Решение №072/06/44/49/2024 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в составе извещ... от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/49/2024 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

08 апреля 2024 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления В

Члены комиссии:

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок О

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Н

с участием представителя заказчика: Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее также – заказчик), М. по доверенности № 72905/24/20 от 04.04.2024,

с участием заявителя: директора ООО «Н» (далее – заявитель, Общество), Б. действующего на основании решения единственного участника № 5 от 19.12.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «Н» на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (2025 год) (реестровый номер закупки 0167100001124000020),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Н» на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (2025 год).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки указаны ссылки на недействующие нормативно-правовые акты, кроме этого, отсутствует информация о возможности поставки эквивалентного товара.

Заказчиком устно озвучены возражения на жалобу заявителя, просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, а также осуществив внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в полном объеме, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (2025 год), с начальной (максимальной) ценой контракта 4 229 450,00 рублей.

Информация о закупке была размещена 27.03.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167100001124000020

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Статьёй 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Статьёй 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в области связи обеспечивают организацию издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты, формирования Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, изготовления и использования именных вещей для организаций федеральной почтовой связи.

Пунктом 1.1 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» предусмотрено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.

Пунктом 1.6 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов РФ (Гознак) согласно заключаемым договорам.

Пунктом 1.8 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра «Марка» (маркированные конверты и карточки), издающимися в начале текущего года на основании утвержденных тематических планов. Дата ввода в почтовое обращение почтовых марок и блоков, карточек и конвертов с оригинальными марками определяется Издатцентром «Марка» и доводится до сведения управлений Федеральной почтовой связи.

Пунктом 5.3 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.

Пунктом 5.7 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что издательско-торговый центр «Марка», кроме обеспечения заявок на знаки почтовой оплаты управлений Федеральной почтовой связи, осуществляет продажу ЗПО с момента их выхода в почтовое обращение (как филателистического материала) другим юридическим и физическим лицам. При этом, в случае предоставления Издатцентром «Марка» торговой скидки юридическим и физическим лицам, не относящимся к Федеральной почтовой связи, размер скидки должен обеспечивать уровень розничных цен на знаки почтовой оплаты, превышающий их номинальную стоимость.

Пунктом 1 приказа АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» предусмотрено, что марочная продукция - почтовые марки, блок почтовый (одна или несколько почтовых марок, отпечатанных в один или более рядов на специальном листе и окруженных более широким, чем у марок, полем; почтовые блоки могут иметь номера, тогда они называются номерными почтовыми блоками), маркированные почтовые конверты/пакеты и маркированные бланки почтовых карточек.

Указанная марочная продукция будет использоваться в соответствии с потребностью заказчика для оплаты услуг почтовой связи АО «Почта России».

Предметы (документы, конверты), созданные и используемые иными операторами почтовой связи (помимо АО «Почта России») для подтверждения оплаты их услуг почтовой связи, не являются государственными знаками почтовой оплаты, которые использует оператор почтовой связи АО «Почта России», а именно «маркированными конвертами» и «почтовыми марками» или их эквивалентами.

Согласно описанию объекта закупки, заказчиком осуществляется закупка следующего товара:

Наименование товара

Ед. измер.

Кол-во (шт.)

Марка почтовая номиналом 50 копеек

шт.

10 000

Марка почтовая номиналом 1 рубль

шт.

13 450

Марка почтовая номиналом 3 рубля

шт.

40 000

Марка почтовая номиналом 10 рублей

шт.

5 000

Марка почтовая номиналом 29 рублей

шт.

40 000

Марка почтовая номиналом 67 рублей

шт.

43 000

Пунктом 5.2 ГОСТ Р 51506-99 Государственный стандарт Российской Федерации. Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23.12.1999 № 691-ст) предусмотрено, что образцы почтовых марок или других знаков почтовой оплаты, изображения которых наносят на конверты типографским способом, устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, которому предоставлено исключительное право на издание маркированных конвертов.

Пунктом 1.8 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» предусмотрено, что маркированные конверты и карточки вводятся в почтовое обращение учреждениями Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятий - изготовителей или Издатцентра «Марка».

Следовательно, заказчик при определении объекта закупки не допустил необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки, поскольку руководствовался собственной потребностью в приобретении именно государственных знаков почтовой оплаты.

Сам по себе объект закупки, в частности государственные знаки почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) не содержат обозначений товарных знаков, соответственно не обязывают заказчика указывать слова «или эквивалент» к закупаемому товару.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России установлено, что у заказчика уже имеется заключенный государственный контракт с АО «Почта России» на оказание услуг почтовой связи на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, при этом, государственные знаки почтовой оплаты необходимы заказчику исключительно в рамках исполнения указанного государственного контракта. При этом, знаки почтовой оплаты которые выпускаются и реализуются иными операторами почтовой связи (кроме АО «Почта России»), в рассматриваемом случае, не будут приняты АО «Почта России» в качестве подтверждения оплаты услуг почтовой связи.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не представлены доказательства, что извещение об осуществлении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе, равно как и не доказано наличие указания заказчиком на товарный знак закупаемого товара, обязывающего установить возможность к поставке участниками эквивалентного товара, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать жалобу заявителя необоснованной.

Действующим законодательством не ограничена реализация государственных знаков почтовой оплаты со стороны АО «Почта России». При этом, государственные знаки почтовой оплаты являются именно товаром и поэтому могут являться объектом закупок. Следовательно, абсолютно любое юридическое или физическое лицо, и в том числе, ООО «Н», имеет реальную возможность приобрести соответствующие государственные знаки почтовой оплаты (почтовые марки, маркированные конверты) у АО «Почта России» с целью обеспечения возможности участия в закупке, то есть права потенциальных участников закупки в рассматриваемом случае не нарушаются.

Кроме того, в Положении о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации отсутствует запрет реализации государственных знаков почтовой оплаты иными лицами.

Упоминаемая подателем жалобы судебная практика (в том числе, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.08.2023 по делу № А75-24605/2022), а также ведомственная практика (письмо ФАС России исх.№ ПИ/52989/23 от 04.07.2023, решение ФАС России № К–843/17 от 05.07.2017) по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельной, поскольку судебная и ведомственная (административная) практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках процедур закупок с другими реестровыми номерами, а следовательно, не имеет преюдициального или прецедентного характера, и не является общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера которое распространяется на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными. Также стоит отметить, что судебная и ведомственная (административная) практика не обладает свойствами доказательства по делу. При этом, Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя необоснованной.

Дополнительно стоит отметить, что пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении в том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Комиссией Тюменского УФАС России по результатам проведенной в полном объеме внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с поступлением жалобы заявителя установлено следующее.

Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения извещения об осуществлении закупки установила, что заказчиком к описанию объекта закупки применен код ОКПД 2: «53.10.19.000 Услуги почтовой связи общего пользования прочие», соответственно, заказчик осуществлял описание объекта закупки по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено наличие в КТРУ как минимум двух позиций которые полностью соответствуют закупаемому заказчиком товару, а именно: 58.19.14.110-00000001 «Марка почтовая», 58.19.14.110-00000002 «Марка почтовая». Согласно КТРУ указанные позиции подлежат обязательному применению заказчиками начиная с 25.01.2024, в то время, когда извещение об осуществлении рассматриваемой закупки размещено в ЕИС в сфере закупок 27.03.2024, что прямо указывает на наличие у заказчика обязанности осуществлять описание объекта закупки в соответствии с существующими позициями КТРУ.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что по смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) его применение обусловлено отсутствием в каталоге требуемой позиции (кода) закупаемого товара как такового.

Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что заказчик применив к описанию объекта закупки код ОКПД 2: «53.10.19.000 Услуги почтовой связи общего пользования прочие» и осуществляя описание объекта закупки по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе обошел императивные требования касающиеся использования КТРУ, что безусловно является существенным нарушением законодательства о контрактной системе.

Иное толкование законодательства о контрактной системе по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Определение кода позиции КТРУ является частью установления надлежащего описания объекта закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании (отмене) процедуры закупки.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной в полном объеме внеплановой проверки, не ограничиваясь доводами жалобы заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проверены все без исключения положения извещения об осуществлении закупки, при этом, какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе, помимо указанных в принятом по делу решении, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Н» необоснованной.

2. Признать заказчика в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны