Решение №РНП-72-107/21 односторонний отказ от исполнения контракта от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РНП-72-107/21 о проверке факта одностороннего отказа

от исполнения контракта

 

19 июля 2021 года                                                                                                                г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

в отсутствие представителя заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) (далее также – заказчик), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствие представителя ООО «М» (далее также – заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев посредством системы видеоконференции True Conf обращение ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) сведений в отношении ООО «М» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения на поставку расходных материалов для анализатора (реестровый номер закупки 0167200003420006140),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 12.07.2021 поступило обращение (вх.№ 7087) ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «М» (ИНН ) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для анализатора.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) документы и сведения.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, ФАС России проводит проверку поступивших документов и сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, и, в случае подтверждения данных фактов, своим решением включает сведения о таком лице в РНП.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункт 11 Правил ведения РНП).

В соответствии с письмом ФАС России № ИА/11604/14 от 28.03.2014 «По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов» в случае отсутствия нарушений частей 9, 12, 13, 26 статьи 95 Закона о контрактной системе контролирующий орган осуществляет проверку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в части:

- неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств;

- ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- установления заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

- установления заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

Из обращения заказчика следует, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.11.2020 № АЭ-5435/20 победителем признано ООО «М» предложившее цену договора 261 635,76 рублей.

23.11.2020 между ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) и ООО «М» заключен договор № 0167200003420006140 на поставку расходных материалов для анализатора.

Заказчиком 05.02.201 направлена заявка № 61 в адрес Общества на поставку товара. Срок поставки составлял до 06.04.2021. В указанный срок товар не поставлен.

29.04.2021 заказчиком в адрес Общества направлена претензия № 2803 с требованием поставки товара в кратчайший срок. Каких-либо действий со стороны Общества направленных на осуществление поставки требуемого по договору товара в адрес заказчика не осуществлено.

По состоянию на 24.05.2021 просрочка поставки товара составила 47 календарных дней.

На основании изложенного, заказчик руководствуясь статьями 310, 456, 464, 523 Гражданского кодекса РФ, статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.3 договора принял решение № 3400 от 25.05.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора № 0167200003420006140 от 23.11.2020

ООО «М" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения по обстоятельствам дела в антимонопольный орган не направило.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализатора, с начальной (максимальной) ценой контракта 425 424,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск).

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.10.2020 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: https://zakupki.gov.ru, с реестровым номером 0167200003420006140.

23.11.2020 между ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) и ООО «М» заключен договор № 0167200003420006140 на поставку расходных материалов для анализатора (реестровый номер контракта 2722300850320000632).

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что в соответствии с договором поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку расходных материалов для анализатора (код ОКПД2 – 26.51.82.190, 27.40.14.000), (далее – товар) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленный товар.

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком в рабочее время Заказчика с 08:00 до 12:00 часов и с 12:30 до 15:30 часов (за исключением выходных и праздничных дней) с разгрузкой товара на склад заказчика, находящийся по адресу: 626150, Тюменская область г. Тобольск 3 б микрорайон, № 24, 5 этаж (далее – место доставки).

Пунктом 3.1.1 договора предусмотрена обязанность поставщика поставить товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора. Поставка товара осуществляется в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подачи заявки заказчиком. Заявки (Приложение № 3 к договору) подаются с 01.01.2021 по 22.10.2021. Заявки, направленные заказчиком по факсимильной связи или по электронной почте, приравниваются к заявке, поданной в письменной форме. В заявке отражается адрес поставки, наименование и количество товара, поданной в письменной форме. В заявке отражается адрес поставки, наименование и количество товара

Пунктом 10.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.01.2022.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Отношения сторон, возникшие в связи с поставкой товаров, регулируются § 3 и 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ.

В тоже время согласно пунктам 1, 2 статьи 525 Гражданского кодекса РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 Гражданского кодекса РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса.

Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком 05.02.2021 сформирована заявка № 61 на поставку товара которая направлена на электронную почту поставщика mahaon20@bk.ru (скриншот приобщен в материалы дела). По заявке требовалось поставить следующие товары: набор для обслуживания, диафрагму, клапан, прокладки, трубку, фильтр магистрали, лампа фотометра, трубку перистальтического насоса, картридж предварительной очистки, фильтр предварительной очистки, мембрану обратного осмоса, выходной стерильный фильтр.

Срок поставки составлял до 06.04.2021. В указанный срок товар в адрес заказчика не поставлен.

29.04.2021 заказчиком в адрес Общества направлена претензия № 2803 с требованием поставки товара в кратчайший срок. Каких-либо действий со стороны Общества направленных на осуществление поставки требуемого по договору товара в адрес заказчика не осуществлено.

По состоянию на 24.05.2021 просрочка поставки товара составила 47 календарных дней.

Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 10.3 договора предусмотрено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.

Поскольку контракт по соглашению сторон не был расторгнут и стороны связаны соответствующими обязательствами, следовательно, его прекращение в силу одностороннего отказа должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами, предусмотренными гражданским законодательством в качестве соответствующего основания.

Учитывая то обстоятельство, что в ходе исполнения договора поставщиком допущено нарушение срока поставки товара, а также то обстоятельство, что товар в требуемом количестве не был поставлен в адрес заказчика, а условия договора не допускают возможности частичного исполнения его условий, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что поскольку право на односторонний отказ от исполнения контракта было предусмотрено пунктом 10.3 договора, следовательно, у заказчика в соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 523 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе имелись правовые основания для принятия решения № 3400 от 25.05.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора № 0167200003420006140 от 23.11.2020.

Комиссией Тюменского УФАС России также проведена проверка соблюдения заказчиком процедуры расторжения договора № 0167200003420006140 от 23.11.2020.

Из материалов дела следует, что решение заказчика № 3400 от 25.05.2021 направлено 25.05.2021 по электронной почте: mahaon20@bk.ru, а также направлено 27.05.2021 заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу Общества (идентификатор почтового отправления на сайте Почта России 80081959089618), решение заказчика об одностороннем отказе также размещено 26.05.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

С учетом части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику,  исполнителю)  указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика,  исполнителя)  по его адресу,  указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Сведения о получении решения об одностороннем отказе поставщиком у заказчика отсутствовали, поскольку почтовое уведомление о вручении заказного письма в адрес заказчика не вернулось.

Заказчик исходил из того, что датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения договора является 26.06.2021, то есть по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления исполнителя.

В десятидневный срок (который предусмотрен для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту) поставщик нарушения по контракту не устранил.

В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Десятый день срока который предусмотренный для вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта приходился на 06.07.2021 (вторник, рабочий день). Поскольку десятый день срока приходился на рабочий день, следовательно, дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта выпадает на 07.07.2021. Таким образом, контракт считается расторгнутым 07.07.2021 (среда, рабочий день). С учетом изложенного, заказчиком соблюдена процедура расторжения договора.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015           № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В рассматриваемом случае Обществом не представлены в материалы дела какие-либо доказательства, указывающие на невозможность исполнения контракта, в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствовали своевременно исполнить обязательства по контракту. При этом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Обществом велась какая-либо переписка с заказчиком по факту несвоевременной поставки требуемого по контракту товара.

Общество принимая участие в закупке принимало на себя все возможные предпринимательские риски которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по контракту и должно было их предвидеть. В этой связи Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает объективных оснований для Общества не выполнять обязательства по контракту.

С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту количества товара, на которое был вправе рассчитывать при проведении закупки.  

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «М».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков,  исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) в отношении ООО «М» (ИНН , адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: М (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализатора (реестровый номер закупки 0167200003420006140) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «М» (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью  11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии     

Связанные организации

Связанные организации не указаны