Решение б/н Заказчик представил 31.03.2022 в Управление Федеральной анти... от 12 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                   тел. 50-31-55

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-12/2022

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 07.04.2022

В полном объёме заключение изготовлено 12.04.2022                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."               -

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

 

"...-..."                 -

 

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

 

"...-..."          -

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение "...-..." (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) сведений в отношении "...-..." (далее также – Участник, Общество) в связи с уклонением от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-04081-2022 «Вычислительная техника (поставка персональных компьютеров)» (реестровый номер извещения: 32211044543), с участием:

 

Представителей Заказчика:

"...-..." (на основании доверенности № б/н от 19.03.2022),

"...-..." (на основании доверенности № б/н от 14.10.2021),

 

Представителя Организатора торгов:

"...-..." (на основании доверенности № 178 от 05.12.2019),

 

Представителя Участника:

"...-..." (на основании доверенности № б/н от 06.04.2022),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Заказчик представил 31.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) в соответствии со Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения в отношении Общества для включения в РНП.

Из обращения Заказчика следует, что победитель закупочной процедуры в установленный закупочной документацией срок надлежащим образом не исполнил обязанность по предоставлению подписанного проекта договора, вследствие чего данный Участник был признан уклонившимся от заключения данного Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения, направленные на умышленное уклонение от заключения и исполнения Договора.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом № 5 Совета директоров "...-..." от 05 апреля 2019 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое в редакции, действующей на дату рассмотрения данного дела, размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 18.01.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211044543), организатором торгов, проводящего Закупку в интересах Заказчика было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-04081-2022 «Вычислительная техника (поставка персональных компьютеров)» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.01.2022 в 11:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 8 133 313,00 руб.

Порядок организации и проведения закупочной процедуры аукциона регламентируется разд. 7 Положения о закупке Заказчика.

Так, в соответствии с п. 2.1 Положения и ч. 18 Закона о закупках, под аукционом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора (цену лота) или цену единиц товаров, работ, услуг путем соответственно снижения начальной (максимальной) цены договора или цены единиц товаров, работ, услуг, указанной в извещении об осуществлении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора (цена лота) снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор, а победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило оплатить заказчику наиболее высокую цену за право заключить договор.

Из содержания протокола № 0001-208-К-26-04081-2022/И от 25.02.2022 г. следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подана 1 заявка, в связи с чем было принято комиссией по закупкам Заказчика решение о признании Закупки несостоявшейся и заключении договора с Участником № 2 (ООО «"...-..."»).

Согласно п. 12.5 Положения, Если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный п.п. 12.1 - 12.4 настоящего Положения о закупке, и/или не предоставляет документы (а именно, обеспечение исполнения договора), обязанность предоставления которых победителем закупки заказчику, организатору закупки установлена извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением о закупке.

Порядок заключения и исполнения договоров установлен разд. 12 Положения, где в п. 12.2 Положения указано, что после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем (далее в настоящем разделе - Уведомление) и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в Уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.

Победитель закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты МСП, обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки или путем обмена подписанными экземплярами договоров экспресс-почтой в порядке, определенном в Уведомлении, в течение:

- 10 календарных дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола);

- 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола), если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

По результатам рассмотрения совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее:

28.02.2022 г. – в адрес победителя Закупки было направлено уведомление о победе по итогам закупки, посредством функционала электронной торговой площадки, а также в этот же день в ЕИС был размещен итоговый протокол Закупки.

14.03.2022 г., 23:59 – установлен крайний срок подписания проекта договора.

14.03.2022 г. в 23:59 – Заказчику с электронной площадки поступило уведомление о блокировке участника за неподписание договора (скриншот блокировки Участника приложен в материалы дела), в соответствии с чем победитель Закупки был признан уклонившимся от заключения договора Закупки.

 

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС было установлено, что на момент 14.03.2022 г. Участником не было осуществлено подписание проекта договора. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Общества пояснил, что:

24.02.2022 Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории ДНР и ЛНР, после чего рядом иностранных государств, были совершены недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, выразившиеся в введение политических и экономических санкций, что в свою очередь сделало невозможным исполнение заключаемого по результатам закупки договора.

Введенные ограничительные меры экономического характера повлияли на возможность исполнения договора на предусмотренных ранее условиях, в частности:

- в предлагаемых к поставке системных блоках предполагалось использовался процессор производителя AMD, операционную систему производителя Microsoft Corporation, при этом указанные корпорации объявили о прекращении поставок своей продукции на территорию России (аналогичную позицию занял и другой производитель процессоров – Intel);

- курс иностранной валюты существенно увеличился, что привело к значительному увеличению цен на закупаемые комплектующие, и как следствие невозможности продажи товара по предложенной цене в виду ее явного несоответствия изменившейся экономической ситуации;

- предметом поставки являлись системные блоки общим количеством 135 шт., в сложившихся обстоятельствах существенно сократился ассортимент закупаемых комплектующих, крупными дистрибьютерами приняты решения о приостановке поставок, в связи с чем закупка предусмотренного количества комплектующих сделалась невозможной.

Поставщик обратился к Заказчику с предложением об изменении условий Договора в связи со сложившейся ситуацией (Переписка с Заказчиком приложена в материалы дела), однако представитель Заказчика ответил отказом.

После чего Поставщик направил в адрес Заказчика Письмо (исх. № 01-5 от 14.03.2022) (копия письма приложена в материалы дела) в котором повторно предложил заключить прямой Договор по существующим на данный момент ценам. На предложение Участника Заказчик ответил отказом (ответ Заказчика приложен в материалы дела). Таким образом, в связи с тем, что Заказчик не пошел на встречу Поставщику, Общество было вынуждено не подписывать Договор на предусмотренных условиях, в том числе в целях того, что бы Заказчику не пришлось инициировать процедуру расторжения договора, что привело бы к затягиванию в достижении Заказчиком цели Закупки и поступлении в его распоряжение необходимого товара.

В соответствии с положениями абз. 3 пп. «в» п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (в редакции от 21.03.2022) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств, рассмотренных норм действующего законодательства РФ и документов, сведений материалов, предоставленных сторонам, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к заключению, что не подписание договора в установленный законом срок не обусловлено в данном случае недобросовестным поведением Участника и намеренным уклонением Общества от подписания такого договора.

 

Комиссия Тюменского УФАС России в результате осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения, приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления № 13-П от 30.07.2001 г. и № 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях "...-..." признаков недобросовестного поведения, направленного на уклонение от заключения Договора, в связи с обстоятельствами, воспрепятствовавших подписанию проекта договора и не зависящих от него.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения "...-..." от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-04081-2022 «Вычислительная техника (поставка персональных компьютеров)» (реестровый номер извещения: 32211044543), не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения "...-..." ("...-..."), в связи с уклонением последнего от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-04081-2022 «Вычислительная техника (поставка персональных компьютеров)» (реестровый номер извещения: 32211044543), не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии

"...-..."

 

 

 

Члены Комиссии:

 

"...-..."

 

 

 

 

"...-..."

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны