Решение №072/06/44/166/2022 По мнению заявителя, принятое аукционной комиссией уполномоч... от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/166/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

23 сентября 2022 года                                                                                                                 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «П» на действия комиссии по осуществлению закупок Управления закупок Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на реконструкцию противопаводковой дамбы, расположенной по адресу: г. Тобольск, ул. Левобережная №50Д, сооружение 1 (реестровый номер закупки 0167300000822000242),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) 17.09.2022 поступила жалоба ООО «П» на действия комиссии по осуществлению закупок Управления закупок Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на реконструкцию противопаводковой дамбы, расположенной по адресу: г. Тобольск, ул. Левобережная №50Д, сооружение 1.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация, о содержании жалобы, дате и времени её рассмотрения размещена в реестре жалоб, который ведется на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Информация в реестре жалоб является открытой и доступной для ознакомления неограниченному кругу лиц.

По мнению заявителя, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа решение об отказе в допуске заявки ООО «П» к участию в электронном аукционе противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствовала  требованиям извещения об осуществлении закупки и нормам Закона о контрактной системе. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что аукционная комиссия при оценке документов, представленных участником закупки в подтверждение соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта необоснованно, в нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не приняла к оценке полную стоимость работ, определенной в договоре и соответствующих актах выполненных работ.

Уполномоченным органом и заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, полагают жалобу заявителя необоснованной.

Заказчик направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством РФ в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

В свою очередь, подпунктом 1 пункта 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что для выполнения работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, участник закупки должен иметь опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Из материалов дела усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на реконструкцию противопаводковой дамбы, расположенной по адресу: г. Тобольск, ул. Левобережная №50Д, сооружение 1, с начальной (максимальной) ценой контракта 50 690 070,00 рублей, в интересах заказчика Департамента городской среды Администрации города Тобольска.

Информация об электронном аукционе была размещена 26.08.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000822000242.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Пунктом 2.1. Извещения о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона, в соответствии с  позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно наличие у участника закупки опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Как следует из протокола подведения итогов аукциона № ЭА-175-22 СМП от 12.09.2022 заявка ООО «Промышленные технологии - Сибирь»  признана несоответствующей требованиям, и отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду «несоответствие документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона №44-ФЗ, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ, требованиям подпункта «н» пункта 1 раздела 1 Требований к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению (Приложение № 4 к извещению о проведении электронного аукциона)».

В качестве обоснования принятого решения комиссия указала, что представленный участником закупки контракт от 20.03.2020 № 02/03/20/П на строительство объекта капитального строительства «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области и прилегающая к ней территория. I очередь. Автомобильные проезды и наружные сети электроосвещения» не подтверждает наличие у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги или выполнения участником закупки, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, так как стоимость работ по строительству наружных сетей электроосвещения в соответствии с представленными актами о приемке выполненных работ составила 9 190 204,80 рублей, что является менее 50 процентов НМЦК, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России установлено, что оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка»  с использованием программно-аппаратных средств площадки из числа документов (их копий) размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке подтверждающих соответствие ООО «Промышленные технологии - Сибирь»  дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закон № 44-ФЗ уполномоченному органу направлены следующие документы:

1) контракт № 02/03/20/П от 20.03.2020 на строительство объекта капитального строительства: «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области и прилегающая к ней территория. I очередь. Автомобильные проезды и наружные сети электроосвещения» (реестровый номер контракта 4667037635220000005);

2) акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14), акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и дополнительные соглашения к контракту (№ 1 от 30.03.2020, № 2 от 19.08.2020 и № 3 от 16.12.2020).

Как пояснил представитель уполномоченного органа, в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.11.2020 №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 общая сумма работ по строительству наружных сетей электроосвещения, выполненных участником закупки по контракту, составила 9 190 204,80 рублей, что составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, аукционной комиссией не производилось выделение каких-либо отдельных видов работ из общей стоимости, указанной в вышеперечисленных актах.

В свою очередь, заявитель полагает, что комиссия уполномоченного органа в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 2571 должна была принять к оценке полную стоимость работ, определенной в контракте № 02/03/20/П от 20.03.2020 и соответствующих актах выполненных работ, а не выделять отдельно работы, связанные со строительством наружных сетей электроосвещения.

Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В этой связи Комиссия Тюменского УФАС России учитывает, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 разграничивается перечень документов представляемых в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию предусмотренному подпунктом 1, столбца 2, пункта 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно, если в составе заявки представлен акт приемки объекта капитального строительства который не содержит цену выполненных работ, в этом случае, участник закупки представляет акт выполненных работ, содержащий цену по каждой отдельно выполненной работе.

Подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что для целей настоящего Постановления:

опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки»;

опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору, предусмотренному приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается общая цена (сумма цен) товаров, работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям». Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе все такие акты.

Таким образом, для подтверждения соответствия дополнительному требованию участнику закупки необходимо предоставить исполненный договор (контракт), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги на сумму не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что составляет 25 345 035 рублей.

При этом, из смыслового значения подпункта 2 столбца 3 пункта 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 следует, что такую формулировку как «акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ» следует толковать не иначе как акт на выполненные работы соответствующие предмету контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть работы по строительству, реконструкции линейного объекта (к которым, в рассматриваемом случае, относятся и сети электроосвещения), соответственно, по каждой отдельно выполненной работе должна указываться цена.

Как следует из материалов дела, представленный в составе заявки ООО «П» акт приемки законченного строительством объекта № 1 от 23.12.2020 не содержал цену выполненных работ, в связи с чем, учету подлежали акты выполненных работ, содержащие цену по каждой отдельно выполненной работе (в данном случае, по строительству наружных сетей электроосвещения).

Согласно актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.11.2020 №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 общая сумма работ по строительству наружных сетей электроосвещения, выполненных участником закупки по контракту, составила 9 190 204,80 рублей, что составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения извещения об осуществлении закупки, Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, Комиссия Тюменского УФАС России  приходит к выводу о том, что представленными в составе заявки документами податель жалобы не подтвердил наличие у него соответствующего опыта работ. Иные документы, подтверждающие выполнение подателем жалобы работ по строительству, реконструкции линейного объекта в составе заявки подателем жалобы представлены не были.

Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа, действуя в рамках своих полномочий, обосновано признала заявку ООО «П» не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «П» на действия аукционной комиссии Управления закупок Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на реконструкцию противопаводковой дамбы, расположенной по адресу: г. Тобольск, ул. Левобережная №50Д, сооружение 1 (реестровый номер закупки 0167300000822000242) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны