Решение №072/06/44/182/2022 При формировании состава лота заказчиком нарушены требования... от 26 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/182/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

26 октября 2022 года                                                                                                             г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Р» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: сшивающие аппараты и кассеты к ним (реестровый номер закупки 0167200003422006739),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 24.10.2022 поступила ООО «Р» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: сшивающие аппараты и кассеты к ним.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. При формировании состава лота заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части включения в один лот товаров имеющих разные коды вида медицинской деятельности, различный код позиции КТРУ, различных производителей которые совместимы с определенными степлерами. Следовательно, заказчик включив в состав одной закупки различные виды медицинских изделий, имеющих различные коды вида медицинской деятельности, превысил максимальное значение НМЦК, чем нарушил Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Второй довод. Заказчиком по позиции 7 описания объекта закупки «Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования» заточено под производителя Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд., совокупность установленных характеристик не предусматривает возможность поставки товара иного производителя. Так, согласно описанию данной позиции установлены следующие характеристики: «лезвие встроено в аппарат»; «аппарат имеет три рукоятки»; «длина ствола, мм - не менее 315 и не более 335»; «общее количество прошиваний, штук – не менее 25». Данные характеристики относятся только к степлеру «Шеврон» (артикул SLCB-45M) производства Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд. (РУ РЗН 2019/9530 от 21.03.2022), у которого встроено в аппарат лезвие, имеется 3 рукоятки, длина ствола 325 мм, общее количество прошиваний – 25 штук. По позиции 10 описания объекта закупки «Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования», где в совокупности установленных характеристик предусмотрена возможность поставки только товара одного производителя - Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд. Так, согласно описанию данной позиции установлены следующие характеристики: «лезвие встроено в аппарат»; «аппарат имеет три рукоятки»; «длина ствола, мм - не менее 330 и не более 350»; «общее количество прошиваний, раз – не менее 25». Данные характеристики относятся только к степлеру «Шеврон» (артикул SLCB-60M) производства Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд. (РУ РЗН 2019/9530 от 21.03.2022), у которого встроено в аппарат лезвие, имеется 3 рукоятки, длина ствола 340 мм, общее количество прошиваний – 25 раз.

Заказчиком устно озвучена позиция на поступившую жалобу заявителя, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченным органом представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: сшивающие аппараты и кассеты к ним, с начальной (максимальной) ценой контракта 13 205 005,61 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1».

Информация об электронном аукционе была размещена 14.10.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422006739.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.tektorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак или эквивалент

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

7

Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования

не устанавливается

Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00007434

 

 

 

 

Эндоскопический линейный сшивающе-режущий, артикуляционный аппарат предназначен для наложения анастомоза, с наложением двух тройных рядов скоб в шахматном порядке и одновременным рассечением ткани между ними, лезвие встроено в аппарат. Аппарат имеет возможность артикуляции кассет на 45° в обе стороны, узел артикуляции встроен в ствол аппарата. Аппарат имеет три рукоятки: рукоятку закрытия (фиксации) браншей, рукоятку прошивания и упорную рукоятку. Механизм гарантирующий параллельность положения браншей при прошивании. Бранши не выгибаются при прошивании. Пазы для формовки скобок в опорной бранше расположены в 6 рядов, соответственно рядам скобок в сменной кассете. Бранши, лезвие и трубка вала изготовлены из нержавеющей стали. Аппарат поставляться незаряженным, применяется совместно с кассетами (позиция № 8, 9 настоящей таблицы). Конструкция аппарата позволяет проводить все манипуляции одной рукой. Стерильный предназначен для использования у одного пациента, не подлежит повторной стерилизации.

 

Наличие

 

 

Длина ствола, мм.

не менее 315 и не более 335

 

 

 

Диаметр ствола, мм.

не менее 12
не более 13

 

 

 

Ротирование ствола, градусов.

не менее 360

 

 

 

Общее количество прошиваний, штук.

не менее 25

 

 

 

10

Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования

Не устанавливается

Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00007434

 

 

 

 

Эндоскопический линейный сшивающе-режущий, артикуляционный аппарат предназначен для наложения анастомоза, с наложением двух тройных рядов скоб в шахматном порядке и одновременным рассечением ткани между ними, лезвие встроено в аппарат. Аппарат имеет возможность артикуляции кассет на 45° в обе стороны, узел артикуляции встроен в ствол аппарата. Аппарат имеет три рукоятки: рукоятку закрытия (фиксации) браншей, рукоятку прошивания и упорную рукоятку. Механизм гарантирующий параллельность положения браншей при прошивании. Бранши не выгибаются при прошивании. Пазы для формовки скобок в опорной бранше расположены в 6 рядов, соответственно рядам скобок в сменной кассете. Бранши, лезвие и трубка вала изготовлены из нержавеющей стали. Аппарат поставляться незаряженным, применяется совместно с кассетами (позиция №11, 12 настоящей таблицы). Конструкция аппарата позволяет проводить все манипуляции одной рукой. Стерильный предназначен для использования у одного пациента, не подлежит повторной стерилизации.

 

Наличие

 

 

Длина ствола, мм.

не менее 330 и не более 350

 

 

 

Диаметр ствола, мм.

не менее 12
не более 13

 

 

 

Ротирование ствола, градусов.

не менее 360

 

 

 

Общее количество прошиваний, раз.

не менее 25

 

 

 

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 предусмотрены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.

Таким образом, при размещении закупок медицинских изделий заказчик имеет право устанавливать предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, при условии, что значение НМЦК контракта не превышает 1,5 млн. рублей для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Согласно приложению № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Товары, являющиеся объектами закупки, относятся к разным видам медицинских изделий в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н:

1) Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования (позиция КТРУ - 32.50.13.190-00007434, код номенклатурной классификации313210);

2) Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования (позиция КТРУ - 32.50.13.190-00007435, код номенклатурной классификации313000);

3) Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования (позиция КТРУ - 32.50.13.190-00007437, код номенклатурной классификации312980);

Описание объекта закупки в части кассет со скобами осуществлялось заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, позиция КТРУ к кассетам со скобами заказчиком не применялась.

В рассматриваемом случае, заказчиком осуществляется закупка сшивающих аппаратов (степлер линейный ручной) и совместимых с указанными аппаратами расходных материалов (кассет со скобами), что не является нарушением пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Указанный довод жалобы Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Заказчик - ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» является медицинским учреждением.

Потребность медицинских учреждений в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).

Потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам и специфики осуществления лечебного процесса.

В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого взаимозависимого процесса хирургического вмешательства и медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга.

Закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описание объекта закупки не ограничены.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.

Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения дезинфицирующие средства всех имеющихся производителей.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика. Представленная в составе жалобы сравнительная таблица производителей медицинских изделий не является надлежащим доказательством по делу, подтверждающим факт ограничения количества участников закупки и установлении характеристик медицинского изделия соответствующих единственному производителю.

Ссылка заявителя на административную (ведомственную) практику иных антимонопольных органов, Комиссия Тюменского УФАС России признает несостоятельной, поскольку судебная, а равно ведомственная (административная) практика не является источником права в Российской Федерации, не создает новых правил поведения, содержит казуальное толкование, правоприменительный акт принят при отличающихся обстоятельствах дела, с участием иных лиц, в рамках проведения иной процедуры закупки, а следовательно, не относится к предмету рассматриваемого дела.

Указанный довод жалобы Комиссия полагает признать необоснованным.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «Р» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Р» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: сшивающие аппараты и кассеты к ним (реестровый номер закупки 0167200003422006739) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны