Решение №072/07/18.1–148/2021 Признать жалобу необоснованной. от 12 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–148/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 12.11.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Бороздин Е.Н.            -

заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.               -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–148/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Спектр» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» (далее также – Заказчик) при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приготовлению готовых блюд для стационарного отделения ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (реестровый номер извещения: 32110677981), далее также – Закупка, Конкурс, в отсутствие представителя Заказчика, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (заявлено ходатайство от 03.11.2021 г. № 1090 о проведении заседания Комиссии Управления в отсутствии представителя Заказчика), в присутствии

представителя Общества:

<...> (на основании приказа о назначении на должность генерального директора № 1704/2017-1 от 18.04.2017г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 27.10.2021 г. в 16:19 поступила жалоба (вх. № 10847) ООО «Спектр» на действия ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приготовлению готовых блюд для стационарного отделения ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (реестровый номер извещения: 32110677981).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 названной статьи Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 29.10.2021 г. в 14:21 информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11464.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 29.10.2021 г. в 14:17 Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ЮВ/7003 от 28.10.2021 г.) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- что заявка Общества необоснованно отклонена, закупочной комиссией Заказчика на основании п. 17.4 конкурсной документации, а именно за отсутствие в её содержании документов, подтверждающих соответствие участника Конкурса дополнительным требованиям, при том обстоятельстве, что необходимые документы содержались в составе второй части заявки Общества;

- порядок предоставления заявки на участие в Закупке зафиксированный в закупочной документации не соответствует порядку подачи заявки установленному электронной торговой площадкой (далее – ЭП, ЭТП), а именно ЭТП предусматривает возможность подачи заявки в двух частях, во то время как конкурсная документация не содержит указанных условий.

Из письменных мотивированных пояснений Заказчика от 03.11.2021 г. № 1091 следует, что в ходе проведения предварительного отбора настоящего Конкурса (25.10.2021 г.), где целью такого отбора является установление соответствия участников Закупки дополнительным требованиям, закреплённым в п. 17.4 конкурсной документации, закупочной комиссией Заказчика установлено, что в содержании предоставленной ООО «Спектр» заявки отсутствовал требуемый п. 17.4 документ, что и явилось основанием для отклонения заявки Общества на стадии проведения предварительного отбора.

 

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителя Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» от 21.10.2021 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 21.10.2021 г. в 14:12 г. (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 28.09.2021 г. (с последними изменениями от 12.10.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110677981) и на сайте оператора ЭТП – общества с ограниченной ответственностью «Центр развития электронных торгов» по адресу: https://torgi223.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведение конкурса с ограниченным участием в электронной форме № К-01/22 (далее – Извещение) и документация о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № К-01/22 на оказание услуг по приготовлению готовых блюд для стационарного отделения ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.10.2021 г. в 10:00.

Дата проведения предварительного отбора: 25.10.2021 г. в 11:00 (п. 5 Извещения).

Начальная (максимальная) цена договора – 3 600 000,00 руб.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме регламентирован п. 18 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 18.1 Положения и абз. 10 п. 3 Документации, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме (далее также – Конкурс) понимается конкурс проведение, которого обеспечивается оператором ЭП на ЭП и информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС и на ЭТП извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, где к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, а победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме признаётся участник, который прошёл предварительный отбор на участие в таком конкурсе и предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения, предусмотренные разд. 17 Положения о проведении конкурса в электронной форме с учётом особенностей, предусмотренных настоящим разделом (абз. 3 п. 18.1 Положения).

Так, в соответствии с пп. 9 п. 17.5 Положения, в конкурсной документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно п. 3 Извещения, единые требования, предъявляемые к участникам Закупки, в том числе дополнительные требования определены с разд. 7 Документации.

Так, п. 7.6 Документации установлено, что оказание услуг общественного питания осуществляются путём Конкурса, с применением следующих дополнительных требований к участникам закупки наличие опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов (продуктов питания), заключённого в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом, стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % НМЦ контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится Конкурс (п. 7.6.1 Документации), где в силу с п. 7.6.2 Документации указанный опыт подтверждается:

- копией ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках;

- копией (копиями) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.

В соответствии с пп. 2, 3 п. 18.3 Положения закреплено, что при проведении Конкурса документация о закупке также должна содержать, в том числе порядок проведения предварительного отбора и требования предварительного отбора к участнику Закупки.

Так, во исполнение п. 18.3 Положения, порядок проведения предварительного отбора Конкурса регламентирован п. 17 Документации, где п. 17.3, 17.4 Заказчиком установлены требования отбора к участнику Закупки, являющиеся, в сущности, идентичными п. 7.6 Документации (дополнительные требования к участникам Конкурса).

Таким образом, для успешного прохождения участниками рассматриваемой Закупки стадии предварительного отбора Конкурса, такими участниками в содержании заявки должна быть предоставлена копия ранее исполненного соответствующего контракта (договора), копия документа о приемке.

В ходе проведения анализа, Комиссией Тюменского УФАС России, заявки участника Закупки – ООО «Спектр», предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 28.10.2021 г. (исх. № ЮВ/7003) установлено, что в её содержании на момент проведения Заказчиком предварительного отбора Конкурса (25.10.2021 г. 11:00) отсутствовали документы, необходимость предоставления которых определена п. 17.4 и п. 7.6.2 Документации, что также подтверждается письмом Оператора ЭТП (ООО «Центр развития электронных торгов) от 02.11.2021 г. (исх. № 116) направленным в адрес Заказчика.

Протоколом от 25.10.2021 г. № 19 зафиксировано, что на участие в рассматриваемой Закупке подано три заявки, две из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе заявка Общества со следующей формулировкой (цитирование): «Отсутствуют документы подтверждающие соответствие участника закупки предъявляемым дополнительным требованиям (п.п. 17.4 документации)».

Согласно п. 18.7 Положения и по смыслу абз. 17.2, 17.5.2, 17.5.3 Документации, участники закупки признаются прошедшими предварительный отбор при условии представления необходимых документов (копий документов) и информации в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией, при этом в силу п. 18.8 Положения, участник закупки, не прошедший установленный предварительный отбор, отклоняется комиссией по закупкам от дальнейшего участия в Конкурсе.

В свою очередь, представитель Заявителя пояснил, что документы, подтверждающие его соответствие установленным Заказчиком дополнительным требованиям предварительного отбора Конкурса содержались в составе второй части заявки ООО «Спектр», возможность предоставления которой была предоставлена функционалом ЭТП.

В данном случае, Комиссия Тюменского УФАС России полагает ненадлежащим указанный выше довод Заявителя жалобы, ввиду отсутствия в конкурсной документации, Положении о закупке и Законе о закупках положений, регламентирующих условия возможности направления заявки на участие в рассматриваемом Конкурсе, состоящей из двух частей, что свидетельствует, об отсутствии правовой возможности дробления заявки участников данного Конкурса.

Кроме того, необходимо отметить, что представитель Заявителя жалобы на вопросы Комиссии Управления о предпосылках оснований дробления его заявки на две части, пояснил, что такая возможность предоставлялась ЭП. Иных оснований дробления заявки на две части представитель Общества не привёл.

В свою очередь, Комиссия Тюменского УФАС России также отмечает, что Заявитель настоящей жалобы, в случае возникновения у Общества противоречий при подаче заявки на участие в рассматриваемой Закупке обладал правовой возможностью обжаловать положения Документации в уполномоченный территориальный орган ФАС России до окончания срока подачи заявок (25.10.2021 г.). Заявитель указанной возможностью не воспользовался.

Таким образом, исходя из совокупности вышеизложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что фактически, на момент проведения предварительного отбора Конкурса (25.10.2021 г. 11:00), у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали документы, необходимость предоставления которых предусмотрена п. 7.6.2 и п. 17.4 Документации, соответственно, заявка данного участника, в силу п. п. 18.7, п. 18.8 Положения, абз. 17.2, 17.5.2, 17.5.3 Документации, подлежала отклонению, соответственно в действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о закупках, что свидетельствует о необоснованности рассмотренного довода жалобы.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что порядок подачи заявки, зафиксированный в закупочной документации, сформированной Заказчиком не соответствует фактическим обстоятельствам, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках определено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) объектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

По смыслу вышеизложенной нормы, обжалованию участниками Закупки, подавшим заявку на участие в такой Закупке подлежат исключительно действия Заказчика, совершенные им после окончания срока подачи заявок (отклонение заявки, осуществление оценки и т.п.), соответственно, учитывая, что действия Заказчика направленные на формирование и утверждение закупочной документации осуществляются до указанного срока, такие действия обжалованию после срока окончания подачи заявок, в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках, не подлежат.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку указанная жалоба получена антимонопольным органом 27.10.2021 г. (вх. 10847), а срок подачи заявок завершен 25.10.2021 г. в 11:00, то у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов жалобы Заявителя на положения закупочной документации Заказчика.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Спектр» на действия ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приготовлению готовых блюд для стационарного отделения ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (реестровый номер извещения: 32110677981) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спектр» на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приготовлению готовых блюд для стационарного отделения ГАУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» (реестровый номер извещения: 32110677981) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Е.Н. Бороздин

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

И.Г. Назаров

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны