Решение №072/07/18.1–06/2020 Признать жалобу ООО «Сфера М» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Мед... от 11 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                  тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–06/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2020 года                                

В полном объеме решение изготовлено 11.02.2020 года                                                  г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

 

Члены комиссии:

 

<...>             -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

 

<...>               -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–06/2020 по жалобе ООО «Сфера М» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» (далее также – Заказчик, ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город») при проведении аукциона в электронной форме на поставку аппарата ОФЭКТКТ (далее также – Закупка, Аукцион), извещение № 31908738587, в присутствии:

         представителей Заявителя:

         1) <...>;

2) <...>,

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 24.01.2020 (вх. № 552) поступила жалоба ООО «Сфера М» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город при проведении аукциона в электронной форме на поставку аппарата ОФЭКТКТ (далее также – Товар), извещение №31908738587.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что требования Заказчика, установленные в спецификации к документации, необоснованно ограничивают конкуренцию, поскольку описание предмета Закупки составлено под одну конкретную модель оборудования Siemens Healthineers Symbia Intevo.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили, что извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку аппарата ОФЭКТКТ сформированы в строгом соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика, исходя из своей потребности в приобретении товара с характеристиками, указанными в спецификации (Приложение № 1 к документации). 

В заседании Комиссии Управления, состоявшемся 03.02.2020 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было принято решение об отложении заседания Комиссии до 06.02.2020 г.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках протоколом заседания наблюдательного совета 21.12.2018 г. № 31, утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» (далее также – Положение о закупке, Положение), которое 15.02.2019 г. размещено на сайте официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (с изменениями от 15.02.2019 г.).

Как установлено материалами дела, 30.12.2019 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ Заказчиком было размещено извещение о проведении Аукциона (извещение № 31908738587), а также Документация о проведении аукциона в электронной форме № А-50/20 на поставку аппарата ОФЭКТКТ (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 28.01.2020 в 10:00 (МСК+2).

Дата подведения итогов: 29.01.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 78 209 850, 00 рублей.

Порядок проведения аукциона в электронной форме регламентируется пунктом 15 Положения о закупке.

Так, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. 

Заявки подаются оператору электронной торговой площадки в форме электронного документа в срок и по форме, установленные аукционной документацией, в соответствии с регламентом электронной площадки (п. 15.6 Положения).

В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пп. 3 ст. 15.5 Положения описание объекта закупки содержится в приложении к аукционной документации. Исходя из этого, п. 2 Извещения о проведении аукциона в электронной форме № А-50/20 указано, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки устанавливаются Документацией (пп. 2.1, 2.2, 2.3).

Пунктом 2.1.2 раздела 2 гл. 1 Документации установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики определяются согласно приложению № 1 к Документации. Пункт 1 Приложение 1 к Документации – спецификация на поставку ОФЭКТКТ аппарата (далее – Спецификация), содержит описание объекта закупки, а именно наименование и функциональные, технические, качественные характеристики, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара потребностям Заказчика.

Материалами дела установлено следующее:

- ОФЭКТ/КТ – это аппарат однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, высокочувствительной диагностики, позволяющий произвести сканирование всего тела, ограниченного участка тела или отдельного органа. Аппарат применяется в онкологии, кардиологии, эндокринологии, травматологии и других направлениях, где для проведения ОФЭКТ-исследования пациенту вводят микроскопическое количество препарата, после чего производится сканирование. Полученное на ОФЭКТ изображение накладывается на компьютерную томографию (КТ), что позволяет увидеть трехмерную реконструкцию анатомических процессов. Таким образом, при ОФЭКТ/КТ исследовании можно получить информацию о заболевании человека на молекулярном, клеточном и органном уровнях;

- на рынке присутствуют ряд производителей данного Товара, такие как Siemens, General Electric, Philips и др.; 

Заявителем в материалы дела приложено информационное письмо, из которого следует, что ООО «Сфера М» является официальным дистрибьютором медицинского оборудования General Electric Healthcare.

В рамках оспариваемых Заявителем характеристик, согласно п. 1 Спецификации Документации, в части описания объекта закупки к функциональным, техническим, качественным характеристикам аппарата ОФЭКТКТ, Заказчиком установлены следующие требования:

 - системная планарная чувствительность (LEHR на 10 см) – со значением показателя не менее 202 импульсов в минуту/мкКи;

- наличие автоматического режима замены низкоэнергетических и средне энергетических коллиматоров;

- наличие встроенного ЭКГ.

В ходе заседания Комиссии Управления представители Заявителя пояснили, что считают достаточным значение показателя системной планарной чувствительности в 160 импульсов в минуту/мкКи, так как не только чувствительностью определяется качество системы, но и её пространственным разрешением, ввиду того, что данные величины находятся в обратной зависимости исходя из физических принципов устройства системы. В свою очередь, параметр пространственного разрешения отсутствует в Спецификации. Чем ниже показатель системной планарной чувствительности и выше показатель пространственного разрешения, тем более мелкие болезненные очаги способна обнаружить система при некотором увеличении времени исследования.

Представители Заказчика подтвердили, что п. 1 Спецификации составлен с учётом существующих потребностей Заказчика в конкретных характеристиках Товара и пояснили следующее:

- показатель системной планарной чувствительности не менее 202 импульсов в минуту/мкКи в сравнении с показателем 160 ускоряет время исследования примерно на 20 %, следовательно, обеспечивает более высокую пропускную способность пациентов;

- под наличием встроенного ЭКГ триггера подразумевается, что отсутствует дополнительная стойка с монитором рядом с аппаратом и кабели идут вдоль движения стола, то есть пациент подключается непосредственно к столу, что увеличивает удобство использования аппарата ОФЭКТКТ;

- наличие автоматического режима замены низкоэнергетических и средне энергетических коллиматоров, обусловлено удобством использования аппарата, а именно тем, что коллиматоры – это пластины средним весом в 35 кг, то есть при ежедневной замене в полуавтоматическом режиме лаборант грузит два и более коллиматора в тележку с дальнейшим их перемещением вручную, в автоматическом режиме замена коллиматора производится без человеческого фактора, что ускоряет процедуру и минимизирует нагрузку на персонал, тем самым повышает качество труда.

В свою очередь, Заявитель подтверждает, что системная планарная чувствительность (LEHR на 10 см) на аппарате ОФЭКТКТ General Electric равна 160 импульсов в минуту/мкКи и не отрицает отсутствия у аппарата таких технических характеристик, как наличие автоматического режима замены низко и средне энергетических коллиматоров, и наличие встроенного ЭКГ.

Вместе с тем, Заявителем не были представлены доказательства невозможности приобретения им оборудования, необходимого Заказчику при том, что как аппарат ОФЭКТ/КТ производства Siemens, так и General Electric свободно доступны для приобретения на рынке Российской Федерации.

Таким образом, установление Заказчиком оспариваемых требований к предмету закупки в п. 1 Спецификации обусловлено потребностями Заказчика и спецификой его деятельности и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку он не препятствовал участию в закупке всех потенциальных поставщиков предмета закупки.

В рассматриваемом случае установление в Документации соответствующих требований к поставляемому товару (потребность в товаре) обусловлено спецификой его использования в деятельности Заказчика, отвечает его потребностям и направлено в итоге на эффективное расходование средств.

В свою очередь, требования к товарам определяются, прежде всего, потребностями Заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам. Закон о закупках не ограничивает Заказчиков в правах по выявлению круга лиц, обладающих товаром, соответствующим потребностям Заказчика. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники закупок должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям Заказчика.

Пунктом 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик Товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого Товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Так же, в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, определенных настоящей статьей.

Таким образом, при указании требований к закупаемому товару, Заказчику необходимо доказать, что заявленные характеристики товара имеют существенное эксплуатационное значение.

Комиссия Тюменского УФАС, изучив довод Заказчика о необходимости приобретения аппарата ОФЭКТКТ, посчитала его обоснованным, так как Заказчик доказал, что заявленные в п. 1 Спецификации технические характеристики Товара имеют существенное эксплуатационное значение, исходя из сложившихся потребностей Заказчика.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установление требования о наличии автоматического режима замены низкоэнергетических и средне энергетических коллиматоров, наличии встроенного ЭКГ и системной планарной чувствительности со значением показателя не менее 202 импульсов в минуту/мкКи, не является нарушением, учитывая аргументированную необходимость требований Заказчика и специфику функциональных возможностей Товара.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сфера М» на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город», при проведении аукциона в электронной форме на поставку аппарата ОФЭКТКТ (извещение № 31908738587) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        <...>

 

 

          <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны