Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 2 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                   тел. 50-31-55

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-02/2024

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

30.01.2024                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение "...-..." (далее – Заказчик, "...-...") о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" информации в отношении "...-..." (ИНН "...-...") (далее также – "...-...", Общество) в связи с уклонением от заключения договора на поставку листового металлопроката по результатам запроса цен (реестровый номер извещения: 32312982530), далее – Закупка,

с участием представителей:

от Общества: "...-..." по доверенности № 7 от 25.01.2024;

от Заказчика: "...-..." по доверенности № 20-332 от 01.12.2023; "...-..." по доверенности № 20-787 от 27.12.2023;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение "...-..." о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" информации в отношении "...-..." (ИНН "...-...") в связи с уклонением от заключения договора на поставку листового металлопроката по результатам запроса цен (реестровый номер извещения: 32312982530), далее – Закупка.

Комиссия, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Согласно п. 2.91 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть, запрос цен представляет собой способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену договора или низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках);

Как установлено материалами дела, 21.11.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312982530, реестровый номер закупки на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ»), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса цен в электронной форме по лоту 1300-C01-К-21-01298-2024 «Листовой металлопрокат» (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 21.12.2023

Начальная (максимальная) цена договора: 612 130 231,94 руб.

Требование о предоставлении Обеспечения исполнения договора: установлено.

Согласно протоколу подведения итогов Закупки № 1300-С01-К-21-01298-2024 от 21.12.2023 (далее – Итоговый протокол) победителем закупки признан участник ООО «ТМГ», указавший ценовое предложение: 468 269 911,49 руб.

Порядок заключения договора установлен в разд. 15 Инструкция для участника закупки, в соответствии с которой:

  • Договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Положением о закупке товаров, работ, услуг "...-..." и настоящей инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в п.п. 15.4 – 15.7 настоящей инструкции (п. 15.1).
  • Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика (п. 15.2).
  • Победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, составленного по результатам закупки (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола) (п. 15.3).

Заказчик обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 20 (двадцати) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, составленного по результатам закупки (при осуществлении закрытой закупки – с даты направления итогового протокола).

Если победитель закупки не подписывает договор в указанный срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке товаров, работ, услуг "...-...".

  • Обеспечение исполнения договора (пункт применяется, в случае если условиями договора, размещенного в составе документации о закупке, предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора до его подписания и если извещением об осуществлении закупки предусмотрено предоставление организатору закупки участником закупки после признания его победителем документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения договора) предоставляется победителем закупки на каждый заключаемый по результатам закупки договор (п. 15.5).
  • Размер, виды способов обеспечения исполнения договора определены и указаны в проекте договора, который является неотъемлемой частью документации о закупке (п. 15.5.1).
  • Способ обеспечения выбирает победитель закупки, с учетом условий проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке (п. 15.5.2).
  • В случае выбора победителем закупки способа обеспечения исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии победитель закупки не позднее 9 (девяти) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, составленного по результатам закупки, но не позднее дня подписания договора победителем закупки, должен предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) информацию о банковской гарантии по Форме 5.1 «Форма реестра данных об обеспечении исполнения договора (банковских гарантиях, обеспечительных платежах) по лоту №___» в формате MS Excel, копию безотзывной банковской гарантии (оформляется по Форме 5 «Гарантия исполнения условий договора») любого из банков, включенных в Перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются организациями системы «Транснефть», размещенный на сайте электронной площадки, указанной в извещении об осуществлении закупки, в секции закупок в торговой секции «Закупки "...-..." и ОСТ (п. 15.5.3).
  • В случае выбора победителем закупки способа обеспечения исполнения договора в виде внесения денежных средств, победитель закупки не позднее 9 (девяти) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, составленного по результатам закупки, но не позднее дня подписания договора победителем закупки, должен представить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) информацию об обеспечительном платеже по Форме 5.1 «Форма реестра данных об обеспечении исполнения договора (банковских гарантиях, обеспечительных платежах) по лоту №___» в формате MS Excel, копию платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора. Реквизиты перечисления средств в качестве обеспечения исполнения договора указаны в извещении об осуществлении закупки (п. 15.5.4).
  • Оригиналы указанных в п.п. 15.5.3 или 15.5.4 документов должны быть представлены победителем закупки по адресу Заказчика, указанному в извещении об осуществлении закупки не позднее 19 (девятнадцати) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц (п. 15.5.5).
  • В случае непредставления со стороны победителя закупки документов, указанных в п. 15.4 – 15.7 настоящей инструкции, договор с таким лицом не заключается, конкурсная комиссия вправе признать такого победителя уклонившимся от заключения договора. В этом случае участнику закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки, направляется письменное уведомление в порядке, предусмотренном настоящим разделом. Соответствующие решения конкурсной комиссии оформляются протоколом, сформированным в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через три дня со дня подписания указанного протокола. С даты размещения итогового протокола на электронной площадке и/или в единой информационной системе, если иное не установлено законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц на участника закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки, распространяются все права и обязанности победителя закупки (п. 15.8).

25.12.2023 – Заказчиком в ЕИС размещён Итоговый протокол от 21.12.2023.

28.12.2023 – Заказчиком в адрес Победителя закупки направлено уведомление о необходимости предоставить в адрес Заказчика Обеспечение исполнения договора в течение 9 календарных дней с даты размещения Итогового Протокола

09.01.2024 – Заказчиком на ЭТП «Сбербанк-АСТ» размещён на подписание Проект договора.

11.01.2024, 23:59:13 – ЭТП «Сбербанк-АСТ» сформировано уведомление о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора по причине неподписания Обществом Проекта договора и непредоставления Обеспечения исполнения договора в срок до 11.01.2024, 23:59.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что причиной не подписания Проекта договора стала невозможность предоставления Обеспечения исполнения договора в связи с отказами банков в выпуске Независимых гарантий, по независящим от Победителя закупки причинам. Также причиной непредоставления Обеспечения исполнения договора в срок являлось то обстоятельство, что срок заключения договора пришёлся на нерабочие и праздничные дни (с 30.12.2023 по 08.01.2024), в связи с чем Общество не располагало достаточным временем для предоставления обеспечения исполнения договора в регламентированный срок.

Кроме того, представитель Общества отметил, что 26.12.2023 состоялось заседании комиссии ФАС по рассмотрению жалобы ООО «Лидер» на действия АО «Сбербанк-АСТ» по данной Закупке в связи с чем Общество находилось в правовой неопределённости относительно дальнейших действий по заключению договора с Заказчиком.

12.01.2024 – Обществом в адрес Заказчика направлено Письмо от 12.01.2024 исх. № 1 с указанием вышеуказанных обстоятельств незаключения договора с Заказчиком и отказом Общества от заключения договора поставки.

В свою очередь, по мнению заказчика непредоставление Обществом Обеспечения в регламентированный срок по причине отказа банка в выпуске Независимой гарантии не является объективной причиной, поскольку Общество обладало возможностью выбрать в качестве предоставления Обеспечения исполнения договора перевод денежных средств на счёт Заказчика.

Представитель Общества в ходе заседания Комиссии Управления пояснил, что Общество рассчитывало предоставить Обеспечение исполнения договора в виде независимой гарантии и на момент получения отказа банков в выпуске независимых гарантий не имело возможности своевременно аккумулировать денежные средства для их предоставления в адрес Заказчика в качестве Обеспечения исполнения договора.

Кроме того, участником закупки представлены следующие документы: перечень из 25 банков-гарантов, которые должны были приниматься организациями системы «Транснефть»; скан-образ отказа ПАО АКБ «МеталлИнвестБанк» в выпуске независимой гарантии по заявке ООО «"...-..."»; скан-образ отказа АО «Альфа-Банк» в выпуске независимой гарантии по заявке ООО «"...-..."» по причине «Плохое финансовое положение по методике Банка»;

Довод общества о том, что причиной непредоставления обеспечения исполнения договора послужило недостаточное количество времени (обстоятельство, возникшее по независящим от Общества действиям) Комиссия признает несостоятельным, поскольку из представленных документов это никак не следует, причиной отказа в предоставлении гарантии послужило финансовое положения общества, признанное банками несоответствующим.

ООО «"...-..."» подавая заявку на участие в Закупке должно было реально оценивать свои финансовые возможности и предположить, что получить независимую гарантию не будет возможно, соответственно приведёт к возможному наступлению для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения договора.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что невозможность получения Независимой гарантии в качестве Обеспечения исполнения договора является предпринимательским риском в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не освобождает победителя закупки от ответственности за уклонение от заключения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе.

Стоит также отметить, что Общество до наступления выходных и праздничных дней (28.12.2023) было уведомлено Заказчиком о необходимости предоставления Обеспечения исполнения договора.

В свою очередь Обществом не доказано, что сокращение срока в связи с рассмотрением 26.12.2023 жалобы ООО «Лидер», выпадением срока заключения договора на праздничные дни, повлияло на невозможность получение Независимой гарантии.

Соответственно, в период с 25.12.2023 по 11.01.2024 Общество обладало возможностью в течение 7 рабочих дней представить заказчику Обеспечение исполнения договора, путём предоставления Независимой гарантии, либо путём внесения денежных средств.

Вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов, сведений, доказательств, подтверждающих совершение всех необходимых действий, направленных на заключение договора (обращение общества в иные банки (помимо ПАО АКБ «МеталлИнвестБанк», АО «Альфа-Банк» для выпуска независимой гарантии в качестве Обеспечения исполнения договора, перевод денежных средств на счет заказчика в качестве Обеспечения исполнения договора).

В ходе заседания Комиссии Управления также установлено, что в связи с уклонением Общества от заключения договора с Заказчиком, Заказчик был вынужден заключить договор с участником закупки, занявшим второе место по значительно по значительно большей цене договора, чем та, на которую рассчитывал Заказчик при выявлении лучшей цены договора.

С учётом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России делает вывод о признании факта уклонения "...-..." от заключения договора поставки листового металлопроката по результатам запроса цен (реестровый номер извещения: 32312982530) – подтвердившимся, что свидетельствует о наличии оснований для включения сведений в отношении указанного участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

1. Признать факт уклонения "...-..." от заключения договора поставки листового металлопроката по результатам запроса цен (реестровый номер извещения: 32312982530) подтвердившимся.

2. Направить сведения об "...-..." (ИНН "...-...", Юридический адрес: "...-...") в ФАС России для принятия решения о включения в реестр недобросовестных поставщиков.

 

 

 

Председатель Комиссии

"...-..."

Члены Комиссии:

 

"...-..."

 

"...-..."

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны