Решение б/н Признать жалобу обоснованной от 4 мая 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

          -

заместитель  начальника отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

             -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

              -

 

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–79/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЗВ Моторс» (далее также – Заявитель, Общество) на действия АСУСОНТО  «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее также – Заказчик) при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме запроса предложений на капитальный ремонт  спального корпуса 11, лит.Д (адрес объекта: Тюменская область, Ярковский район, пос. Светлоозерский, ул.Ветеранов, 10, строение 13, реестровый номер извещения: 32110186812 (далее также – Закупка), в присутствии

представителей ООО «ЗВ Моторс»:

1) ....  (на основании доверенности б/н от ...);

представителей Заказчика:

1) .... (на основании доверенности ....);

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 21.04.2021 г. в 17:00 поступила жалоба (вх. № 4030) ООО «ЗВ Моторс» на действия АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме запроса предложений на капитальный ремонт  спального корпуса 11, лит.Д (адрес объекта: Тюменская область, Ярковский район, пос. Светлоозерский, ул.Ветеранов, 10, строение 13, (реестровый номер извещения: 32110186812)

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 26.04.2021 г. в 17:46 информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11265.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 31.03.2021 г. в 17:04 Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/2156) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что закупочная документация, сформированная Заказчиком, содержит условия, противоречащие требованиям действующего законодательства РФ, а именно в Приложение №3 к Документации установлены требования:

-Обеспеченность финансовыми ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, активами. Оборудованием и другими материальными ресурсами, принадлежащим участнику закупки на праве собственности. Определяется на основе данных бухгалтерского баланса за 2019 отчетный год (оценивается балансовая стоимость активов.

-Опыт работы участника  закупки, связанный с предметом договора – срок деятельности участника закупки с момента государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе (определяется на основе данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП)

Шкала оценки:

Менее 1 года – 0 баллов

10 лет- 100 баллов

Предельно необходимое максимальное количественное значение критерия – 10 лет.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в пп. «а», «б» п. 2.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета от 12.03.2021 г. № 2 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела, 13.04.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС), реестровый номер извещения: 32110186812, Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса предложения (далее –Извещение) и документация о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту  спального корпуса 11, лит.Д (адрес объекта: Тюменская область, Ярковский район, пос. Светлоозерский, ул.Ветеранов, 10, строение 13 закупки для нужд АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Документация).

Дата начала срока подачи заявок: 13.04.2021 г.;

Дата и время окончания подачи заявок: 29.04.2021 08:00 г.;

Дата подведения итогов: 29.04.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 58 368 636,00 руб.

Порядок организации и проведения конкурентной закупочной процедуры посредством конкурса в электронной форме регламентировано Разделом 17 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 17.1 Положения, под открытым конкурсом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС и на электронной торговой площадке извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п. 18.12 Положения, при оценке заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме применяется порядок оценки, предусмотренный Приложением N 2 к настоящему Положению.

Так, пп. "б" п. 3 Приложения N 2 к Положению установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, в том числе квалификация участников закупки, а именно наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке указываются используемые для определения поставщика (исполнителя) критерии оценки и предельные величины значимости критериев оценки (п. 4 Приложения N 2 к Положению).

Согласно п. 8 Приложения N 2 к Положению, предельные величины значимости критериев устанавливаются в следующем порядке:

- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 30%;

- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 70%.

Абзацем 3 п. 18.1 Положения определено, что, конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится с учетом особенностей и в порядке, предусмотренном разделом 17 настоящего Положения, к участникам закупки, которого предъявляются дополнительные требования.

Так, согласно п. 17.5 Положения, в конкурсной документации должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с п. 14 Информационной карты Документации, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке устанавливаются Приложением N 3 к Документации.

Так, Приложением N 3 к Документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе:

1. Цена договора (величина значимости критерия - 30%);

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критерия - 70%):

1) наличие у участника закупки положительных отзывов, благодарственных писем, грамот, дипломов, наград (величина значимости подкритерия - 20%);

2) обеспеченность финансовыми ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, активами, оборудованием и другими материальными ресурсами (величина значимости подкритерия - 20%);

3) наличие в штате участника закупки работников, относящихся к категории инженерно-технического персонала с общим средним стажем работы по специальности не менее 10 лет (величина значимости подкритерия - 20%);

4) опыт работы участников закупки, связанный с предметом договора (величина значимости подкритерия - 10%).

Таким образом, предельные величины значимости вышеуказанных критериев соответствуют требованиям п. 8 Приложения N 2 к Положению, вместе с этим, в ходе изучения порядка исчисления показателей стоимостных и нестоимостных критериев (подкритериев) установленных Приложением N 3 к Документации, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу о том, что они идентичны порядку исчисления показателей таких критериев (подкритериев), установленному Приложением N 2 к Положению.

Согласно п. "а" и "б" п. 2.6 Положения, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что дублирует положения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что порядок расчета подкритерия "Обеспеченность финансовыми ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, активами, оборудованием и другими материальными ресурсами" не соответствует требованиям, Комиссией Управления установлено следующее.

В рамках рассматриваемого нестоимостного подкритерия Заказчиком установлено следующее условие основания присвоения соответствующих баллов: "Обеспеченность финансовыми ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, активами, оборудованием и другими материальными ресурсами, принадлежащим участнику закупки на праве собственности, определяется на основе данных бухгалтерского баланса за 2019 отчетный год (оценивается балансовая стоимость активов)".

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что противоречие, которое содержит данный подкритерий, обусловлено возможным  ухудшением  финансового положения в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году у участников закупки.

 Комиссия Управления данный довод Заказчика не принимает, поскольку установление такого  требования как предоставление бухгалтерского баланса за 2019 год влечет за собой невозможность участия в закупке хозяйствующих субъектов зарегистрированных в более поздний период, и ограничивает тем самым количество участников в закупке.

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что подкритерием "Опыт работ участника закупки, связанный с предметом договора" для получения максимального балла установлено требование к сроку деятельности организации на рынке - 10 лет, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно подкритерию "Опыт работ участника закупки, связанный с предметом договора" Заказчиком оценивается срок деятельности участника закупки с момента государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты окончания приема заявок на участие в Конкурсе, где предельным необходимым значением показателя критерия является 10 лет, оцениваемым в 100 баллов.

Опыт работы - это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в процессе фактического осуществления какой-либо деятельности, соответственно рассматриваемый подкритерий оценивает показатель не опыта работ, как заявлено в его названии, а фактическое время существования организации в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом, срок существования организации (в том числе 10 лет) не может является надлежащим подтверждением опыта исполнения работ участником Закупки, соответственно, в рамках данного подкритерия существует объективное противоречие названия и предмета его оценки.

На основании пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

С учетом вышеизложенного, исследовав представленные документы и сведения, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" ч. 1 ст. 2, п.  2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт  спального корпуса 11, лит.Д (адрес объекта: Тюменская область, Ярковский район, пос. Светлоозерский, ул.Ветеранов, 10, строение 13, (реестровый номер извещения: 32110186812), выразившемся в установлении в Приложении N 3 к Документации:

- противоречивых данных содержания подкритерия "Обеспеченность финансовыми ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, активами, оборудованием и другими материальными ресурсами" в отношении года бухгалтерского баланса, необходимого к предоставлению участниками Закупки в составе заявки;

- предмета оценки подкритерия "Опыт работ участника закупки, связанный с предметом договора" (срок существования организации) объективное не связанного с его фактическим названием.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене следующих протоколов:

- протокол открытия доступа к заявкам на участие в конкурсе N 2036586 от 29.04.2021 г.

- протокол рассмотрения заявок на участие конкурсе N 2036586 от 296.04.2021 г.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗВ Моторс" на действия автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при организации проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса 11, лит. Д (адрес объекта: Тюменская область, Ярковский район, пос. Светлоозерский, ул.Ветеранов, 10, строение 13 (реестровый номер извещения: 32110186812) обоснованной.

2. Признать в действиях АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п.13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать АСУСОНТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учетом принятого решения, путем отмены протоколов, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

...

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

....

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны