Решение №32-ВП/2023 В поступившем обращении заявитель просил провести внепланову... от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 32-ВП/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

07 февраля 2024 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при заключении муниципального контракта от 31.03.2023 № 19 на выполнение работ по определению координат поворотных точек земельного участка и подготовке заключения кадастрового инженера на земельный участок по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, решение Арбитражного суда Тюменской области

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Внеплановая проверка проводится с участием представителей заказчика: МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» (далее также – заказчик), директора учреждения Е. на основании распоряжения № 15/к от 06.02.2017, представителя Г. по доверенности № б/н от 06.02.2024, представителя Х. по доверенности № б/н от 06.02.2024,

с участием представителя заявителя: Л (далее также – заявитель), Б. по доверенности № б/н от 01.01.2024,

от заинтересованного лица: индивидуальный предприниматель З, не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 14.09.2023 (вх.№ 8865-ЭП/23) обращение Л в котором указывается на признаки нарушения законодательства о контрактной системе при заключении 31.03.2023 муниципального контракта № 19 между МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» и индивидуальным предпринимателем З на выполнение работ по определению координат поворотных точек земельного участка и подготовке заключения кадастрового инженера на земельный участок по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Л. в поступившем обращении просил провести внеплановую проверку заказчика на предмет нарушения Закона о контрактной системе в связи с заключением муниципального контракта № 19 от 31.03.2023 без проведения закупки и выполнения работ 23.03.2023 в отсутствие заключенного муниципального контракта.

Заказчиком представлены в материалы дела письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/5508/23 от 15.09.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 19.09.2023, 14 часов 00 минут.

Решением Тюменского УФАС России от 19.09.2023 № 32-ВП/2023 по результатам проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.02.2024 по делу № А70-22069/2023 решение Тюменского УФАС России от 19.09.2023 № 32-ВП/2023 признано недействительным, суд обязал Тюменское УФАС России устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Частью 2 статьи 182 АПК РФ предусмотрено, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежат немедленному исполнению.

Во исполнение решения Арбитражного суда Тюменской области от 01.02.2024 по делу № А70-22069/2023, Тюменским УФАС России в адрес сторон по делу направлено уведомление исх.№ ИВ/824/24 от 06.02.2024 о повторном проведении внеплановой проверки по поступившему обращению Л.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пунктом 10 приказа Комитета финансов Администрации города Ишима от 29.12.2020 № 48 «Об утверждении Порядка исполнения бюджета города по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета города и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города» предусмотрено, что для постановки на учет бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 8 настоящего порядка, получатель средств не позднее десяти рабочих дней со дня заключения муниципального контракта (договора), договора, заносит информацию в электронный документ «Договор» системы «АЦК-Финансы», с приложением муниципального контракта (договора), договора, в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа и обеспечивает подписание электронного документа электронной подписью.

Исходя из письменных пояснений заказчика следует, что фактически муниципальный контракт был заключен 22.03.2023 между МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» и индивидуальным предпринимателем З на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Для осуществления указанной закупки заказчик внес изменения в план-график (версия 8), позиция плана графика – особые закупки (структурированный номер 202303673000101001, уникальный номер позиции плана-графика 202303673000101001000006) по бюджетной строке 04104127700372710244000000000 доп. КР 0152.

Согласно пункту 1 технического задания (приложение № 1 к муниципальному контракту) подрядчику належало выполнить работы по определению координат поворотных точек земельного участка и подготовке заключения кадастрового инженера на земельный участок с кадастровым номером 72:25:0104007:194 по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Садовая Малая д. 59.

Результатом исполнения муниципального контракта явилось заключение кадастрового инженера в лице индивидуального предпринимателя З по земельному участку с кадастровым номером 72:25:0104007:194 по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Садовая Малая д. 59 в лице индивидуального предпринимателя З датированное 23.03.2023.

Представитель заказчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России которое проходило 19.09.2023 поясняла, что пропустила срок постановки на учет бюджетного обязательства предусмотренный пунктом 10 приказа Комитета финансов Администрации города Ишима от 29.12.2020 № 48, однако, чтобы не нарушать срок постановки на учет, контрактный управляющий поставила дату на муниципальном контракте 31.03.2023, не уточнив дату действительного исполнения контракта – по факту уже подготовленного заключения кадастрового инженера.

По результатам рассмотрения дела, копия решения Тюменского УФАС России № 32-ВП/2023 от 19.09.2023 направлена сопроводительным письмом Тюменского УФАС России исх.№ ИВ/5614/23 от 21.09.2023 в Комитет финансов Администрации города Ишима для решения вопроса о проведении камеральной проверки соблюдения заказчиком МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» требований приказа Комитета финансов Администрации города Ишима от 29.12.2020 № 48.

Согласно ответа Комитета финансов Администрации города Ишима (исх.№ 290 от 26.09.2023) (вх.№ 9302-ЭП/23 от 26.09.2023) по результатам проведенной камеральной проверки в действиях заказчика в лице МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» установлено нарушение пункта 10 приказа Комитета финансов Администрации города Ишима от 29.12.2020 № 48, выразившегося в несоблюдении сроков постановки на учет бюджетного обязательства по муниципальному контракту.

Комиссия Тюменского УФАС России учитывает также позицию Арбитражного суда Тюменской области, изложенную на странице 4 решения от 01.02.2024 № А70-22069/2023, согласно которой: «муниципальный контракт № 19 заключен сторонами 31.03.2023, подписан без возражений. Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, дата начала рассматриваемой закупки - 31.03.2023. Принимая во внимание факт подготовки Зорковым Д.А. заключения от 23.03.2023, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о фактической договоренности муниципального заказчика и поставщика, а равно о взаимоотношениях сторон до начала закупки, что является грубым нарушением требований Закона о контрактной системе. При этом суд отмечает, что действия заказчика в данном случае не могут быть оправданы необходимостью соблюдения бюджетных обязательств по муниципальному контракту, а равно иными обстоятельствами. По убеждению суда, МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами г.Ишима» имело реальную возможность соблюдения, как бюджетного законодательства, так и законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного ответчиком и третьим лицом не представлено».

Таким образом, основываясь на выводах Арбитражного суда Тюменской области изложенных в решении от 01.02.2024 № А70-22069/2023 Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком в лице МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» требований пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, какое отношение частная собственность ИП Л. имеет к муниципальному имуществу, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что антимонопольные органы не вправе в соответствии со своими полномочиями осуществлять контроль в отношении планирования, нормирования, обоснования процедур закупок, поскольку контрольные полномочия контрольного органа в сфере закупок ограничены процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также соблюдением процедуры заключения контракта. Кроме того, правовая оценка указанному доводу заявителя дана в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу № А70-12816/2023.

Пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 предусмотрено, что в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:

а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.

Поскольку на момент проведения внеплановой проверки муниципальный контракт № 19 от 31.03.2023 фактически заключен и исполнен, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России в соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 отсутствуют достаточные правовые основания для выдачи обязательного для исполнения предписания в адрес заказчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком в лице МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» законодательства о контрактной системе при заключении муниципального контракта № 19 от 31.03.2023 на выполнение работ по определению координат поворотных точек земельного участка и подготовке заключения кадастрового инженера на земельный участок по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в действиях заказчика, в лице МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами города Ишима» установлено нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

2. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны