Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–142/2023

 

09.11.2023                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–142/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель, "...-...") на действия "...-..." (далее – "...-...", Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смазочных материалов для транспортных средств (реестровый номер закупки: 32312824301), далее также – Закупка,

с участием представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности от 25.10.2023 № 1;

от Заказчика: "...-..." по доверенности от 08.11.2023 № 50; "...-..." по доверенности от 08.11.2023 №52;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смазочных материалов для транспортных средств (реестровый номер закупки: 32312824301).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает своё несогласие с решением закупочной комиссии Заказчика отклонить заявку Заявителя на основании того, что «Позиция 1 отсутствует в списке рекомендуемых масел (официально одобренного ПАО «ЯМЗ») Руководства по эксплуатации 536.3902150 РЭ редакция от 08.2022г.», поскольку Заказчиком в содержании Документации не обосновано требование о предоставлении документа об одобрении товара ПАО «ЯМЗ».

Вместе с тем, Заявитель в содержании жалобы указывает на нарушение Заказчиком срока ответа на запрос Заявителя о даче разъяснений положений Документации (ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках).

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная комиссия Заказчика правомерно в соответствии с положениями законодательства и закупочной документации, отклонила заявку Заявителя на участие в Закупке; запрос о даче разъяснений положений Документации был направлен Заявителем в адрес Заказчика за сроком подачи запроса разъяснений положений Документации.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, утверждено Протоколом Совета директоров "...-..." от 04.08.2022 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 10.08.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 18 Закона о закупках, под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как установлено материалами дела, 04.10.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312824301), Заказчиком была размещена Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку смазочных материалов для транспортных средств (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.10.2023 в 16:00.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 Технического задания (Приложение № 1 к Документации), установлено требование к Маслу моторному синтетическому для дизельных двигателей: Вязкость 5W30, соответствие требованиям по API не ниже CI-4, допуск МВ 228.5 или 228.51, имеющее официальное одобрение ПАО "Автодизель" для заливки в двигателя семейства ЯМЗ 536. Фасовка: бочка не более 220 литров допускается иная фасовка меньшего объема для формирования полного количества необходимого товара.

Согласно п. 7.3 Документации, участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) несоответствия первой части заявки по составу, содержанию, оформлению;

2) предоставления участником в составе первой части заявки недостоверных сведений;

3) несоответствия товаров, работ, услуг и (или) договорных условий, указанных в заявке, требованиям документации об аукционе;

4) отсутствие или несоответствие размера обеспечения заявки требованиям, установленным документацией об аукционе.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 23.10.2023, закупочная комиссия Заказчика приняла решение отклонить заявку № 17770 (заявка Заявителя) на основании: «Первая часть заявки не соответствует установленным требованиям. На основании пп. 1 и 3 п.7.3. Документации, в связи с тем, что часть предлагаемых к поставке товаров не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно требованиям технического задания: Позиция 1 отсутствует в списке рекомендуемых масел (официально одобренного ПАО «ЯМЗ») Руководства по эксплуатации 536.3902150 РЭ редакция от 08.2022г.; Количество предлагаемого к поставке товара, в п. 1, 2, 12 заявки участника, указано меньшего объема, чем в п. 1, 2, 12 спецификации технического задания к Документации об открытом аукционе».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что подавая заявку на участие в Закупки, Заявитель выразил согласие участвовать в аукционе на условиях, установленных в указанных в Документации, поскольку заявка Заявителя была подана за сроком окончания подачи заявок на участие в Закупке, возможность обжалования положений документации в антимонопольный орган у Заявителя в данном случае отсутствует.

Вместе с тем, согласно устным пояснениям представителя Заказчика, участникам закупки следовало в содержании заявок по позиции «Масло моторное синтетическое для дизельных двигателей» указать товар из списка Рекомендуемых марок масел, Руководства по эксплуатации 536.3902150 РЭ от 22.08.2022 двигателей ЯМЗ-536, ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363, ЯМЗ-5364, их модификации и комплектации. Экологический класс 4 и 5 (далее – Руководство по эксплуатации). При этом требований о предоставлении каких-либо подтверждающих одобрение товара ПАО «ЯМЗ» документов Заказчиком не устанавливалось.

Руководство по эксплуатации размещено в общем доступе на сайте Ярославского моторного завода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.ymzmotor.ru/ в Эксплуатационных документах, Технической информации, раздела Продукции на Главной странице сайта.

Представитель Заказчика также пояснил, что установление требования к закупаемому товару обусловлено требованиями эксплуатации двигателей Руководство по эксплуатации, согласно которому: «Надежная работа двигателя гарантируется только при использовании рекомендуемых заводом сортов топлив, масел и охлаждающих жидкостей. Внимание! Применение топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в настоящем руководстве, запрещается».

При этом, Заявителем решение закупочной комиссии Заказчика об отклонение заявки Заявителя по основанию: «Количество предлагаемого к поставке товара, в п. 1, 2, 12 заявки участника, указано меньшего объема, чем в п. 1, 2, 12 спецификации технического задания к Документации об открытом аукционе» не обжаловалось.

С учётом вышеизложенного, поскольку Заявителем в п. 1 первой части заявки указан товар, не указанный в списке Рекомендуемых марок масел, Руководства по эксплуатации, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о правомерном решении закупочной комиссии Заказчика отклонить заявку Заявителя, соответственно полагает признать довод Заявителя необоснованным.

 

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (т.е. за два рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.10.2023 (Пятница), соответственно 17.10.2023 (Вторник) является датой за 3 рабочих дня (включительно) до окончания срока подачи заявок.

В письменных и устных пояснениях, представитель Заказчика указал, что запрос Заявителя поступил в адрес Заказчика, 17.10.2023, что по мнению Заказчика являлось сроком менее 3 рабочих дней.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что Заявителем запрос о даче разъяснений документации был подан регламентированный Законом о закупках срок, Комиссия Управления полагает признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смазочных материалов для транспортных средств (реестровый номер закупки: 32312824301), обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание, об устранении выявленного нарушения Заказчику не выдавать.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны