Решение №52-ВП/2022 ООО «У» в поступившем обращении указывает, что в извещении о... от 24 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 52-ВП/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

24 октября 2022 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000090).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции «True Conf».

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/4678/22 от 20.10.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 24.10.2022, 10 часов 00 минут.

Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее также – заказчик), Т. по доверенности № 49 от 11.04.2022,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 19.10.2022 (вх.№ 8007/22) по подведомственности из Прокуратуры Тюменской области (исх.№ 7-р-7755-22/11812 от 13.10.2022) поступило обращение ООО «У» в котором указывается на признаки нарушения заказчиком в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ законодательства о контрактной системе.

ООО «У» в поступившем обращении указывает, что в извещении об осуществлении закупки установлены незаконные требование, ограничивающие право ООО «У» на участие в закупке и справедливую оценку по нестоимостному критерию, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.

Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что оценка заявок – это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Вместе с тем, критерии оценки - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).

ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ являясь заказчиком, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2022 году (реестровый номер контракта 0267200000222000090), с начальной (максимальной) ценой контракта 3 798 170,00 рублей. Оператор электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

По результатам указанной закупки 16.09.2022 заключен государственный контракт с Тюменским филиалом АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (реестровый номер закупки 1720202942122000113).

В составе извещения об осуществлении закупки размещен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, согласно которому, в разделе III установлено следующее:

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применении критерия оценки, показателя оценки,

показателя оценки, детализирующего показатель оценки

1

Квалификация участников закупки:

1.2. Наличие у участников закупки финансовых ресурсов.

1.2.1 Стоимость чистых активов

1.2.2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

1.2.3 Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора

К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом.

Участник закупки представляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке

Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки, каждому из которых устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

б) квалификация участника закупки – 40%.

При оценке по критерию квалификации участников закупки применяются показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость показателя оценки, выраженная в процентах, а также детализирующие показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость детализирующего показателя оценки, выраженная в процентах:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов – 100%:

- стоимость чистых активов -50%;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – 30%;

- коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора – 20%.

Статьями 9-11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что протезирование является одним из основных направлений реабилитации инвалидов, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, за счет средств федерального бюджета.

Государственную услугу по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями предоставляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы на основании Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (утв. приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 года № 256).

Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.

Доводы заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу. При таких данных, иное видение заявителем методики оценки не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе. Заявитель не указывает в жалобе, в чем заключается несоответствие оспариваемых критериев и порядка оценки требованиям законодательства о контрактной системе, не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.

В свою очередь требование заказчика о подтверждении в качестве нестоимостного критерия оценки о наличии у участников закупки финансовых ресурсов и представлении в составе заявки бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом обусловлено необходимостью обеспечения реального исполнения участником закупки принятых на себя обязательств по контракту и само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения количества участников закупки, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть положено в обоснование того, что такое требование заведомо определено с целью ограничения количества участников закупки.

Исполнение заказчиком требований части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе по определению победителя конкурса профессионального, квалифицированного и опытного участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе. Отсутствие у заявителя опыта выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов не ограничивает его право на участие в конкурсе.

Указанный вывод подтверждается протоколом подведения итогов № 18 от 05.09.2022 согласно которому, на участие в закупке подано три заявки, что указывает на наличие конкуренции в ходе проведения торгов.

Установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки нестоимостной критерий оценки не препятствует участию подателя жалобы в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки.

Ссылка ООО «У» на административную (ведомственную) практику, подтверждающую доводы заявителя (в данном случае, решение Смоленского УФАС России), по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельной, поскольку судебная, равно как и административная практика не является источником права в Российской Федерации, так как не создает новые правила поведения, содержит казуальное толкования, указанные правоприменительные акты приняты в рамках рассмотрения иных процедур закупок, с участием иных лиц. При этом, судебная и административная практика не содержит общеобязательные предписания постоянного или временного характера.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000090) в действиях заказчика, в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны