Постановление №072/04/14.3-327/2019 реклама медицинских услуг от 18 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №072/04/14.3-327/2019

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

18.09.2019г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №072/04/14.3-327/2019, возбужденного в отношении исполнительного директора ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> (<…>г.р., место рождения: г. <…>, адрес регистрации: 625053, г.Тюмень, ул. <…>, паспорт <…>), по признакам нарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии исполнительного директора ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> (предъявлен паспорт гражданина РФ), которой права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе № 072/05/24-30/2019 от 09.08.2019г. признана ненадлежащей реклама, медицинской услуги гемодиафильтрации, распространяемая путем раздачи рекламных листовок 04.01.2019г. с 22-00 до 23-00 по адресу: г.Тюмень, ул.Ю.Семовских, 10, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Текст рекламы «Гемодиафильтрация – это один из методов экстракорпорального очищения крови, применяемый у больных в критическом состоянии. Для этой очистки нужна экстрачистая вода. Это одних из высоких показателей центра. Лечение проходит на аппаратах Dialog и Dialog+. Эти аппараты дают возможность не принимать препараты которые ранее были необходимы пациенту, а достигается этот эффект за счет улучшенной отчистки крови. Особенно эффективно они выводят из организма фосфор креатинин и мочевину. «После процедуры я домой прихожу бодрый, веселый могу поиграть с детьми и делать свои домашние дела» «Я сразу почувствовала улучшение общего состояния, прошла отдышка и нормализовалась сердцебиение» Независимо где вы проходите процедуру гемодиализ в отделениях Нефросовета или НефроМеда, лечение в больнице, поликлинике получение лекарств остается для вас бесплатно. Если вы стоите на пересадку почки, то очередь ваша сохраняется и пересадка почки для вас также бесплатно. Оплата происходит по страховому медицинскому полису. Доставкой пациентов по г.Тюмени до места лечения и обратно до места проживания занимается сам центр, с помощью услуг такси. Тюменская областная благотворительная общественная организация инвалидов Щит Милосердия Центр «НефроМед» был открыт по инициативе пациентов г.Тюмени, ул.Дамбовская, 65 ост. Губкинская тел. +7(3452) 39 88 86 Центр трансплантации органов и тканей: г.Тюмень, ул.Ю.Симовских, 10 областная клиническая больница №1. Хирургическое отделение №1, 6 этаж тел +7 (3452) 29 42 57 ОГРН 1167232074283 КПП 720301001 ИНН 7203389201 ст. мед. 8-982-929-75-51 рук.оргн. 8-982-772-14-54» формирует и поддерживает у потенциального получателя услуг интерес к вышеупомянутым медицинским центрам и услугам гемодиафильтрации, оказываемым ими, что способствует продвижению услуг вышеуказанных учреждений на рынке медицинских услуг.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются Медицинский центр «НефроМед» и оказываемые им услуги гемодиафильтрации.

Из пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, следует, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Приложением к данному Положению услуги в сфере гематологии относятся к медицинским услугам.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н Гемодиафильтрация относится к медицинской услуге.

Таким образом, упомянутые в рекламе услуги, предоставляемые Медицинским центром «НефроМед», являются медицинскими услугами.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных изданиях, площади такого предупреждения должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади рекламного пространства.

Рассматриваемая реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или необходимости получения консультации специалиста.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (согласно части 3 ст.24 Закона о рекламе требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации).

В нарушение требований п.2 ч.1 ст.24 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе содержатся ссылки на улучшения состояния здоровья человека в результате применения процедуры Гемодиафильтрации.

Таким образом, при распространении рассматриваемой рекламы нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель, за нарушение требований установленных частью 7 статьи 24 настоящего Закона, ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Таким образом, рекламодатель и рекламораспространитель, неся ответственность за распространение рекламы, должен обеспечить соблюдение требований законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-327/2019 выступает – исполнительный директор ТОБООИ «Щит Милосердия» - <…>, как лицо, определившее объект рекламирования и распространявшее рекламу.

Вина <…> состоит в том, что она не выполнила установленных Законом о рекламе требований и не предприняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела, – 04.01.2019г.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом ТОБООИ «Щит Милосердия» является исполнительный директор – <…>, которая своими силами распечатала рекламные листовки и распространяла их среди пациентов.

Указанное лицо в соответствии с Уставом руководит текущей деятельностью Общества и несет ответственность за соблюдение действующего законодательства. Поэтому, именно она должна была предотвратить нарушение законодательства о рекламе.

На момент составления и рассмотрения протокола нарушение законодательства о рекламе устранено.

При рассмотрении дела исполнительный директор ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> пояснила, что нарушение было допущено по незнанию. При изготовлении брошюры <…> добросовестно заблуждалась, считая, что данная брошюра не является рекламой, так как в ней содержится информация не только о центре «НефроМед», но и о центре трансплантации в г.Тюмени, и о бесплатном лекарственном обеспечении, чтобы пациенты знали свои права и куда им обращаться. Центр «Нефромед» был открыт по просьбам пациентов. Есть пациенты, которые социально не грамотные, которые не знают где находится «Центр трансплантации органов и тканей». И как руководитель общественной организации <…> для информирования таких пациентов и создала информационно-просветительскую брошюру, поскольку предметом деятельности ТОБООИ «Щит Милосердия» является защита интересов инвалидов, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и.т.п.

Кроме того, распространение этой брошюры осуществлялось в течение короткого времени (приблизительно в течение часа 04.01.2019г. и роздано примерно 10 пациентам), не нанесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, напротив, информировало пациентов о том, куда им можно обратиться. Отсутствие предупреждающей надписи также не повлекло никаких негативных последствий, поскольку процедура Гемодиафильтрации показана только по медицинским показателям и осуществляется на основании направления главного нефролога Тюменской области.

ТОБООИ «Щит Милосердия» является благотворительной общественной организацией, коммерческую деятельность не осуществляет, денег у организации нет, зарплату <…> не получает. Сама <…> является инвалидом 1 группы, живет на пенсию по инвалидности, поэтому просит признать данное правонарушение малозначительным и объявить устное замечание.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного наказания.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

В материалах дела не имеется доказательств наступления негативных последствий и причинения вреда в результате действий исполнительного директора ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> по распространению рекламы.

С учетом изложенного, принимая во внимание привлечение <…>  к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства впервые, а также отсутствие негативных и общественно опасных последствий,  незначительный срок распространения рекламы,  исполнительному директору ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> может быть вынесено устное замечание.

Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ правонарушитель освобождается от административной ответственности, к нему должна быть применена такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.

Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Производство по делу об административном правонарушении № 072/04/14.3-327/2019, возбужденному в отношении исполнительного директора ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> (<…>г.р., место рождения: г. <…>, адрес регистрации: 625053, г.Тюмень, ул. <…>, паспорт <…>), прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить исполнительному директору ТОБООИ «Щит Милосердия» <…> устное замечание за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны