Решение №072/06/44/124/2022 По мнению заявителя его заявка на участие в рассматриваемой ... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/124/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

29 июля 2022 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Н» на действия аукционной комиссии Государственной инспекции труда в Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку маркированных почтовых конвертов с литерой «А» (реестровый номер закупки 0367100001822000011),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 25.07.2022 поступила жалоба ООО «Н» на действия аукционной комиссии Государственной инспекции труда в Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку маркированных почтовых конвертов с литерой «А».

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя его заявка на участие в рассматриваемой закупке неправомерно отклонена аукционной комиссией в связи с указанием дополнительных характеристик поставляемого товара, В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что его заявка в полной мере соответствовала  требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, поскольку им был конкретизирован производитель почтовых конвертов (ООО «НПС-Югра») и указана его торговая марка, что необоснованно расценено комиссией по закупкам как нарушение.

Кроме того, заявитель приводит довод о том, что заказчиком был нарушен установленный Законом о контрактной системе кворум состава аукционной комиссии, поскольку согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, в составе комиссии по осуществлению закупок, принявшей спорное решение состояло всего два человека.

В ходе заседания Комиссии заявителем были озвучены новые доводы, которые отсутствовали в ранее поданной им жалобе в антимонопольный орган, в частности, описание объекта закупки составлено с нарушением Закона о контрактной системе в части указания на приказ ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п, приказ Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115; заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Представитель заказчика просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о товаре, предусмотренная пунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Из материалов дела усматривается, что Государственная инспекция труда в Тюменской области являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на поставку маркированных почтовых конвертов с литерой «А», с начальной (максимальной) ценой контракта 187 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 11.07.2022 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100001822000011. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2022 следует, что заявка ООО «Н» (идентификационный номер 15) отклонена по следующему основанию: «пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ – непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (участник аукциона изменил показатели, которые не изменяются). Согласно приложения № 1 к извещению, установлена неизменяемая характеристика «Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки)», участник предложил «Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки ООО «НПС-Югра»)».

Разделом 2 Инструкции по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что в случае, если характеристики товара отнесены к «показателям, которые не изменяются» (в соответствующей графе установлено слово «наличие»), в контракт включаются показатели характеристик, установленные заказчиком в неизменном виде. Запрещается участнику закупки изменять показатели, которые не изменяются. В случае, если участником закупки изменены значения неизменных показателей и данные значения не соответствуют значениям, установленным в описании объекта закупки, такая заявка признается несоответствующей требованиям извещения о закупке

Описанием объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены характеристики поставляемого товара:

№ п/п

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак или эквивалент

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара)

Показатели которые не изменяются

1

 

Конверт почтовый бумажный

не установлен

Код КТРУ 17.23.12.110-00000003

 

Обозначение конверта: DL

наличие

Тип заклеивания: С клеем

наличие

*** Дополнительные характеристики:

Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки). Наличие рамки для написания почтовых индексов, конверт без окна на месте зоны адреса адресата, с верхним расположением клапана

наличие

Оператором электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (№ СВ/2941/22 от 26.07.2022) представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке, в том числе заявка ООО «Н».

По результатам изучения заявки ООО «Н» (идентификационный номер 15) установлено, что указанным участником закупки к поставке предложен товар со следующими характеристиками:

№ п/п

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак или эквивалент

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара)

Наименование страны происхождения товара

1

 

Конверт почтовый бумажный

ООО «НПС-Югра»

Код КТРУ 17.23.12.110-00000003

Российская Федерация

Обозначение конверта: DL

Тип заклеивания: С клеем

*** Дополнительные характеристики:

Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки ООО «НПС-Югра»). Наличие рамки для написания почтовых индексов, конверт без окна на месте зоны адреса адресата, с верхним расположением клапана

Учитывая вышеприведенное предложение ООО «Н» в отношении объекта закупки следует, что заявителем в нарушение требований извещения об осуществлении закупки, инструкции по заполнению заявки, изменены показатели, которые отнесены заказчиком к неизменным, а соответственно, подлежали включению заявку в неизменном виде.

Так, вместо неизменной характеристики «Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки)», Общество указало «Конверт почтовый маркированный с литерой «А» для внутренних почтовых отправлений (конверт с типографским изображением почтовой марки ООО «НПС-Югра»), что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки).

При этом, следует отметить, что заявитель ошибочно толкует требование инструкции по заполнению заявки в части отсутствия необходимости указания характеристик поставляемого товара, в случае указания товарного знака, поскольку по дополнительным характеристикам помеченным символом «***»  установлено слово «наличие» что исключало возможность для участника закупки изменять, дополнять установленные в описании объекта закупки характеристики.

В свою очередь, какие-либо запросы на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки и установленных требований к порядку подачи заявки на участие в закупке, заявителем заказчику не направлялись.

На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии заказчика, принявшей решение об отклонении заявки ООО «Н», не противоречат Закону о контрактной системе. Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

Относительно довода жалобы заявителя об отсутствии кворума в комиссии заказчика, Комиссией Тюменского УФАС России Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.

Частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

В рамках проверки указанного довода заявителя, Тюменским УФАС России в порядке подготовке к рассмотрению настоящего дела, в адрес заказчика направлен запрос (исх.              № СВ/2963/22 от 27.07.2022) о предоставлении приказа о создании комиссии по осуществлению закупок.

Заказчиком в материалы дела представлена копия приказа № 4/1-ОД от 10.02.2022 о создании комиссии по осуществлению закупок, согласно которому, председателем комиссии является - Т., членами комиссии являются - П., Г., а также определены дублеры на время отсутствия основного члена комиссии: Р., Е.

Приказом заказчика о создании комиссии по осуществлению закупок определен председатель и два члена комиссии – всего не менее чем три человека, как это прямо предусмотрено частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе.

Таким образом, присутствие на рассмотрении заявок при проведении электронного аукциона двух человек, не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку в заседании комиссии при проведении рассматриваемого электронного аукциона приняло участие не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов (часть 8 статьи 39 Закона №44-ФЗ), которые определены приказом заказчика № 4/1-ОД от 10.02.2022 о создании комиссии по осуществлению закупок.

Соответственно, заседание комиссии по осуществлению закупок, действующей от имени и по поручению заказчика - Государственной инспекции труда в Тюменской области, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе на поставку маркированных почтовых конвертов с литерой «А» состоялось при наличии необходимого кворума, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя в указанной части.

В части доводов жалобы заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия считает необходимым указать следующее.

Пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению об осуществлении закупки с реестровым номером 0367100001822000011 следует, что датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в закупке являлось – 19.07.2022, 10:00 (МСК+2). Жалоба заявителя поступила в Тюменское УФАС России через личный кабинет ЕИС в сфере закупок – 25.07.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, что последним не оспаривается.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России оставляет приведенный выше довод заявителя без рассмотрения, как заявленный после истечения установленного Законом о контрактной системе срока обжалования положений извещения об осуществлении закупки,

Дополнительно Комиссия Тюменского УФАС России разъясняет заявителю, что он имеет право оспорить действия заказчика в указанной части в арбитражном суде.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, контроль за порядком определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию антимонопольного органа, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по контролю за правомерностью соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Учитывая, что доводы, изложенные в жалобе заявителя, относятся к необоснованному формированию заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия приходит к выводу о невозможности рассмотрения указанного довода жалобы заявителя по существу в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Н» на действия аукционной комиссии Государственной инспекции труда в Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку маркированных почтовых конвертов с литерой «А» (реестровый номер закупки 0367100001822000011) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны