Решение №РНП-72-145/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 1 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-145/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

01 ноября 2022 года                                                                                                                         г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения договора заключенного по итогам электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов с АЗС  по топливным картам для нужд Тюменского МТУ Росавиации (реестровый номер закупки 0367100012321000034),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 27.10.2022 поступило обращение Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Тюменская транспортная компания» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов с АЗС  по топливным картам для нужд Тюменского МТУ Росавиации.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Общество будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, письменные пояснения обосновывающие позицию по делу не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

17.12.2021 между Тюменским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и ООО «Тюменская транспортная компания» заключен контракт № ГК-33/ЭА на поставку горюче-смазочных материалов с АЗС  по топливным картам для нужд Тюменского МТУ Росавиации (реестровый номер договора 1720322188021000058). Цена контракта составила 327 782,98 рублей.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется в торговых точках передавать товар в собственность заказчика, а заказчик обязуется оплачивать и принимать с использованием карт товар.

Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что наименование и количество товара, а также количество и формат карт определяется заказчиком в соответствующей заявке, оформленной согласно приложению № 5 к настоящему контракту. Условия о количестве и наименовании товара считается согласованным сторонами, с момента принятия заявки поставщиком. Общее количество товара составляет: бензин автомобильный АИ-92 – 7490 литров.

Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что заказчик получает товар непосредственно в торговых точках. Право собственности на Товар и риск его случайной гибели переходят от поставщика заказчику с момента регистрации в учетном терминале операции по передаче (отпуску) товара заказчику. Товары, получаемые заказчиком в торговых точках, используются заказчиком на территории Российской Федерации и не предназначаются для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране.

Пунктом 2.4 контракта предусмотрен срок поставки товара по настоящему контракту – с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что по заявке заказчика согласно форме приложения № 5 к настоящему контракту, поставщик  передает заказчику в собственность карты. Факт передачи карт оформляется соответствующей накладной. Карты передаются заказчику бесплатно.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что в случае если карта была утеряна или повреждена по вине заказчика, поставщик обязуется выдать ему новую карту в течение 10 календарных дней с момента получения письменного заявления об этом.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что получение заказчиком товара с использованием карты по настоящему Контракту, возможно только при соблюдении им требований инструкции.

Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрена обязанность поставщика в течение 2 (двух) рабочих дней с момента принятия заявки поставщиком, предоставить заказчику возможность получения товара с использованием карт в торговых точках на условиях настоящего контракта.

Пунктом 4.1.2 контракта предусмотрено, что в течение 24 часов в торговых точках, указанных в приложении № 3 к настоящему контракту, после получения соответствующего заявления от заказчика согласно пункту 4.3.4 настоящего контракта приостановить (прекратить) отпуск товаров по карте, выданной заказчику.

Пунктом 4.1.3 контракта предусмотрена обязанность поставщика снять блокировку карты в течение 24 часов в Торговых точках, указанных в приложении № 3 к настоящему контракту, с момента получения письменного заявления заказчика или с момента зачисления соответствующего платежа на счете заказчика, заблокированной карты в соответствии с пунктом 4.2.3 контракта. Заявление оформляется на официальном бланке заказчика с проставлением печати заказчика и подписи уполномоченного лица заказчика.

Пунктом 4.1.4 контракта предусмотрена обязанность поставщика представлять заказчику сведения об изменении количества и (или) мест поставки товара, принимающих  топливные электронные карты поставщика в течение срока поставки товара не позднее 3-х рабочих дней с даты.

Пунктом 14.2 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2022, а в части оплаты – до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту. Срок поставки товара с 01.01.2022 года до 31.12.2022.

Техническим заданием к контракту (приложение № 1 к контракту) предусмотрено, что поставке подлежит бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) со сроком поставки с 01.01.2022 года по 31.12.2022 в общем количестве 7 490 литров.

Перечень мест поставки товара:

АЗС (при наличии)

Адрес

Виды горюче-смазочных материалов

АЗС № 128

РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Крауля, 166 А,

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 130

РФ, Свердловская область, г.Екатеринбург, Восточная, 7В

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 157

РФ, Свердловская область г.Екатеринбург, Высоцкого, 1А

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 304

РФ, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Авторемонтная, д.  15

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 404

РФ, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Ямская, 121

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 1

РФ, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Полевая, 106

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 8

РФ, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Мельникайте , 137а

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 357

РФ, Тюменская область, г. Тюмень, Трасса 1Р404 "Тюмень-Ханты-Мансийск", 14 км Тобольского тракта,д.11

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 307

РФ, Тюменская область, г.Тюмень, Трасса 1Р404 "Тюмень-Ханты-Мансийск",7 км . Салаирского тракта, д. 1

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 324

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Олега Антонова, д.18

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 407

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, 2 км Старого Тобольского тракта,д. 2

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 310

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 1

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 325

РФ,Тюменская область, г.Тюмень,  ул.  Щербакова, д. 221

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 303

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Республики, д. 255, строение1

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 400

РФ г.Тюмень, ул. Таллинская, 73

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 315

РФ,Тюменская область, г.Тобольск, ул. Ленина, д. 176

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 316

РФ,Тюменская область, г.Тобольск, 6 МКР, д. 72

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 319

РФ,Тюменская область, г.Тобольск, ул. Семена Ремезова, д. 151

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 351

РФ,Тюменская область, г.Тобольск, Трасса 1Р404 "Тюмень-Ханты-Мансийск", 243 км

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 355

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Барнаульская,  д. 83

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 385

РФ,Тюменская область, г. Тюмень, ул.Западносибирская, д.37

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 311

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул.Широтная, д. 177

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 308

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, Трасса М51 "Байкал", 5 км Червишевского тракта, д. 4

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 350

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул.Широтная д. 6, строение 1

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 314

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Мельникайте, д. 12

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 347

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул.Пермякова д. 2а, строение 1, строение 2

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 358

РФ,Тюменская область, г.Тюмень,  ул.Дамбовская, д.49

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 425

РФ,Тюменская область,  с.Викулово, ул.Автомобилистов, д. 58

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 348

РФ,Тюменская область, г.Тобольск, 3-ой км Уватского тракта, правый поворот

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 352

РФ,Тюменская область, г.Тобольск,  Трасса 1Р404 "Тюмень-Ханты-Мансийск", 240 км

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 302

РФ,Тюменская область, г.Тюмень, ул. Щербакова, д. 113, строение 1, строение 2

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 395

РФ, Тюменская область,г. Тюмень ул. Широтная, д. 104Б

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 395

РФ, Тюменская область,г. Тюмень ул. Широтная, д. 104Б

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 396

РФ, Тюменская область,г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 104

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 398

РФ, Тюменская область,г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31 Б

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 193

РФ,Свердловская область г. Екатеринбург, Кольцовский тракт 7 км

АИ-92,АИ-95, ДТ

АЗС № 137

РФ,Свердловская область, г. Екатеринбург, Начдива Онуфриева, д. 23

АИ-92,АИ-95, ДТ

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием договора поставки, нарушение которого также признаётся существенным.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

10.08.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому изменились платежные реквизиты указанные в контракте

Письмо № 62 от 10.08.2022

25.08.2022

Заказчик и поставщик заключили дополнительное соглашение № 1 к контракту, согласно которому, изменены платежные реквизиты в контракте

Дополнительное соглашение № 1 от 25.08.2022

30.09.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в связи со сложной экономической ситуацией и нехваткой оборотных средств Общество столкнулось с невозможностью исполнения в полном объеме принятых на себя обязательств по заключенному контракту, поставщик просит заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон

Письмо № 99 от 30.09.2022 (вх.№ 6250 от 06.10.2022)

06.10.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому заказчик считает невозможным расторжение контракта по соглашению сторон

Письмо № исх-3757/01/ТМТУ от 06.10.2022

07.10.2022

Заказчик и поставщик заключили дополнительное соглашение № 1 к контракту, согласно которому, изменены платежные реквизиты в контракте

Дополнительное соглашение № 2 от 07.10.2022

07.10.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому, поставщиком 06.10.2022 заблокированы топливные карты, прекращен отпуск горюче-смазочных материалов с автозаправочных станций. Сложившиеся условия негативно влияют на выполнение Тюменским МТУ Росавиации государственных функций, в том числе, на быстрое реагирование на ситуации, связанные с безопасностью полетов на воздушном транспорте. Заказчик просил поставщика снять блокировку топливных карт

Письмо № исх-3759/01/ТМТУ от 07.10.2022

12.10.2022

Заказчиком составлен акт о нарушении условий контракта, согласно которому, по состоянию на 12.10.2022 поставщиком в адрес заказчика поставлено 5 529,98 л. автомобильного бензина АИ-92.

07.10.2022 заказчиком в адрес поставщика направлен запрос с требованием разблокировки топливных карт (исх.№ 3759/01/ТМТУ от 07.10.2022). До настоящего времени ответ от ООО «Тюменская транспортная компания» не поступал, карты остаются заблокированными.

Блокировка транспортных карт № 7005830005258991, 7005830010759769, 7005830008576464 Тюменского МТУ Росавиации подтверждается чеками отказа ООО «Газпромнефть-центр» от 11.10.2022.

Поставщик исполнил обязательства не в полном объеме, отказалось от дальнейшего исполнения обязательств и поставки 1 960,02 л. автомобильного бензина АИ-92 по контракту

Акт № ВН-1296/01 от 12.10.2022

14.10.2022

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение № исх-3860/01/ТМТУ от 14.10.2022

26.10.2022

 Заказчиком в адрес поставщика направлена претензия о нарушении срока исполнения обязательств по контракту на 20 календарных дней (с 06.10.2022 по 25.10.2022), начислена неустойка

Претензия № исх-4054/01/ТМТУ от 26.10.2022

Условиями контракта предусмотрено общее количество поставляемого товара 7 490 литров. По состоянию на 12.10.2022 ООО «Тюменская транспортная компания» поставлено в адрес заказчика 5 529,98 литров автомобильного бензина АИ-92 на сумму 242 047,22 рублей.

06.10.2022 в адрес заказчика поступило письмо поставщика от 30.09.2022 исх.№ 99 (вх.№ 6250/ТМТУ от 06.10.2022) о невозможности исполнения в полном объеме принятых на себя обязательств по заключенному контракту с использованием системы топливных карт.

06.10.2022 ООО «Тюменская транспортная компания» заблокированы топливные карты, прекращен отпуск горюче-смазочных материалов с автозаправочных станций для автотранспорта Тюменского МТУ Росавиации.

07.10.2022 заказчиком в адрес поставщика направлен запрос с требованием разблокировки топливных карт (исх.№ 3759/01/ТМТУ от 07.10.2022). До настоящего времени ответ от ООО «Тюменская транспортная компания» не поступал, карты остаются заблокированными.

Блокировка транспортных карт № 7005830005258991, 7005830010759769, 7005830008576464 Тюменского МТУ Росавиации подтверждается чеками отказа ООО «Газпромнефть-центр» от 11.10.2022. Комиссией по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг Тюменского МТУ Росавиации составлен акт о нарушении от 12.10.2022 № ВН-1296/01.

Поскольку поставщик исполнил обязательства не в полном объеме, отказалось от дальнейшего исполнения обязательств и поставки 1 960,02 литра автомобильного бензина АИ-92 по контракту на сумму 85 735,76 рублей. Кроме того, ООО «Тюменская транспортная компания» допустила просрочку поставки товара с 06.10.2022 по 13.10.2022 на 6 рабочих дней.

На момент составления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком произведена оплата товара в количестве 5 459, 98 литров на сумму 238 983,32 рублей, на исполнении оплата 70 литров на сумму 3 063, 90 рублей.

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.1 контракта принял решение № исх-3860/01/ТМТУ от 14.10.2022 об одностороннем отказе от исполнения договора.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14.10.2022 заказчиком через личный кабинет ЕИС в сфере закупок сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.10.2022 № исх-3860/01/ТМТУ, и которое направлено в личный поставщика размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «Тюменская транспортная компания» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.10.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 25.10.2022.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Комиссия Тюменского УФАС России изучив материалы дела, приходит к следующему.

Подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил установлено, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

Какие-либо информация и документы, обосновывающие причинно-следственную связь между невозможностью осуществления поставки горюче-смазочных материалов в установленный договором срок и действием внешнеэкономических и внешнеполитических санкций в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств обосновывающих невозможность осуществления поставки вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке товара у поставщика поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность ООО «Тюменская транспортная компания» исполнить обязательства по договору в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность Общества, учитывая что поставщик был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал договор на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий договора в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по договору в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, возможность частичной поставки требуемого по договору товара, условиями договора не предусмотрена.

Заказчиком неоднократно в адрес поставщика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения договора, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий договора, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий договора, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора в материалы дела не представлено.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчик не создавал какие-либо препятствия для поставщика в части надлежащего исполнения им своих обязательств по договору, какие-либо доказательства подтверждающие данный факт в материалы дела не представлены. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении договора, поскольку заказчик направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку, выходил на связь с поставщиком.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Не все действия поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение договора. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом поставки, то есть с полностью поставленным товаром, соответствующим условиям спецификации к договору в адрес заказчика, а не с действиями предшествующими достижению результата. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком требуемого по договору товара в полном объеме.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

В рассматриваемом случае, заказчик был лишен оставшейся части горюче-смазочных материалов (по факту поставлено только 80 % требуемого товара, оставшиеся 20 % поставщиком не исполнены), что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.

Таким образом, в нарушение условий договора, поставщик требуемый товар в полном объеме, полностью соответствующий условиям договора в адрес заказчика не поставил.

06.10.2022 поставщиком заблокированы топливные карты, прекращен отпуск горюче-смазочных материалов с автозаправочных станций, на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказ от исполнения контракта топливные карты не разблокированы.

Представитель заказчика пояснила, что топливные карты используются на ежедневной основе, поскольку топливо необходимо для надлежащего оказания возложенных на заказчика государственных функций связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что правовые основания для отмены заказчиком принятого решения об одностороннем отказе отсутствовали, поскольку требования части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе связывают возможность отмены заказчиком решения об одностороннем отказе исключительно с полным устранением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушений условий договора.

Поскольку в момент течения срока предусмотренного для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, допущенные нарушения условий контракта поставщиком не устранены, следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий договора подтвержден (в срок предусмотренный договором, оставшаяся часть горюче-смазочных материалов (20 % от суммарного объема поставки) не поставлена, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по договору, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили поставщику надлежащим образом исполнить условия договора не установлены, процедура расторжения договора в одностороннем порядке заказчиком соблюдена.

Обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал надлежащему исполнению поставщиком условий договора не установлены, действия поставщика создали угрозу осуществления государственных функций непосредственно Тюменским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта связанных с оперативным реагированием на внештатные ситуации связанные в том числе, с безопасностью полетов на воздушном транспорте.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Т».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в отношении ООО «Т» (ИНН, адрес:), генерального директора и учредителя Общества: О (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов с АЗС  по топливным картам для нужд Тюменского МТУ Росавиации (реестровый номер закупки 0367100012321000034), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Т» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны