Решение №РНП-72-154/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 9 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-154/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

09 октября 2023 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «К» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства (реестровый номер закупки 0167300000523000408),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «К» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «К» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы, обосновывающие позицию по делу представило, все без исключения поступившие документы приобщены к материалам дела. Представители ООО «К» просят Комиссию не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

05.06.2023 между МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и ООО «К» заключен муниципальный контракт № 12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства (реестровый номер контракта 3720100138123000014).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, согласно Расчету затрат на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, техническим заданиям на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, расчетам начальной (максимальной) цены контракта, сметам на проектные работы, (далее-сметы) (приложения № 1, 2 к контракту) (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Наименование объекта закупки: оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что услуги, оказываемые по контракту, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1.7 контракта предусмотрено, что объем услуг указан в приложении № 1 к контракту.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрен срок оказания услуг: в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрен срок исполнения контракта: дата начала исполнения контракта - 0 календарных дней с даты заключения контракта, срок исполнения контракта - 260 календарных дней с даты начала исполнения контракта.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено место оказания услуг: город Тюмень.

Пунктом 5.2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему.

Пунктом 5.2.2 контракта предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить качество оказываемых услуг в полном соответствии с условиями контракта.

Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что не позднее, чем за 3 рабочих дня до фактической сдачи результатов оказанных услуг исполнитель уведомляет заказчика о намерении осуществить сдачу результатов оказанных услуг, а также о времени такой сдачи, с тем, чтобы заказчик смог совершить необходимые действия, обеспечивающие приемку оказанных услуг.

Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС и действует до 31.12.2023, а в части исполнения принятых по контракту обязательств по оплате, - до полного их исполнения сторонами. Дата начала исполнения контракта: 0 календарных дней с даты заключения контракта. Срок исполнения контракта: 260 календарных дней с даты начала исполнения контракта.

Спецификацией к муниципальному контракту предусмотрено, что подрядчику (исполнителю) надлежало подготовить проект и смету по каждому из 10 (десяти) объектов в отдельности: г. Тюмень, ул. Агарная, д. З, ул. Большевиков, д. 11Б, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Курортная, д. 33, ул. Марины Расковой д. 42, ул. Судостроителей д. 9, ул. Томская д. 19, ул. Фридриха Энгельса д. 60, ул. Черепанова д. 64, ул. Шмидта д. 42.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

07.06.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлены исходные данные для проектирования в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 № 12001.23.014, заключенного между ГИКУ «ТГИК» и ООО «К», на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Аграрная, д. З, ул. Большевиков, д. 11Б, ул. Курортная, д. 33, ул. Марины Расковой, д. 42, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Судостроителей, д. 9, ул. Томская, д. 19, ул. Фридриха Энгельса, д. 60, ул. Черепанова, д. 64, ул. Шмидта, д. 42, согласно приложению

Письмо исх.№ 23008-1944/23 от 07.06.2023

07.08.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, при проведении экспертизы документов, сформированных и размещенных с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) 17.07.2023, в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу или демонтажу жилых домов и надворных построек, выявлены недостатки оказанных услуг, в части несоответствий требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил, иных нормативных правовых актов и документов, задания на проектирование, а также фактическому техническому состоянию объектов капитального строительства:

- замечания по проекту организации работ по сносу или демонтажу жилого дома с надворными постройками , расположенного по адресу: г . Тюмень, ул. Аграрная , д . 3, шифр 23-0008/06-23 ПОД Том 1, шифр 23-0008/06-23 ПОД/С Том 2 указаны в приложении;

- проект организации работ по сносу или демонтажу жилого дома с надворными постройками , расположенного по адресу: г . Тюмень, ул . Аграрная д. 3, шифр 23-0008/06-23 ПОД Том 1, шифр 23-0008/06-23 ПОД/С Том 2 на бумажном носителе в 2 экземплярах и 1 экземпляр в электронном виде в формате СD-диск, который включает в себя: формат AutoCAD 2007-2014, РОЕ, сметная документация в формате «Гранд-Смета» (Федеральная сметная нормативная база в редакции 2020 ФЕР-2020, утвержденная Приказом Минстрой РФ от 26.12.2019 Г 876/пр) и программе Ехсе1 в адрес заказчика не поступал;

- проекты организации работ по сносу или демонтажу жилых домов с надворными постройками, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Большевиков д . 11 Б; ул . Курортная д. 33; ул. Марины Расковой д. 42; ул. Семипалатинская д. 52; ул. Судостроителей, д. 9; ул. Томская д. 19; ул. Фридриха Энгельса д. 60; ул. Черепанова, д. 64; ул. Шмидта д. 42, включая разделы 7 и 12, в соответствии с требованиями Контракта в адрес заказчика не поступали. Согласно п. 4.1.1 контракта заказчик вправе требовать от исполнителя надлежащего выполнения обязательств предусмотренных контрактом по устранению несоответствий или недостатков в оказанных услугах. Таким образом, осуществить приемку результата оказанных услуг не представляется возможным

Письмо исх.№ М230-08-2775/2 от 07.08.2023

08.08.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, при выполнении муниципального контракта нами была подготовлена проектно-сметная документация по объекту.

10.07.2023 направляли Вам проектно-сметную документацию на согласование на электронную почту ответа не поступило.

13.07.2023 направляли Вам проектно-сметную документацию на согласование на электронную почту ответа не поступило

18.07.2023 направляли Вам проектно-сметную документацию на согласование на электронную почту ответа не поступило.

Просим Вас уточнить замечания или согласовать проектно-сметную документацию для дальнейшего выполнения контракта

 

Письмо исх.№ 08/08 от 08.08.2023

01.09.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, ООО «К» 17.07.2023 сформированы и размещены документы с использованием ЕИС в сфере закупок, в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 № 12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу или демонтажу жилых домов и надворных построек. Согласно пункту 6.7 приемка результатов оказанных услуг, включая проведение экспертизы результатов оказанных услуг проводится МКУ «ТГИК» не позднее 20 рабочих дней следующих за днем поступления документа о приемке. При проведении экспертизы выявлено следующее:

1) по 1 из 10 объектов проектирования (усл. ед.), выявлены недостатки оказанных услуг, в части несоответствий требованиям действующих нормативно-технических и правовых актов , документов ;

2) по 9 из 10 объектов проектирования (усл. ед.) документы в адрес заказчика не поступали. Таким образом, осуществить приёмку результата оказанных услуг не

представляется возможным. Заказчиком в ЕИС размещен отказ от приемки результатов оказанных услуг от 07.08.2023.

Письмо исх.№ 30-08-3217/23 от 01.09.2023

22.09.2023

ООО «К» направило заказчику письмо, согласно которому, во исполнение муниципального контракта от 05.06.2023 №12001.23.014», в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту № 12001.23.014 от 05.06.2023, заключенном между МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и ООО «К» сообщаем. 22.09.2023 года исполнителем на ЕИС были размещены документы, предусмотренные пунктом 6.6 контракта. Также дополнительно сообщаем, что согласно условиям контракта в адрес заказчика 22.09.2023 были направлены 2 экземпляра на бумажном носителе и 1 экземпляр в электронном виде по каждому объекту, что подтверждаем заказом № 1468310440 от 22.09.2023. Исходя из вышеизложенного, на основании главы 6 муниципального контракта, положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, прошу отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принять выполненные работы, подписать акты выполненных работ и один экземпляр направить – в адрес исполнителя

Письмо исх.№ 35/09 от 22.09.2023

22.09.2023

ООО «К» направило заказчику проекты организации работ по сносу объектов капитального строительства: Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0008/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0008/0623-под; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0009/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0009/0623-под; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0010/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0010/0623-под; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0011/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0011/0623-ПОД; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0012/06-23-ПОД; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0012/0623-под, Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0013/06-23-ПОД; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0013/0623-под; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0014/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0014/0623-под; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0015/06-23-под; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-00015/0623-под, Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0016/06-23-ПОД; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0016/0623-пощс; Раздел 7 «Проект организации строительства» шифр 23-0017/06-23-ПОД; Раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» шифр 23-0017/0623-ПОД

Письмо исх.№ 36/09 от 22.09.2023

02.10.2023

Заказчиком направлено письмо в ООО «К» согласно которому, при проведении приемки оказанных услуг, включая проведение экспертизы документов сформированных и размещенных с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС) 22.09.2023 г., в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 № 12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства выявлены несоответствия требованиям Контракта по представленным проектам организации работ по сносу или демонтажу жилых домов с надворными постройками, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Агарная, д. З, ул. Большевиков, д. 11Б, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Курортная, д. 33, ул. Марины Расковой, д. 42, ул. Судостроителей, д. 9, ул. Томская, д. 19, ул. Фридриха Энегельса, д. 60, ул. Черепанова, д. 64, ул. Шмидта, д. 42, в том числе сметной документации. Перечень несоответствий указан в приложении к настоящему письму. Руководствуясь пунктом 6.7 контракта, осуществить приемку результатов оказанных услуг со стороны ГИКУ «ТГИК» не представляется возможным

Письмо от 02.10.2023 № 30-08-3750/23 в ответ на письмо подрядчика от 22.09.2023 исх.№ 35/09

02.10.2023

Заказчиком направлено письмо в ООО «К» согласно которому, при проведении приемки оказанных услуг, включая проведение экспертизы документов, направленных в адрес МКУ «ТГИК» письмом № 36/09 от 22.09.2023, в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 г. №12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства (далее Контракт) выявлены несоответствия требованиям Контракта по представленным проектам организации работ по сносу или демонтажу жилых домов с надворными постройками, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Агарная, д. З, ул. Большевиков, д. 11 Б, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Курортная, д.ЗЗ, ул. Марины Расковой, д. 42, ул. Судостроителей, д. 9, ул. Томская, д. 19, ул. Фридриха Энгельса, д. 60, ул. Черепанова, д. 64, ул . Шмидта, д. 42, в том числе сметной документации. Перечень несоответствий указан в приложении к письму №30-08-3750/23 от 02.10.2023, размещённому в ЕИС от 02.10.2023. Руководствуясь пунктом 6.7 Контракта, осуществить приемку результатов оказанных услуг со стороны МКУ «ТГИК» не представляется возможным. Возвращаем проекты организации работ по сносу объектов капитального строительства

Письмо от 02.10.2023 № 30-08-3767/23

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 11.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры одностороннего расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

20.09.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3720100138123000014 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Подрядчиком направлено письмо (от 22.09.2023 исх.№ 35/09) в адрес заказчика в котором сообщалось об устранении ранее выявленных нарушений условий контракта. Заказчиком в пределах десятидневного срока, предусмотренного для устранения подрядчиком (исполнителем) условий контракта направлен ответ на обращение ООО «К» (письмо заказчика от 02.10.2023 № 30-08-3750/23). Заказчик в направленном в адрес подрядчика (исполнителя) письме указал, что при проведении приемки оказанных услуг, включая проведение экспертизы документов сформированных и размещенных с использованием ЕИС в сфере закупок 22.09.2023, в рамках исполнения муниципального контракта от 05.06.2023 № 12001.23.014 на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства выявлены несоответствия требованиям контракта по представленным проектам организации работ по сносу или демонтажу жилых домов с надворными постройками, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Агарная, д. З, ул. Большевиков, д. 11Б, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Курортная, д. 33, ул. Марины Расковой д. 42, ул. Судостроителей д. 9, ул. Томская д. 19, ул. Фридриха Энгельса д. 60, ул. Черепанова д. 64, ул. Шмидта д. 42, в том числе сметной документации. Перечень несоответствий указан в приложении к настоящему письму. Руководствуясь пунктом 6.7 контракта, осуществить приемку результатов оказанных услуг со стороны ГИКУ «ТГИК» не представляется возможным

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «К» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 20.09.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 03.10.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «К», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнять обязательства по контракту.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика (исполнителя) направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Обстоятельства чрезвычайности и непредотвратимости Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, а не с действиями, предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме.

07.08.2023 по результатам проведения экспертизы документов, сформированных и размещенных в ЕИС 17.07.2023 заказчик направил исполнителю письмо М230-08-2775/23 (приложение № 3 к решению) о недостатках оказанных услуг:

1. Замечания по проекту организации работ по сносу или демонтажу жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Аграрная, д. 3, шифр 23-0008/06-23 ПОД Том 1, шифр 230008/06-23 ПОД/С Том 2:

Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» шифр по 23-0008/06-23 ПОД Том 1:

1.1. Раздел 7 не подписан исполнителем.

1.2. Лист 7: категория технического состояния, указанная в проекте не соответствует фактической, указанной в заключении от 12.11.2014.

1.3. Лист 14 (ведомость объемов работ):

- объем разборки не соответствует данным указанным на листе 4;

- расстояние перевозки груза в 24 км не соответствует фактическому (указанному на листе 3 графическая часть).

1.4. Не учтён снос надворных построек (пункты 19.4, 21.8 ТЗ).

1.5. Отсутствует календарный план работ (пункт 21.6 ТЗ).

1.6. Лист 26 (ведомость объемов работ по благоустройству):

- площадь планировки определена неверно (предусмотреть только под сносимыми объектами, в том числе надворными постройками);

- объем засыпки траншей и котлованов рассчитан неверно;

- материал засыпки заменить на песок строительный очень мелкий;

- работы по уплотнению грунта вибрационными катками 2,2т исключить.

1.7. Графическая часть:

- выполнить план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования (пункт 6 Постановления Правительства РФ № 509);

- выполнить чертежи защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 6 Постановления Правительства РФ № 509).

В свою очередь, невыполнение в полном объеме условий муниципального контракта свидетельствует о затягивании планового срока осуществления сноса объектов капитального строительства ввиду отсутствия разработанной проектно-сметной документации, без которой объективно невозможно выполнить требуемые работы.

По мнению Комиссии Тюменского УФАС России, исполнителем в лице ООО «К» не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств по муниципальному контракту, на протяжении длительного по времени исполнения обязательств по муниципальному контракту, что в свою очередь указывает на недобросовестное поведение самого подрядчика (исполнителя).

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Практика взаимоотношений заказчика и подрядчика в рамках успешного исполнения ранее заключенного контракта не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку Комиссия Тюменского УФАС России рассматривает конкретные обстоятельства дела в рамках рассматриваемого в настоящий момент муниципального контракта, и абсолютно никак не связана обстоятельствами (практикой взаимоотношений заказчика и подрядчика) в рамках ранее заключенного и успешно исполненного контракта, поскольку не имеет какого-либо отношения к рассматриваемому делу и не предопределяет исход рассмотрения настоящего дела Комиссией Тюменского УФАС России по существу.

Упоминаемое подрядчиком разъяснение, содержащееся в письме Федерального казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2023 не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, не является общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера.

В разделе исполнение контракта по реестровому номеру контракта официального сайта ЕИС в сфере закупок 3720100138123000014 при цене контракта в размере 190 773,01 рублей, отсутствует сумма исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств по контракту.

По условиям муниципального контракта подрядчику (исполнителю) надлежало подготовить проект и смету по каждому из 10 (десяти) объектов в отдельности: г. Тюмень, ул. Агарная, д. З, ул. Большевиков, д. 11Б, ул. Семипалатинская, д. 52, ул. Курортная, д. 33, ул. Марины Расковой д. 42, ул. Судостроителей д. 9, ул. Томская д. 19, ул. Фридриха Энгельса д. 60, ул. Черепанова д. 64, ул. Шмидта д. 42 при этом, какие-либо иные дополнительные документы подрядчику (исполнителю) оформлять не требовалось.

Довод подрядчика о том, что замечания к сметам, подготовленным в рамках проектов на снос, носят рекомендательный характер, противоречат техническому заданию на подготовку локальных сметных расчетов, при этом, требования к графической части основаны на субъективном мнении заказчика по сути являясь формальными и соответствуют техническому заданию по муниципальному контракту Комиссия Тюменского УФАС России признает несостоятельным, поскольку заказчик со своей стороны неоднократно предоставлял подрядчику возможность устранить ранее выявленные замечания по контракту, однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели, и указанные действия подрядчика который неоднократно устранял ранее выявленные заказчиком нарушения повлекли в конечном итоге к утрате заказчиком дальнейшего интереса к исполнению обязательств по муниципальному контракту, указанным исполнителем какие-либо доказательства подтверждающие что нарушения в действительности имели формальный характер в материалы рассматриваемого дела не представлены.

Заказчик со своей стороны предоставлял подрядчику (исполнителю) более чем достаточное количество времени для исполнения своих обязательств по контракту, однако несмотря на то это, в полном объеме условия государственного контракта не были исполнены подрядчиком (исполнителем).

Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, условия контракта не исполнены в полном объеме надлежащим образом, подписанный сторонами по контракту акт приемки подтверждающий приемку результата работ в полном объеме в материалы рассматриваемого дела не представлен), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе у заказчика отсутствовали, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «К».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» в отношении ООО «К» (ИНН , адрес:), генерального директора и учредителя Общества: О (ИНН), учредителей Общества: П (ИНН ), Г (ИНН ), Н (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства (реестровый номер закупки 0167300000523000408), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «К» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны