Определение б/н без аннотации от 4 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 072/01/10-9/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

04.07.2019 г.                                                                                                        г. Тюмень

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) ... на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20.06.2019 г. № 52 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении законодательно установленной процедуры введения ограничения энергоснабжения в отношении потребителя, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛ

В Тюменское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя ... (далее – ИП ..., Заявитель, потребитель) по факту отключения электроснабжения объекта заявителя и введения ограничения энергоснабжения без предварительного уведомления потребителя.

В ходе рассмотрения представленных материалов было установлено следующее.

11.03.2016 г. между ИП ... и гарантирующим поставщиком ... заключён договор энергоснабжения №21464.

Точкой поставки электроэнергии по договору является объект «мастерская», расположенный по адресу ...

Объект Заявителя подключён к электрическим сетям АО «РЖД» (филиал АО «РЖД» Тюменский линейный отдел Свердловской дирекции по энергообеспечению С.П. «Трансэнерго»).

В связи с образовавшейся задолженностью по оплате потреблённой электроэнергии АО «...» направило предпринимателю уведомление об ограничении режима потребления электроэнергии от 29.01.2019 №01/0001077172-УЭ.

Данным уведомлением потребитель информирован об имеющейся задолженности по оплате перед Обществом, которая по состоянию на 29.01.2019 г. составила 11157,28 рублей, а также о необходимости произвести оплату текущего потребления за февраль 2019 года до 10.02.2019 г. в сумме 1376,81 рублей. Общая сумма к оплате  – 12534,09 рублей.

В уведомлении указано, что если потребитель не погасит задолженность в срок до 08.02.2019 г., сетевой организацией будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии объекта (мастерская по адресу ...). Дата введения полного ограничения – 11.02.2019 г.

Кроме того, в уведомлении энергосбытовой компании указано, что независимо от факта введения/не введения ограничения режима потребления сетевой организацией в срок до 12 часов дня указанного дня (11.02.2019 г.) потребитель должен осуществить самостоятельное полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении соответствующих точек поставки.

Гарантирующим поставщиком в сетевую организацию АО «РЖД» 06.02.2019 была подана заявка (исх.№01/223 от 06.02.2019) на введение в отношении объекта потребителя (мастерская) ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), в связи с задолженностью.

В заявке (приложение №1 к заявке) указана задолженность потребителя - 11157,28 рублей, в своих пояснениях гарантирующий поставщик указал, что, что на момент подачи заявки, задолженность потребителя составила 6654,14 рублей.

В заявке определена (приложение №2) дата и время введения сетевой организацией ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ИП ...– 12.02.2019, 12:00.

Энергосбытовой компанией (по запросу УФАС) представлен акт от 18.03.2019 о введении ограничения режима потребления электрической энергии, составленным и подписанным представителем АО «РЖД» (электромехаником НТЭЛ-3 ...), «подача электроэнергии потребителю (ИП ...) прекращена по заявке АО «...» (АО «...») №01/223 от 06.02.2019 посредством автоматизированной систем контроля и учёта электрической энергии в 14.час.50 мин. 18.03.2019 на величину 6 кВт». Место установки прибора учета: ВРУ-0,4кВ потребителя, прибор учёта принадлежит СП «...».

Согласно пояснениям энергосбытовой компании, представленным по запросу УФАС, в срок, указанный в уведомлении (11.02.2019), потребитель самостоятельно ограничение энергоснабжения не произвёл. Сетевая организация 12.02.2019 ограничение также не ввела по техническим причинам.

Таким образом, АО «РЖД», действуя в лице филиала Тюменский линейный отдел Свердловской дирекции по энергообеспечению С.П. «Трансэнерго», произвела отключение электроснабжения потребителя 18.03.2019, т.е. по истечении 33 дней после срока (12.02.2019 г.), указанного в заявке гарантирующего поставщика, а также без надлежащего извещения заявителя о дате и времени введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Составленный сетевой организацией Акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 18.03.2019 ни представителем гарантирующего поставщика, ни потребителем не подписан. Отсутствие в акте подписей лиц (двух), подтверждающих отказ потребителя и ГП подписывать акт, свидетельствует о том, что акт представителем сетевой организации составлен в отсутствии представителя энергосбытовой компании и потребителя - ИП ...

Из чего следует, что потребитель заблаговременно ни инициатором, ни исполнителем не был уведомлён не менее чем за 10 дней о прекращении энергоснабжения  с 18.03.2019 в связи с задолженностью по оплате.

ОАО «РЖД» в лице филиала – Свердловской Дирекции по энергообеспечению Трансэнерго в период рассмотрения заявления представлены (на запрос УФАС) пояснения и документы, согласно которым, сетевая организация  соглашается с тем, что отключение энергоснабжения ИП ... было произведено с нарушением указанных в заявке АО «...» от 06.02.3019 сроков. Сетевой организацией предоставлена копия акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии, составленного 25.03.2019 представителем организации ...

В акте, датированном 25.03.2019, указано, что подача электроэнергии прекращена на основании заявления, в котором потребитель просит приостановить выполнение заявки до 25.03.2019. Отключение произведено исполнителем 25.03.2019, в 14 часов, на величину 6кВт. При этом дата подписания акта представителем потребителя (...) 26.03.2019, т.е. не совпадает с датой его составления.

Таким образом, в материалах дела имеются два документа (акта), составленных по факту прекращения энергоснабжения объекта, принадлежащего ИП ..., с разными датами совершения исполнителем действий по введению ограничения энергоснабжения. При этом в обоих документах в качестве основания введения ограничения указана полученная от гарантирующего поставщика заявка от 06.02.2019 г.

Гарантирующий поставщик указывает в пояснениях, что повторная заявка на введение ограничения в сетевую организацию им не направлялась, таким образом,  инициатором введения ограничения потребителя, произведённого 18.03.2019 г., общество не является.

Отношения между потребителем электрической энергии и энергосбытовой организацией (ГП) и сетевой организацией регулируются постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее также – Постановление №442, Основные положения).

Постановлением №442 определены следующие понятия:

полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с Правилами;

инициатор введения ограничения - лицо, по инициативе которого в соответствии с Правилами вводится ограничение режима потребления;

исполнитель - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.

В силу Постановления №442 потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика (за исключением граждан), оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком: 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объёме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объёме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

Гарантирующий поставщик, руководствуясь Правилами полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства №442 (далее также - Правила), вправе дать поручение сетевой организации о ведении режима ограничения потребления электрической энергии в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности) (аб.2 пп.«б» п.2; пп. «а» п.4 Правил).

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя (за исключением потребителей, не имеющих акта технологической и (или) аварийной брони, и (или) «неотключаемых» потребителей) вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления (аб.3 п.6 Правил).

Потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления, согласно п.8 Правил, осуществляется способом, позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления.

Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом уведомлённым о введении ограничения режима потребления (аб.5 п.8 Правил).

Пунктом 8(1) Правил установлено, что уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю должно содержать следующую информацию:

а) наименование потребителя;

б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

в) основание введения ограничения режима потребления;

г) размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;

ж) дата введения полного ограничения режима потребления;

и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.

Пунктом 9 Правил установлено, что уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемое исполнителю инициатором введения ограничения, должно содержать следующую информацию:

- основание введения ограничения режима потребления;

- информация об уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления;

- информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определённом в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя;

- вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения режима потребления вправе включить в уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления любую дополнительную информацию, необходимую, по его мнению, для обеспечения своевременного введения ограничения режима потребления.

К уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

Пунктом 10 Правил установлено, что, в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;

б) направить исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что Исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления.

Акт должен содержать перечисленную в пункте 11 Правил  информацию, включая, причины, по которым ограничение режима потребления не было введено, - если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя ограничение режима потребления не было введено (подп. п) п.11 Правил).

Согласно п.13 Правил, акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введённого ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах. Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте.

Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.

Введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правилами (п.17 Правил).

В случае если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится (п.18 Правил).

Отказ потребителя от признания задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, не является препятствием для введения ограничения режима потребления.

Возобновление подачи электрической энергии осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения.

При возобновлении подачи электрической энергии исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении подачи электрической энергии, содержащий информацию, предусмотренную пунктом 19(1) Правил.

Акт о возобновлении подачи электрической энергии составляется в 3 экземплярах и подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении.

Основываясь на изложенном установлено, что действия АО «РЖД» -исполнителя введения ограничения режима энергоснабжения, совершенные в отношении потребителя ИП ... при ведении режима полного ограничения энергоснабжения в связи наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 Правил (задолженность по оплате потреблённой электрической энергии перед энергосбытовой компанией), содержат нарушение положений Правил, утверждённых постановлением Правительства №442.

Согласно акту о введении ограничения режима потребления по заявке гарантирующего поставщика, действия по отключению энергоснабжения совершены сетевой организаций АО «РЖД» (исполнителем) с нарушением установленного инициатором введения ограничения срока (18.03.2019 г. или 25.03.2019 г., согласно представленным актам, вместо 12.02.2019 г.).

Акт, составленный 12.02.2019 г. (дата введения ограничения, согласно заявке АО «...»), в котором, согласно требованиям п.11 Правил, зафиксирована, в том числе, информация о причинах, по которым ограничение режима потребления не было введено, исполнителем не представлен.

В результате потребитель не был уведомлён в установленном Правилами порядке, не менее чем за 10 дней до отключения, что в отношении него с 18.03.2019 г. будет введён режим полного ограничения потребления электрической энергии, инициированный энергосбытовой компанией в связи с задолженностью по оплате.

В связи с чем, информацией о дате и времени прекращения поставки электрической энергии потребитель не владел, при составлении акта о введении ограничения потребитель в связи с этим не присутствовал (согласно акту от 18.03.2019 и акту от 25.03.2019), возможность устранить основания для  введения ограничения режима потребления электроэнергии не имел. 

Исходя из положений Правил, отключение электроснабжения потребителя должно производиться с соблюдением со стороны участников всех установленных к данной процедуре требований.

К инициатору введения ограничения Правилами (п.6, п.9) установлена обязанность указывания, как в уведомлении, направленному  потребителю, так и в заявке, поданной исполнителю, даты и времени прекращения энергоснабжения. Предусмотренная Правилами процедура обеспечивает соблюдение условий  заблаговременного уведомления потребителя о планируемом отключении энергоснабжения.

Таким образом, при введении ограничения, и поставщик электрической энергии и сетевая организация, должны иметь доказательства надлежащего уведомления потребителя. В связи с чем, исполнитель должен выполнить работы по ограничению энергоснабжения потребителя в срок, указанный в заявке инициатора ограничения. Нарушение требований Правил, выражающееся в несоблюдение установленного инициатором введения ограничения срока, указанного в заявке, приводит к нарушению прав потребителя.

Действия сетевой организации АО «РЖД», выражающиеся в нарушении законодательно установленной процедуры введения ограничения энергоснабжения в отношении потребителя, а именно нарушения пункта 6 (абзац 3) и пункта 17 Правил, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку привели или могли привести к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

В соответствии с Приказом от 24.12.2003 г. № 108-э/16 ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, действия ОАО «РЖД», выразившиеся в нарушении законодательно установленной процедуры введения ограничения энергоснабжения в отношении ИП ..., содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии, Председатель Комиссии

ОПРЕДЕЛИЛ

1. Назначить дело № 072/01/10-9/2019 к рассмотрению на «02» августа 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-9/2019 в качестве заявителя ИП ...;

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-9/2019 в качестве ответчика по делу ОАО «РЖД»;

4. Ответчику – ОАО «РЖД» в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 29 июля 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:

4.1. Письменные объяснения относительно вменяемого правонарушения;

4.2. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной ОАО «РЖД» в результате осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии за 2018 г. на территории г. Ишима;

4.3. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной ОАО «РЖД» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 г., с приложением документов налоговой отчетности;

4.4. Договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенный между ОАО «РЖД» и АО «...» (с приложениями).

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны