Решение №072/10/18.1-486/2022 Жалоба признана необоснованной от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–486/2022

Резолютивная часть решения оглашена 11.11.2022 года

 

В полном объёме решение изготовлено 14.11.2022 года

г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–486/2022 по жалобе «…» (далее также - Заявитель) на действия организатора торгов – арбитражного управляющего «…» (далее также – Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ №8663458 (далее также –Торги).,

в присутствии Заявителя –«….» (предоставил паспорт гражданина РФ),

в отсутствие Организатора торгов, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия,-

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России из ЦА ФАС России 13.09.2022 (вх. № 6633-ЭП/22) поступила жалоба «…» (далее также - Заявитель) на действия организатора торгов – арбитражного управляющего «…» (далее также – Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ №8663458 (далее также –Торги).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, в части 17 которой закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По смыслу положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон) задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуре – получению наибольшей выручки для подведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов – определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 №3.

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В этой связи, Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases

В соответствии с частями 11, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено письмо (исх. № ИВ/3942/22 от 14.09.2022 г.) о приостановлении соответствующих Торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Торгах о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По результатам рассмотрения комиссией жалобы 16.09.2022, 23.09.2022,03.10.2022,12.10.2022,26.10.2022 г. было принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием полноты сведений.

Так, из доводов жалобы Заявителя следует, что Организатором торгов были указаны недостоверные сведения для оплаты задатка на участие в Торгах.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, из которых следует, что реквизиты для оплаты задатка, указанные в извещении о проведении Торгов, являются актуальными и по ним может произведена оплата задатка.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Организатора торгов, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве, данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства.

Так, решением Арбитражного суда Тюменской области (далее также – АС ТО) от 28.06.2021 г. по делу №А70-7867/2021 «...» (ИНН 720403444547), далее также - Должник был признан банкротом, в отношении Должника была введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим была утверждена «…» (ИНН 721400232144).

Определением АС ТО от 25.01.2022 г. по делу №А70-7867/2021 было утверждено Положение (уточненное) о порядке, сроках и условиях продажи имущества Должника(далее также – Положение).

Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 данного Закона. При этом, продажа имущества должника, как следует из статьи 109 Закона о банкротстве, является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путём проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами ГК РФ, статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, …, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок).

На основании пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139.

Согласно пункту 3 статьи 110 Закона о банкротстве, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

В силу пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве, продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат, в том числе и имущественные права (дебиторская задолженность).

В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве, организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия (имущества) и сообщение о результатах проведения торгов.

Согласно п.10 ст.110 Закона о банкротстве, извещение о проведении торгов по реализации имущества должника должно содержать следующие сведения:

- сведения об имуществе должника, его составе, характеристиках, описание, порядок ознакомления с имуществом должника;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене имущества должника;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене имущества должника (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальную цену продажи имущества должника;

- величину повышения начальной цены продажи («шаг аукциона») в требуемых законом случаях, в случае использования открытой формы подачи предложений о цене;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дату, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

- проект договора купли-продажи имущества должника оформляется договором уступки права требования, и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Абзацем 1 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве определено, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключён с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Абзацем 2 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве зафиксировано, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом, начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе исследования материалов дела было установлено следующее.

Согласно п.2.3. Положения, Организатором торгов на реализацию было выставлено следующее имущество Должника: лот №1 - 1/74 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 45:21:000000:275, назначение объекта: для сельскохозяйственного использования, площадью 7371000.00 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шатровский р-н, в границах бывшего колхоза им. Свердлова, поле №5- пашня в урочищах: Макарова роща, за станом, Дальний стан, Кудрино, у Дальнего стана, Херы, Солонцы, Ограничение(обременение) права: аренда №45-45-21/309/2013-478/2; аренда 45-45-21/309/2013-478., начальная цена лота :565 774 рублей 00 копеек (далее также – Имущество).

Так, по результатам торгов (аукционов) по продаже имущества должника, назначенных на 05.03.2022 г. (сообщение ЕФРСБ №8099708 от 27.01.2022 г.) и назначенных на 14.04.2022 г. (сообщение ЕФРСБ №8354773 от 09.03.2022 г.), имущество Должника по лоту №1 не было продано.

В этой связи, во исполнение п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве, по лоту №1, объявлена продажа Имущества посредством открытого публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 8663458 от 22.04.2022 г.), в котором был установлен общий срок подачи заявок с 23.04.2022 г. 00:00 по 01.08.2022 г. 00:00. При этом, весь указанный период состоит из 19 этапов снижения цены от даты начала приема заявок, продолжительность этапов снижения цены – 5 рабочих дня.

Вместе с тем, указанная продажа имущества не состоялась по причине отсутствия заявок (сообщение ЕФРСБ №9334258 от 02.08.2022).

В ходе исследования материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

В сообщениях о проведении Торгов, размещенных на сайте ЕФРСБ: №№8099708 от 27.01.2022 г., 8354773 от 09.03.2022 г., 8663458 от 22.04.2022 г., - была размещена информация следующего содержания: «К участию в торгах допускаются заявители, своевременно подавшие в установленном порядке заявку и внесшие задаток – 10% от минимальной цены предложения, действующей в период подачи заявки заявителем. Задаток вносится с 23.04.2022 г., и не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов, по следующим реквизитам : получатель «…», счет получателя: 40817810467101676746, Западно-Сибирское отделение №8647 ПАО «Сбербанк», к/с 3010181080000000651, БИК 047102651, наименование платежа: «Задаток для участия в торгах»(далее также – Реквизиты).

Как следует из доводов жалобы «…», заявитель не смог произвести оплату задатка по реквизитам, указанным в сообщение в ЕФРСБ № 8663458 от 22.04.2022 г. В подтверждении указанных доводов был представлен скриншот черновика банковского перевода от 31.07.2022 г., из которого следует, что была произведена попытка оплаты задатка по следующим реквизитам:

номер счета:408178104671016767746;

ФИО: «…»

Банк получателя: Западно-Сибирское отделение №8647 ПАО «Сбербанк»;

БИК : 047102651;

к/с: 3010181080000000651, -

однако, перевод денежных средств по указанным реквизитам не был произведен.

В подтверждение своих доводов, Заявителем был представлен ответ на запрос, направленный в адрес ПАО «Сбербанк», из которого следовало, что причина отказа в переводе денежных средств по Реквизитам заключается в установленных ограничениях по карте получателя денежных средств.

Тюменским УФАС России, в целях получения информации о наличии ограничений по Реквизитам, а также информации о движении (всех транзакциях) денежных средств по счету Должника в период 23.04.2022 - 01.08.2022, направило соответствующий запрос в ПАО «Сбербанк» средств (исх. № ИВ/4159/22 от 26.09.2022), в ответ на который банк указанную информацию предоставить отказался, сославшись на банковскую тайну.

Организатор торгов, в целях получения информации о движении (всех транзакциях) денежных средств по счету Должника в период 01.01.2022 - 24.10.2022 направил соответствующий запрос в ПАО «Сбербанк», в ответ на который банк, сообщил, что Реквизиты являются действующими, по ним осуществлялся перевод денежных средств как на приход, так и на расход денежных средств, что подтверждается выпиской по банковскому счету №408178104671016767746, за период с 01.01.2022 г. по 26.10.2022 г., в том числе и во временной промежуток с 23.04.2022 по 23.08.2022 г.

Следовательно, Организатором торгов в сообщениях о проведении торгов, размещенных на сайте ЕФРСБ: №№8099708 от 27.01.2022 г., 8354773 от 09.03.2022 г., 8663458 от 22.04.2022 г., - были указаны действующие реквизиты, по которым осуществлялись банковские операции по переводу денежных средств.

Согласно п.10 ст.110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Организатором торгов в сообщении о продаже имущества должника были указаны достоверные сведения для оплаты задатка, в связи с чем доводы жалобы не находят своего объективного подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ, соответственно, жалоба «…» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу «…» на действия организатора торгов – арбитражного управляющего «…» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ №8663458, необоснованной.

«…»

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны