Определение №№ 072/05/18-1/2021 нарушение закона о рекламе от 15 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 072/05/18-1/2021

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

15.01.2021 г. г. Тюмень

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе *** - заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы по факту распространения телефонных звонков рекламного характера

У С Т А Н О В И Л:

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило заявление гражданина И* (вх. № * от *.11.2020 г.), указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В заявлении указывается, что на абонентский номер <...> *, зарегистрированный за гражданином, *.0*.2020 в 14:37 с номера +796* поступил телефонный звонок рекламного характера следующего содержания:

«- Алло,

- Здравствуйте, только сегодня для Вас доступен подарок от Альфа банка, кредитная карта сто дней без процентов, с бесплатным годовым обслуживанием, также по карте лимит до пятисот тысяч рублей беспроцентный период сто дней даже на снятие наличных, наличные можно снимать без комиссии. Если Вам интересно это предложение нажмите 1, если не интересно 0».

Как указывает заявитель, согласия на получение телефонных звонков рекламного характера он не давал.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, где объектом рекламирования является финансовая услуга по предоставлению кредита по кредитной карте от Альфа-банка 100 дней без процентов.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе предусмотрено, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе говорится о банковском кредите, который позволяет воспользоваться суммой кредита 100 дней без процентов с бесплатным годовым обслуживанием, также по карте лимит до пятисот тысяч рублей, беспроцентный период сто дней даже на снятие наличных без комиссии, однако, иные условия предоставления кредита отсутствуют, следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама кредита, предоставляемого посредствам кредитной карты, направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Таким образом, в распространении вышеуказанной рекламы содержатся признаки нарушения ч.1 ст.18, ч.3 ст.28 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с информацией представленной ПАО «*», абонентский номер <...> * выделен ООО «К*», по Договору об оказании услуг связи № 750948558 от 18.02.2020г.

Таким образом, рекламораспространителем информации содержащейся в телефонных переговорах указанных выше, является ООО «К*», следовательно, в его действиях содержатся признаки нарушения требований ч. 1 ст. 18, ч.3 ст.28, ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5,ч.3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно разъяснениям ФАС России, рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования и содержания рекламной информации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 Закона «О рекламе», п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Возбудить производство по делу № 072/05/18-1/2021 по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18, ч.3 ст.28, ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- в качестве заявителя – И*

- в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО «К*»

3. Назначить дело № 072/05/18-1/2021 к рассмотрению на 15.02.2021 г. в 14 ч. 00 мин., которое состоится по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а, каб. 401.

4. В целях объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела на основании статьи 34 Закона о рекламе ООО «К*», необходимо представить в Тюменское УФАС России заблаговременно до рассмотрения дела Комиссией, но не позднее 12.01.2021г. следующие сведения и документы:

4.1. Надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (со всеми изменениями на дату получения определения), свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

4.2. Сведения о юридических лицах (наименование, адрес) и физических лицах (Ф.И.О., адрес), принимавших участие в производстве и передаче телефонного звонка рекламного характера, дата и время: *.0*.2020 в 14:37 с номера +796*.

4.3. Надлежащим образом заверенные копии: договоров на производство и (или) распространение вышеупомянутой рекламы, согласованного текста, заявки на рекламное обслуживание, а также финансовых документов, подтверждающих факт оплаты производства и (или) распространения данной рекламы.

4.4. Документы, подтверждающие предварительное письменное согласие гражданина И*. на получение на абонентский номер <...> * телефонного звонка рекламного характера.

4.5. Письменные пояснения по факту распространения вышеупомянутого телефонного звонка рекламного характера без согласия абонента И*

 

В случае невозможности представления запрашиваемых документов и информации, сообщить об этом в письменной форме с указанием причины невозможности их представления.

Одновременно разъясняю, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление предлагает лицам, участвующим в деле, исключить (без острой необходимости) присутствие на рассмотрении дела своих представителей в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (2019-nCoV), во исполнение письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2020 г. № 19-О/П-2261.

Принять участие в рассмотрении дела представителям заинтересованных сторон возможно посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи.

Соответствующие приглашения (гиперссылки) для участия в видеоконференции, а также инструкция для участия, заинтересованным лицам направляются заранее на адреса электронной почты. Инструкция по дистанционному участию: https://fas.gov.ru/spheres/5.

При этом, необходимо заблаговременно (до рассмотрения дела) направить в Тюменское УФАС России посредством электронной почты документы и материалы по данному делу, ходатайство об участии (не участии) в видеоконференции, а также контактную информацию (адреса электронной почты, номера телефонов представителей) для связи в случае возникновения у Комиссии Тюменского УФАС России каких-либо вопросов по существу рассматриваемого дела, а также в случае необходимости истребования дополнительных документов и материалов и (или) предоставления пояснений участвующих лиц.

В случае принятия решения об участии в видеоконференции в целях соблюдения процессуальных требований законодательства Российской Федерации заинтересованным лицам необходимо:

1. для участия в конференции пройти по гиперссылке в назначенное время рассмотрения дела;

2. направить на указанный в таком уведомлении адрес электронной почты документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также документы и информацию, которые Стороны обязаны или вправе представить на рассмотрение дела;

3. такие документы и информация должны быть подписаны ЭЦП, а в случае ее отсутствия у Стороны, представлены в канцелярию Тюменского УФАС до начала рассмотрения в оригинале.

Председатель Комиссии ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны