Решение №20-ВП/2023 Запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государ... от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 20-ВП/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

19 июня 2023 года                                                                                                                            г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на поставку катера (мотолодки) (реестровый номер закупки 0367100010323000014).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/2428/23 от 24.04.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 26.04.2023, 11 часов 00 минут (по тюменскому времени).

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/2483/23 от 26.04.2023) заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок отложено на 05.05.2023, 11 часов 00 минут (по тюменскому времени) ввиду необходимости запроса дополнительной информации в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Ввиду не поступления по состоянию на 05.05.2023 в Тюменское УФАС России ответа на ранее направленный в Министерство промышленности и торговли РФ запрос, в этой связи, учитывая отсутствие всех необходимых для принятия решения по делу документов. Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок неоднократно объявляла об отложении заседания Комиссии ввиду отсутствия необходимой для рассмотрения дела информации до 26.05.2023, 10 часов 00 минут (по тюменскому времени) на основании уведомления исх.№ ДП/2653/23 от 05.05.2023, до 01.06.2023, 10 часов 00 минут (по тюменскому времени) на основании уведомления исх.№ ИВ/3097/23 от 26.05.2023, до 16.06.2023, 10 часов 00 минут (по тюменскому времени) на основании уведомления исх.№ ИВ/3253/23 от 01.06.2023, до 19.06.2023, 15 часов 30 минут (по тюменскому времени) на основании уведомления исх.№ ИВ/3572/23 от 16.06.2023.

Внеплановая проверка проводилась с участием представителей:

от заказчика: Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее также – заказчик), Р. по доверенности № 39 от 25.04.2023, Г. по доверенности № 178 от 22.12.2022,

от заявителя: генерального директора ООО «Р» (далее – заявитель), О. действующего на основании протокола общего собрания участников № 4 от 02.08.2021, приказа о вступлении в должность директора № 1 от 03.08.2021,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 18.04.2023 поступила жалоба ООО «Р» на действия заказчика Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на поставку катера (мотолодки) (реестровый номер закупки 0367100010323000014).

Рассмотрение жалобы ООО «Р» состоялось 24.04.2023, 10-00 (по тюменскому времени) в дистанционном режиме посредством плагина True Conf.

Решением Тюменского УФАС России № 072/06/44/61/2023 от 24.04.2023 жалоба ООО «Р» на действия заказчика Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству при проведении электронного аукциона на поставку катера (мотолодки) (реестровый номер закупки 0367100010323000014) признана необоснованной, как необоснованно поданной ввиду отсутствия у ООО «Р» права на обжалование действий заказчика в лице Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, то есть, в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 105 Закон о контрактной системе.

В последующем, Тюменским УФАС России на основании поступившей информации от ООО «Р» назначено проведение внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Стороны уведомлены о проведении внеплановой проверки на основании уведомления Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/2428/23 от 24.04.2023).

Заказчиком представлены в материалы дела письменные пояснения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Заказчик полагает, что в его действиях отсутствуют какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе.

В представленных пояснениях заказчик указывает, что на дату окончания срока подачи заявок подана одна заявка от ООО «Меркмарин-групп», где указан товар – моторная лодка «Мастер Про 550» (производитель ООО «Меркурий-трейдинг»), но выписки из реестра или реестровый номер участником закупки указан не был. Заказчик имея ранее полученную информацию из реестра и понимая, что данную информацию можно получить в открытом доступе (в реестре), самостоятельно (по названию лодки и производителя) проверил её наличие в реестре и получил выписку от 14.04.2023, а также сообщил об отсутствии данной информации участнику закупки. Участник закупки предоставил выписку из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись № 228\3\2022 от 12.04.2023) на электронную почту заказчика. Комиссия при рассмотрении заявки 14.04.2023 имея на руках полученную информацию, признала аукцион не состоявшимся, заявку единственного участника соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона. 19.04.2023 заказчиком было проверено наличие лодки в реестре, данная реестровая запись отсутствовала. Заказчик направил запрос в службу технической поддержки Минпромторга России которая ведет указанный реестр и получил ответ, что срок действия заключения истёк 31.03.2023 постановление о продлении пока не принято, выписка полученная 14.04.2023 не легитимна, ожидается постановление о продлении (находится на подписи) и как оно будет получено – срок действия продлится.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в том числе, в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Из материалов дела усматривается, что Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку катера (мотолодки), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 138 861,67 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 05.04.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100010323000014.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Извещением об осуществлении закупки во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе установлен запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Объект закупки отнесен заказчиком к следующему коду ОКПД 2: 30.11.33.190 «Суда прочие». Указанный код ОКПД 2 включен в общую группировку кода ОКПД2 – 30.11.33 «Земснаряды; плавучие маяки, плавучие краны; прочие суда», который в свою очередь, включен в пункт 124 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (приложение к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусмотрено, что в целях реализации настоящего постановления:

а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»;

б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;

в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.

Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ ИВ/2428/23 от 24.04.2023) с требованием предоставить в электронном виде все заявки поступившие на участие закупке. Оператором электронной площадки (исх.№ 2644-Д/23 от 24.04.2023) во исполнение запроса Тюменского УФАС России представлены все заявки участников закупки в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

По результатам изучения Комиссией Тюменского УФАС России заявок участников закупки, установлено, что на участие в закупке поступила 1 (одна) заявка участника ООО «Меркмарин-групп» (идентификационный номер 1), в которой продекларирована страна происхождения поставляемого товара: Российская Федерация, без указания номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона                                               № 0367100010323000014 от 14.04.2023 заявка участника ООО «Меркмарин-групп» (идентификационный номер 1) признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, а следовательно, являлась победителем электронного аукциона, контракт заключен по цене 1 138 861,67 рублей.

В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены выписки из реестра российской промышленной продукции от 12.04.2023, 11:29; от 14.04.2023, 09:23 по реестровой записи № 228\3\2022 от 09.10.2022 на моторную лодку «Мастер Про 550» которые поступили 14.04.2023, 15:44 на электронную почту заказчика с электронной почты sale@mactrading.ru.

Заказчиком в материалы дела представлен скриншот переписки заказчика и службы технической поддержки Минпромторга России ведущей реестр российской промышленной продукции согласно которой заказчик задал следующий вопрос в техническую поддержку: «Во время проведения процедуры закупки и подготовки технического задания неоднократно (согласно 616 постановления) обращались к «Реестру промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации» и ориентировались на товар с реестровой записью № 228/3/2022 (моторная лодка «Мастер Про 550» ОКПД 2: 30.11.33.190) на момент рассмотрения комиссии запись присутствовала, на момент согласования контракта (с юридическим отделом) данной реестровой записи нет. Прошу Вас проконсультировать когда данная запись была убрана и как это повлияет на поставку товара». Технической поддержкой Минпромторга России предоставлен ответ, согласно которому, срок действия заключения истёк 31.03.2023 постановление о продлении пока не принято, выписка полученная 14.04.2023 не легитимна, ожидается постановление о продлении (находится на подписи) и как оно будет получено – срок действия продлится.

В результате изучения материалов дела у Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок возникла необходимость в направлении запроса информации в Министерством промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) (исх.№ ИВ/2477/23 от 26.04.2023) осуществляющего ведение реестра российской промышленной продукции.

К запросу Тюменского УФАС России были приложены переписка заказчика со службой технической поддержки Минпромторга России представленной в заседание Комиссии, а также направленные победителем закупки на электронную почту заказчика выписки из реестра российской промышленной продукции от 12.04.2023, 11:29; от 14.04.2023, 09:23 по реестровой записи № 228\3\2022 от 09.10.2022.

Запрос Тюменского УФАС России исх.№ ИВ/2477/23 от 26.04.2023 направлен в Минпромторг России посредством межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и зарегистрирован с присвоением входящего номера МП-95585 от 26.04.2023 (ответственным исполнителем является Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России). Дополнительно, указанный запрос направлен Тюменским УФАС России в Минпромторг России посредством заказного почтового отправления (идентификационный номер отслеживания на официальном сайте Почта России 80101683051481) который, согласно отчету об отслеживании почтового отправления поступил в Минпромторг России - 04.05.2023.

В направленном Тюменским УФАС России запросе в адрес Минпромторга России были обозначены следующие вопросы на которые необходимо предоставить ответы:

1) Имелась ли реестровая запись № 228\3\2022 от 09.10.2022 в действительности на официальном сайте Минпромторга России и до какой даты имелась возможность получить указанную выписку из реестра?

2) Имеется ли в настоящий момент реестровая запись № 228\3\2022 от 09.10.2022 на официальном сайте Минпромторга России?

3) Возможно ли технически сформировать выписку из соответствующего реестра при её отсутствии на официальном сайте Минпромторга России?

В Тюменское УФАС России на ранее направленный запрос (исх.№ ИВ/2477/23 от 26.04.2023) поступил ответ Минпромторга России (исх.№ ПГ-12-5592 от 16.06.2023) (вх.№ от 16.06.2023) в котором отмечается следующее: «Реестровой записи от 09.10.2022 № 228\3\2022, и принадлежащей ООО «Меркурий - Трейдинг», а также заключения от 09.10.2022 № 75491/09 в реестре не найдено. Вместе с тем в реестре присутствует заключение от 09.10.2020 № 75491/09. Проанализировав указанное заключение и реестровую запись от 09.10.2022 № 228\3\2022 Департамент сообщает, что в представленной в письме реестровой записи некорректно указана дата внесения в реестр, код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также наименование производимой промышленной продукции. В частности, в заключении от 09.10.2020 № 75491/09 промышленная продукция с наименованием «Моторная лодка «Мастер Про 550» отсутствует. Для целей информирования отмечается, что заключение № 75491/09 выдано 09.10.2020 и было действительно в течение одного года со дня выдачи. Важно подчеркнуть, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 553 «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» была предусмотрена пролонгация действия документов о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданных Минпромторгом России (заключения) и ТПП России (указанных в подпункте «б» и «г» пункта 1 Постановления № 719) до 31.03.2023. Таким образом, Департамент дополнительно отмечает, что срок действия заключения от 09.10.2020 № 75491/09, а также сформированной на основании указанного заключения реестровой записи истек. В этой связи представленное заключение и реестровая запись более не являются подтверждающим механизмом для целей реализации закупочного процесса в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что по информации размещенной в реестре контрактов официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 1720319167423000054 следует, что 16.05.2023, 10:57 (МСК+2) заказчиком размещено соглашение № б/н от 12.05.2023 о расторжении государственного контракта № ЭА-23/32 от 26.04.2023 по соглашению сторон, подписанное как со стороны Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, так и со стороны ООО «Меркмарин-групп»:

Учитывая, вышеприведенные нормативные требования, Комиссия Тюменского УФАС России полагает возможным отметить, что само по себе декларирование одним из участников торгов в своей заявке предложения о поставке товаров исключительно из Российской Федерации, не может быть признано достаточным подтверждением страны происхождения товара, учитывая, что ранее такой участник закупки не подтвердил указанное обстоятельство в рамках реализации пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, предполагающего более жесткий механизм подтверждения страны происхождения товара.

Из материалов дела установлено, что ограничения допуска, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 не применялись, поскольку одна из допущенных заявок (идентификационный номер 1) содержала предложение о поставке товара страной происхождения которого является Российская Федерация, без указания номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.

Немаловажно отметить, что требованиями статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 25.07.2015 № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности», Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусматривается, что Министерством промышленности и торговли РФ ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru).

Указанная информационная система включает в себя, как реестр российской промышленной продукции, так и реестр евразийской промышленной продукции.

В свою очередь, реестр российской промышленной продукции создан в целях развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Соответственно, вся российская промышленная продукция должна быть включена в указанный реестр. В противном случае данная продукция (не включенная в реестр российской промышленной продукции) для целей закупок товаров для государственных и муниципальных нужд приравнивается к продукции иностранного происхождения (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза).

Само по себе декларирование участником в заявке на участие в закупке того, что предлагаемый к поставке товар произведен в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемого товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Доказательств, подтверждающих наличие у участника спорной закупки возможности поставки товара с требуемыми заказчиком характеристиками, страной происхождения которого является Российская Федерация, в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Кроме того, по результатам анализа содержания заявки участника закупки ООО «Меркмарин-групп» (идентификационный номер 1) продекларировавшего страну происхождения товара – Российская Федерация, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что указанная заявка не содержит в своем составе информацию о номере реестровой записи из единого реестра российской промышленной продукции, что является обязательным для применения запрета на допуск промышленных товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Немаловажно отметить, что пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Комиссия по осуществлению закупок в соответствии со своими полномочиями вправе осуществлять проверку уже непосредственно представленной участником закупки в составе заявки обязательной информации.

При этом, полномочия по восполнению недостающей обязательной информации (в том числе, поиска недостающей информации на официальных информационных ресурсах на любом этапе проведения процедуры закупки) либо изначально отсутствовавшей обязательной информации непосредственно в составе заявки участника закупки на комиссию по осуществлению закупок действующим законодательством о контрактной системе не возложены, поскольку заявка участника закупки изначально не содержала требуемую обязательную информацию во исполнение положений части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» предусмотрено, что обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронного документа. Электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчиком самостоятельно была получена выписка из реестра российской промышленной продукции от 14.04.2023, однако указанная выписка в материалы рассматриваемого Комиссией Тюменского УФАС России дела не представлена.

Согласно переписки службы технической поддержки Минпромторга России с заказчиком следует, что выписка полученная заказчиком 14.04.2023 не легитимна.

Из письменных пояснений заказчика также следует, что заказчик сообщал об отсутствии обязательной информации (в данном случае, выписки из реестра российской промышленной продукции) в составе заявки победителю закупки, на что впоследствии, победитель закупки направил 14.04.2023, 15:44 на электронную почту заказчика с электронной почты sale@mactrading.ru выписки из реестра российской промышленной продукции от 12.04.2023, 11:29; от 14.04.2023, 09:23 по реестровой записи № 228\3\2022 от 09.10.2022 на моторную лодку «Мастер Про 550».

Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание, что само по себе сообщение заказчиком участнику закупки об отсутствии в составе заявки обязательной информации противоречит части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе предусматривающей запрет при проведении конкурентных способов закупок на ведение заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок переговоров с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданной таким участником, до выявления победителя указанного определения.

Кроме того, пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 прямо предусмотрено, что обмен информацией между участником закупки и заказчиком осуществляется исключительно посредством функционала оператора электронной площадки, направление документов которые в обязательном порядке должны представляться в составе заявки во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в обход функционала электронной площадки с использованием иных каналов связи (в том числе, посредством электронной почты) действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрен.

Из полученного Тюменским УФАС России официального ответа Минпромторга России на ранее направленный запрос следует, что реестровой записи от 09.10.2022 № 228\3\2022, и принадлежащей ООО «Меркурий - Трейдинг», а также заключения от 09.10.2022 № 75491/09 в реестре не найдено. Вместе с тем в реестре присутствует заключение от 09.10.2020 № 75491/09. Проанализировав указанное заключение и реестровую запись от 09.10.2022 № 228\3\2022 ответственный Департамент Минпромторга России сообщил, что в представленной победителем закупки на электронную почту заказчика реестровой записи некорректно указана дата внесения в реестр, код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также наименование производимой промышленной продукции. Срок действия заключения от 09.10.2020 № 75491/09, а также сформированной на основании указанного заключения реестровой записи истек. При этом, представленное заключение и реестровая запись более не являются подтверждающим механизмом для целей реализации закупочного процесса в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Следовательно, заявка участника ООО «Меркмарин-групп» (идентификационный номер 1) подлежала отклонению на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, признавшей победителем заявку ООО «Меркмарин-групп» (идентификационный номер 1) являются неправомерными и нарушают положения части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 предусмотрено, что в случае, если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:

а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.

Учитывая, что по состоянию на момент принятия Комиссией Тюменского УФАС России решения по рассматриваемому делу в реестре контрактов официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 1720319167423000054 размещена информация о том, что 16.05.2023, 10:57 (МСК+2) заказчиком размещено соглашение № б/н от 12.05.2023 о расторжении государственного контракта № ЭА-23/32 от 26.04.2023 по соглашению сторон, Комиссия Тюменского УФАС России руководствуясь пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 указывает на отсутствие правовых оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания в адрес заказчика и оператора электронной площадки.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктами 33, 34, 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку катера (мотолодки) (реестровый номер закупки 0367100010323000014) в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика в лице Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству установлено нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

2. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны