(Раздел XXXIV ООЗ)

Цифровая печатная машина Ricoh Pro C5310S производства Ricoh Company Ltd, Япония

МФУ Konica Minolta AccurioPrint C4065 + встраиваемый контроллер Fiery IC-419 https://www.konicaminolta.ru/ru-ru/hardware/production-printing/accurioprint-c4065

 

Мобильный Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 1

Ноутбук Aquarius CMP NS685U Исполнение 4 производства Aquarius, РФ

Ноутбук ICL Raybook S1511 G1R

https://icl-techno.ru/catalog/mobile/noutbuk-raybook-s1511-g1r/

Мобильный Программно-аппаратный комплекс медицинского работника тип 2

Планшет  F+ Life Tab производства  F+ Tech,  РФ

Планшетный компьютер Aquarius Cmp NS220

https://www.aq.ru/product/aquarius-cmp-ns220-ispolnenie-5-avrora/

Многофункциональное устройство», входящего в состав АРМ тип X.2.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5)

МФУ   Pantum   M7300FDW   производства   Pantum,   Китай

МФУ HP LaserJet Pro M428fdw + доп. картридж CF259X

https://www.hp.com/ru-ru/products/printers/product-details/product-specifications/19204100

Автоматизированное рабочее место медицинского работника тип X.Y.Z» (где X,Y,Z – цифры от 1 до 5)

Системный блок Aquarius Pro P30 K43 производства Aquarius, Россия

Системный блок ICL BasicRay B104 G2R

https://icl-techno.ru/catalog/desktop/sistemnyy-blok-basicray-b104-g2r_1/

Многофункциональное устройство», входящего в состав автоматизированного рабочее место медицинского работника тип X.3.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5)

МФУ Kyocera TASKalfa 2554ci производства Kyocera, Китай

МФУ Sindoh D332

https://www.sindoh.com.my/product/sindoh-d330-d332-a3-color-mfp/

Многофункциональное устройство», входящего в состав автоматизированное рабочее место медицинского работника тип X.4.Y (где X,Y – цифры от 1 до 5)

МФУ Kyocera TASKalfa 308ci производства Kyocera, Китай

МФУ Sindoh C300

https://www.sindoh.com/en/products/product_detail.php?pno=1688170827

Общесистемное серверное программное обеспечение

Операционная система Astra Linux «Воронеж», разработчик ГК «Астра», Россия

Общесистемное серверное программное обеспечение ОН «СТРЕЛЕЦ» - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

https://strelets.net/

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Участником закупки может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребности заказчика. Какие-либо положения извещения об осуществлении закупки, которые привели к ограничению количества участников закупки Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Заказчиком характеристики товара, которые приводит Заявитель, как блокирующие в описании объекта закупки позиции, указаны в сопровождении слов – «не более», «не менее», что предоставляет вариативность заполнения показателей потенциальным участникам закупки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По седьмому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3.1 настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Заказчик, уполномоченный орган не может знать заблаговременно о предложенном в составе заявок участников закупки оборудовании.

В случае, как полагает податель жалобы, если участниками закупки не будут представлены реестровые записи из реестра российской радиоэлектронной продукции и Евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа при рассмотрении заявок не будут применяться положения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 в части отклонения заявок участников закупки, предложивших товары, происходящие из иностранных государств, поскольку ни в одной из поданных заявок не будут предоставлены надлежащие сведения, предусмотренные требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик обязан в силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установить ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, данное обстоятельство подателем жалобы не обжалуется.

По восьмому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

При размещении извещения об осуществлении закупки заказчик вправе определить в заявке требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Подпунктом «б» пункта 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Таким образом, запрет, установленный Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, распространяется на закупку только если извещением об осуществлении закупки предусматривается что в рамках исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение.

Вместе с тем, дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, когда объектом закупки являются товары с предустановленным программным обеспечением, без которого применение товара по назначению невозможно, и в извещении об осуществлении закупки не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

В описание объекта закупки включена следующая позиция:

III. Программно-аппаратный комплекс получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных, количество 1 шт.

Программное обеспечение получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных **, количество 1 шт.

Описание объекта закупки содержит сноску следующего содержания:

* Программное обеспечение, базовая система ввода вывода из реестра российского программного обеспечения и (или) реестра евразийского программного обеспечения, за исключением встроенного, предустановленного ПО, помеченного в качество такового **.

** Данное программное обеспечение является встроенным, предустановленным.   

Программное обеспечение получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных в описании объекта закупки содержит примечание – «**» и указание на то, что программное обеспечение является встроенным, предустановленным, а, следовательно, не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно и неопровержимо подтверждающих тот факт, что совокупности установленным требований к закупаемому программному обеспечению соответствует исключительно ПО Universal Viewer компании General Electric.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По девятому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об осуществлении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Объектом закупки является поставка программно-технического комплекса обработки медицинской информации, поставка этого оборудования, пуско-наладка и настройка функционально взаимосвязаны, результатом исполнения поставщиком обязательств по контракту должно являться установленная, работоспособная система. Вместе с тем, включение в закупку на поставку программно-технического комплекса обработки медицинской информации работ по пуско-наладке и настройке обеспечивает наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи – запуск и функционирование МИС в медицинском учреждении, в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

Тюменское УФАС России в ходе проведенной внеплановой проверки дополнительно проанализированы размещенные заказчиком в ЕИС в сфере закупок разъяснения извещения об осуществлении закупки.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившим в адрес заказчика запросами на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участника закупки заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещены 14.08.2023, 21.08.2023 разъяснения извещения об осуществлении закупки:

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, при этом, участник закупки направивший запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки непосредственно в тексте разъяснения не указан, размещенные изменения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки. Кроме того, поданная в антимонопольный орган в части повторяет доводы изложенные в ранее направленных запросах на разъяснение в адрес заказчика.

Фактически заказчиком ответ на запрос участника закупки был предоставлен в установленный Законом о контрактной системе срок, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.

Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.

Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными), исчерпывающими (либо не исчерпывающими) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное, как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

Упоминаемая подателем жалобы различная ведомственная (административная) практика антимонопольных органов подтверждающая правомерность доводов жалобы заявителя по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельной, поскольку административная, а равно судебная практика не является источником права в Российской Федерации, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, содержат казуальное толкование, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения всех доводов жалобы заявителя, проведения в полном объеме внеплановой проверки всех без исключения положений извещения об осуществлении закупки (не ограничиваясь доводами жалобы заявителя) не установила каких-либо иных признаков нарушения законодательства о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу ООО «Э» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Э» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-технического комплекса обработки медицинской информации) (реестровый номер закупки 0167200003423004996) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны