Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–154/2023

 

22.11.2023                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–154/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель, "...-...") на действия "...-..." (далее – "...-...", Заказчик) при проведении закупки в электронном магазине с участием СМСП на услуги по комплексной уборке прилегающей территории и детских участков (реестровый номер закупки: 32312945491), далее также – Закупка,

с участием представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности от 17.11.2023 № 5, "...-..." по доверенности от 17.11.2023 № 6;

от Заказчика: "...-..." по доверенности № б/н от 21.11.2023;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении закупки в электронном магазине с участием СМСП на услуги по комплексной уборке прилегающей территории и детских участков (реестровый номер закупки: 32312945491).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает своё несогласие с отклонением заявки Заявителя закупочной комиссией Заказчика по причине отсутствия положительной деловой репутации, поскольку по мнению Заявителя Заказчиком была нарушена процедура проведения закупки, в частности Заказчиком в закупочной документации не установлено дополнительных требований к участникам закупки.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная процедура проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, закупочная комиссия Заказчика правомерно в соответствии с положениями законодательства, отклонила заявку Заявителя на участие в Закупке.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Решением заседания наблюдательного совета "...-..." от 02.08.2023 № 10 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 04.08.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Согласно п. 12.1 Положение, закупка в электронном магазине с участием СМСП (далее по тексту – закупка в электронном магазине) представляет собой способ неконкурентной закупки, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (самозанятые) (далее – субъекты МСП). Закупка в электронном магазине не является торгами в соответствии со статьями 447-449 ГК РФ или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057-1061 ГК РФ.

Как установлено материалами дела, 10.11.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312945491), Заказчиком было размещено Извещение о закупке в электронном магазине с участием субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на Услуги по комплексной уборке прилегающей территории и детских участков для МАДОУ д/с № 141 города Тюмени (далее – Извещение).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 12.8 Положения установлено, что при осуществлении закупки в электронном магазине Заказчик вправе разработать и разместить в единой информационной системе (на официальном сайте) документ, содержащий дополнительные сведения о проведении такой закупки: требования к участникам закупки, требования к закупаемым товарам (работам, услугам), порядок и критерии оценки заявок.

Пунктом 12.12 Положения утверждено, что Заказчик при проведении закупки в электронном магазине вправе установить следующие требования к участникам:

- требование о наличии опыта поставки аналогичных товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- требование о наличии квалифицированного персонала;

- требование о наличии материально-технических ресурсов;

- требование об отсутствии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед Заказчиком и/или третьими лицами;

- требование о том, что участник закупки должен являться производителем товара или обладать правом поставки товара, предоставленным производителем.

Пунктом 12.15 Положения установлено, что Заказчик осуществляет рассмотрение предварительных предложений, направленных оператором электронной площадки, и определяет участника закупки, с которым будет заключаться договор, с учетом требований к участникам, требований к товарам (работам, услугам), порядка и критериев оценки заявок.

Пунктом 12.19 Положения установлено, что договор по итогам закупки в электронном магазине заключается с использованием электронной площадки с участником, определенным заказчиком по результатам оценки по критериям, и соответствующим требованиям, размещенным заказчиком на электронной площадке. Договор заключается на основании предложения такого участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 14.11.2023 № 32312945491, закупочная комиссия Заказчика приняла решение отклонить заявку Заявителя на основании «отсутствия положительной деловой репутации (имеются нарушения договора между "...-..." и "...-..." № 07/23 от 10.07.2023 г на оказание услуг по уборке территории)».

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении и оценке заявок закупочная комиссия Заказчика руководствовалась критерием оценки об отсутствии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед Заказчиком и/или третьими лицами (наличие положительной деловой репутации) (п. 12.12 Положения), однако упомянутый критерий оценки не был указан в извещении на сайте ЕИС, не были размещены на сайте ЭТП РТС-тендер.

Кроме того, хотя из содержания Протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке от 14.11.2023 № 32312945491, п. 12.12 Положения, устных пояснений представителя Заказчика установлено, что закупочной комиссией Заказчика оценивалось соответствие заявки Заявителя критерию «отсутствие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед Заказчиком и/или третьими лицами» (п. 12.12 Положения), закупочной комиссией Заказчика указано в качестве основания отклонения заявки Заявителя: «отсутствия положительной деловой репутации». Соответственно Комиссия Управления приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика осуществляла проверку заявки Заявителя на соответствие критерию «наличие положительной деловой репутации», не установленному ни в закупочной документации, ни в п. 12.12 Положения, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, поскольку из содержания п. 12.12 Положения не установлено, что отсутствие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед Заказчиком и/или третьими лицами подтверждает наличие положительной деловой репутации.

Представитель Заказчика также отметил, что ввиду негативного опыта Заказчика с Заявителем, нарушение условий договора № 07/23 от 10.07.2023 г на оказание услуг по уборке территории (документы приложены в материалы дела), закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отклонении заявки Заявителя.

С учётом изложенного, Комиссией Управления приходит к выводу, что при рассмотрении заявок участников закупки закупочная комиссия Заказчика руководствовалась критериями оценки, не установленными в Извещении и не размещёнными на сайте ЭТП, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку Заказчик в нарушение п. 12.8 Положения не разместил в ЕИС документ, содержащий дополнительные сведения о проведении такой закупки (требования к участникам закупки, порядок и критерии оценки заявок), тем самым лишив Заявителя возможности ознакомиться с условиями определения победителя закупки, соответственно нарушив принцип информационной открытости.

Вместе с тем, договор оказания услуг по комплексной уборке прилегающей территории и детских участков от 16.11.2023 № 2023.1317258, реестровый номер договора в ЕИС: 57203206916230000550001, размещён Заказчиком в ЕИС – 16.11.2023 в 11:37, соответственно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении закупки в электронном магазине с участием СМСП на услуги по комплексной уборке прилегающей территории и детских участков (реестровый номер закупки: 32312945491), обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание, об устранении выявленного нарушения Заказчику не выдавать.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны