Постановление №072/04/14.3-439/2019 недостоверная реклама от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №072/04/14.3-439/2019

о назначении административного наказания

за нарушение законодательства о рекламе

25.12.2019г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-439/2019, возбужденного в отношении ООО «Тюменский специализированный застройщик» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Новгородская, 10, ОГРН 1117232002975, ИНН 7202215668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2011) (далее – ООО «ТСЗ»), в отсутствии законного представителя ООО «ТСЗ», надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление №80083143102189), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), разъяснены в протоколе об административном правонарушении №072/04/14.3-439/2019,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе №072/05/28-27/2019 от 28.08.2019г. признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Спонсор программы: микрорайон «Правобережный». Родители, вы всегда были рядом! Вы помогали сделать первые шаги и восхищались моими успехами. Вы дали правильные жизненные ориентиры. Не знаю как бы я жил без вас. Но завтра попробуем! Купи готовую квартиру в микрорайоне «Правобережный» от группы компаний «Дом». Быстро с услугой «быстротека»! Центр. Своя набережная. И Маша обрадуется! Телефон 555551», после указанного текста следует начитанный текст, в ускоренном воспроизведении, содержание которого в ходе прослушивания восприятию не поддается в силу способа подачи информации (в ускоренном темпе), поскольку в ней нарушены требования частей 3 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Закона о рекламе, в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе 22.02.2019г. около 08.15 часов и 27.02.2019г. около 08.15 в ходе прослушивания радиостанции «Европа плюс» был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «Спонсор программы: микрорайон «Правобережный». Родители, вы всегда были рядом! Вы помогали сделать первые шаги и восхищались моими успехами. Вы дали правильные жизненные ориентиры. Не знаю как бы я жил без вас. Но завтра попробую! Купи готовую квартиру в микрорайоне «Правобережный» от группы компаний «Дом». Быстро с услугой «быстротека»! Центр. Своя набережная. И Маша обрадуется! Телефон 555551», после указанного текста следует начитанный текст, в ускоренном воспроизведении, содержание которого в ходе прослушивания восприятию не поддается в силу способа подачи информации (в ускоренном темпе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции.

Такая способность является отличительной чертой рекламы. Информация, которая удовлетворяет совокупности перечисленных признаков, является рекламой, выделяет объект рекламы из массы сообщений, характеризует его дополнительно отличительными потребительскими качествами, преимуществами на рынке товаров и услуг, создавая спрос и побуждая покупателей и потребителей к заключению сделки.

Важным признаком рекламы является ее распознаваемость, которая означает, что та или иная информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения, без применения технических средств и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Кроме того, размещение информации на возмездной или безвозмездной основе, а также намерения лиц, которые размещают ту или иную информацию, не являются критериями для ее отнесения к рекламе.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Рассматриваемая информация является рекламой, где объектом рекламирования выступают квартиры, расположенные в ЖК «Правобережный», предлагаемые для приобретения, а также услуга – «быстротека», а для привлечения внимания к объекту рекламирования в рассматриваемой рекламе используется фраза «своя набережная», для выделения объекта рекламирования среди прочих аналогичных товаров и услуг.

Текст рекламы следующего содержания «Спонсор программы: микрорайон «Правобережный». Родители, вы всегда были рядом! Вы помогали сделать первые шаги и восхищались моими успехами. Вы дали правильные жизненные ориентиры. Не знаю как бы я жил без вас. Но завтра попробуем! Купи готовую квартиру в микрорайоне «Правобережный» от группы компаний «Дом». Быстро с услугой «быстротека»! Центр. Своя набережная. И Маша обрадуется! Телефон 555551» начитан в размеренном темпе, что позволяет потребителю определить объект рекламирования и обратить на него внимание. Вместе с тем, после указанного текста следует начитанный текст, в ускоренном воспроизведении, содержание которого в ходе прослушивания восприятию не поддается в силу способа подачи информации (в ускоренном темпе).

Таким образом, информация, воспроизведенная в ускоренном темпе потребителем не воспринимается, а, следовательно, считается отсутствующей.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе используется слово «Быстротека». Как указало общество, данное слово использовано для информирования потребителей о наличии услуги ипотечного брокериджа, ипотечное кредитование обществом не осуществляется. А сама реклама содержит сведения об оказываемой услуге.

Однако, в рассматриваемой рекламе информация о том, что данная услуга является услугой ипотечного брокера отсутствует, в силу своего технического исполнения.

При этом, слово «Быстротека» созвучно со словом «Ипотека» и формирует интерес потребителей именно к данному понятию.

В обиходе под «Ипотекой» понимается ипотечный кредит - долгосрочные ссуды, предоставляемые банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, сооружений. Ипотечный жилищный кредит позволяет заемщику получить в пользование жилье, оплатив относительно небольшую часть стоимости долга банку и внося процент за предоставленный кредит. Однако при этом собственником жилья остается банк вплоть до полного возврата кредита, в связи с чем, оно становится объектом залога. При невозможности возврата ипотечного жилищного кредита заемщик вынужден освободить жилье, но ему возвращается оплаченная часть ипотечного кредита без возврата выплаченных ранее процентов.

Вместе с тем, ипотека – это залог недвижимого имущества, находящегося в собственности залогодателя (например, земельных участков, строений и сооружений) с целью получения ипотечного кредита.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о предоставляемой услуге «Быстротеке», при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, следовательно, в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе использована фраза «своя набережная», которая направлена на привлечение внимания потребителей к рекламируемому жилому комплексу, поскольку в сложившейся городской среде г. Тюмени «Набережная» воспринимается потребителями как укрепленный благоустроенный правый берег реки Тура, оборудованный для прогулок и проведения досуга, являющихся одним из мест притяжения горожан, а также достопримечательностью г. Тюмень.

Согласно словарю Ушакова, набережная – это берег, укрепленный покатой или отвесной стенкой из камня, дерева и т.п. например, Гранитная набережная.

Согласно словарю Ефремовой, набережная – это берег, укрепленный покатой или отвесной стенкой из камня, дерева и т.п. Улица по берегу реки.

При этом толковыми словарями под улицей понимается пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода; два ряда домов с проездом, проходом между ними.

Кроме того, согласно пункту 3.1.9 СП 398.1325800.2018. «Свод правил. Набережные. Правила градостроительного проектирования" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.11.2018 N 773/пр), набережная: Линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии.

Согласно пункту 3.15 СП 277.1325800.2016. Свод правил. Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования" ...берегозащитное (берегоукрепительное) сооружение: Гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и разрушения..." .

Согласно п. 83 "ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", (утв. и введен в

действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.10.1973 N 2410), набережная - ограждающее или защитное сооружение вдоль береговой полосы.

Согласно пункту 82, указанного ГОСТа, берегоукрепительное сооружение - Гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и обрушения.

Таким образом, нормативной документацией установлено понятие «набережная», как укрепленное сооружение.

Из представленных ООО «ТСЗ» документов и доказательств не следует, что общество производило работы по берегоукреплению и возведению набережной, а, согласно представленным договорам аренды, земельные участки были представлены обществу для проведения работ по благоустройству территории (без права капитального строительства).

Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса, под благоустройством территории понимается, деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

При этом элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории, что прямо установлено пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Кроме того, согласно определению толкового словаря Ожегова и иных авторов, под термином «свой» принято понимать: 1. Принадлежащий себе, имеющий отношение к себе. Однако, обществом не представлено доказательств принадлежности земельных участков вдоль береговой линии в микрорайоне «Правобережный» ему на праве собственности.

Таким образом, указанные земельные участки не принадлежат ни данному микрорайону, ни юридическому лицу, имеют общий доступ на их территорию, и в отношении них обществом не может быть указана какая-либо принадлежность, следовательно, применение в данном случае слова «своя» не допустимо, поскольку данное утверждение является недостоверным.

Из вышеизложенного следует, что в рекламе указана недостоверная информация в виде фразы «своя набережная», поскольку линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии (набережная) в микрорайоне отсутствует.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования п. 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 3 и 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Материалами дела №072/05/28-27/2019 (Договор № 019 от 25.05.2017 г.) установлено, что ООО «ТСЗ» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Новгородская, 10, ОГРН 1117232002975, ИНН 7202215668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2011) является рекламодателем, и в его действиях содержится нарушение требований частей 3 и 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, ответственность за нарушение требований частей 3,7 статьи 5 Закона о рекламе несет ООО «ТСЗ» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Новгородская, 10, ОГРН 1117232002975, ИНН 7202215668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2011).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно: частей 3,7 статьи 5 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-439/2019 выступает – ООО «Тюменский специализированный застройщик» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Новгородская, 10, ОГРН 1117232002975, ИНН 7202215668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2011).

ООО «ТСЗ» вменяемое правонарушение не признает. Общество считает, что в обязательной информации рекламного ролика (с 28 по 33 секунды) имеется указание на то, что «Быстротека» - это услуга ипотечного брокера в офисе продаж застройщика ООО «ТСЗ». Указанная информация начитана быстрее, чем основной текст, но скорость прочтения не исключает возможности ее восприятия потребителем рекламы.

Созвучность слов «Ипотека» и «Быстротека» не предполагает обязательного сходства их значений, в связи с чем не может являться критерием для определения наличия искажений в информации в рекламном сообщении.

Что касается фразы «своя набережная», Общество считает, что в спорном рекламном тексте говорится о благоустроенной при исполнении договоров аренды части земельного участка, прилегающей к микр. «Правобережный», расположенной вдоль берега. В рекламном тексте отсутствуют какие-либо сведения, прямо или косвенно указывающие на то, что под словом «набережная» понимается укрепленный берег реки Тура, оборудованный для прогулок и проведения досуга, являющихся одним из мест притяжения горожан, а также достопримечательностью г.Тюмени.

Вместе с тем, данные доводы не могут быть учтены по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №58 от 08.10.2012 г., рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, информация, воспроизведенная в ускоренном темпе потребителем не воспринимается, а, следовательно, считается отсутствующей.

В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о предоставляемой услуге «Быстротеке», при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, следовательно, в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Поскольку Обществом не представлено доказательств принадлежности земельных участков вдоль береговой линии в микрорайоне «Правобережный» ему на праве собственности, следовательно, указанные земельные участки не принадлежат ни данному микрорайону, ни юридическому лицу, имеют общий доступ на их территорию, и в отношении них обществом не может быть указана какая-либо принадлежность, следовательно, применение в данном случае слова «своя» не допустимо, поскольку данное утверждение является недостоверным.

Из вышеизложенного следует, что в рекламе указана недостоверная информация в виде фразы «своя набережная», поскольку линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии (набережная) в микрорайоне отсутствует.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования п. 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Вина ООО «ТСЗ» состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ООО «ТСЗ», распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/05-27/2019 – с 04.02.2019г. по 28.02.2019 г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-439/2019 в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ООО «ТСЗ» административного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Безразличное отношение лица к своим публично-правовым обязанностям, которые установлены действующим законодательством, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Следовательно, признать допущенное ООО «ТСЗ» правонарушение в качестве малозначительного недопустимо.

На основании изложенного, принимая во внимание доказанность имеющимися материалами дела события и состава допущенного ООО «ТСЗ» административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.10, 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к ООО «Тюменский специализированный застройщик» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Новгородская, 10, ОГРН 1117232002975, ИНН 7202215668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2011), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

счет 40101810965770510005

банк получателя: отделение Тюмени г. Тюмень

БИК 047102001, ОКТМО 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 26000 01 6000 140

УИН: 16100500000000379494

Назначение платежа: «Нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ».

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны