Решение №072/07/18.1-35/2023 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–35/2023

23 марта 2023 года                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области порассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–35/2023 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «АСНО» (далее – ООО «АСНО», Заявитель) на действия Муниципального автономного учреждения культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система» (далее – МАУК «ЦГБС», Заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер закупки: 32312144501), далее также – Закупка,

с участием представителей заинтересованных лиц:

от Заявителя: Б. М.В. (на основании доверенности № 141 от 23.03.2023),

от Заказчика: Ч. И.В. (на основании доверенности № 10 от 17.03.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 14.03.2023 поступила жалоба ООО «АСНО» на действия МАУК «ЦГБС» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер закупки: 32312144501).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

В жалобе Заявитель считает необоснованным непринятие к оценке сведений, которые необходимы для подтверждения наличия у участника ООО «АСНО» квалифицированного персонала по подкритерию 2.3., так как данные сведения соответствуют потребностям Заказчика. Заявитель указал, что что со своей стороны предоставил требуемые документы о наличии сотрудника, который занимает должность соответствующую его образованию: копии дипломов, копии трудовых книжек. Сотрудник имеет высшее экономическое образование по программе магистратуры и направлению подготовки 38.04.01 Экономика. Также данный сотрудник имеет четыре полных года опыта работы в ООО «АСНО» в должности бухгалтера. Так как, ООО «АСНО» является организацией у которой основным видом деятельности является строительство, а данный сотрудник осуществляет свои должностные обязанности непосредственно связанные с экономикой организации строительства, обладает всеми необходимыми навыками в области экономики и организации строительства.

В письменных пояснениях Заказчик пояснил, что Заявитель подтверждает отсутствие копии документов в составе заявки для подтверждения соответствия установленным требованиям. Необходимость наличия специальности «экономика и организация строительства» обусловлена возможностью в должной степени убедиться в адекватности определения и предложения участником закупки стоимости выполняемых работ и величину снижения начальной максимальной цены (порой это максимальное снижение) Подрядчиком при динамичном рынке стоимости работ и материалов в настоящее время. На этапе подачи заявок Участник не обращался к заказчику за разъяснениями. Участник представил первую часть заявки на участие в закупке, где задекларировано, что «Изучив извещение о закупке, документацию о закупке и принимая установленные в них требования, сообщаем о согласии участвовать в закупке и направляем настоящую заявку. Подтверждаем, что ознакомлены с извещением о закупке, документацией о закупке, проектом договора и согласны выполнять все указанные в них условия».

Исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом от 21.02.2023 № 1 Наблюдательного совета МАУК ЦГБС, утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 22.02.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

В соответствии с 18.1. Положения под запросом предложений в электронной форме (далее для целей настоящего раздела - запрос предложений) понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрос предложений проводится заказчиком для определения лучших условий исполнения договора по двум и более критериям, одним из которых обязательно является цена договора.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Как установлено материалами дела, 22.02.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312144501), Заказчиком была размещена Документация запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 06.03.2023.

В Приложении № 1 к Документации о закупке установлены Критерии и порядок
      оценки заявок на участие в закупке в том числе: нестоимостной критерий оценки:

«Квалификация участников закупки: специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации специалистов и иных специалистов с высшим, средним профессиональным техническим образованием по специальности экономика и организация строительства (НЦБ3)».

Баллы по подкритерию 2.3 определяются следующим образом:

Комиссия оценивает наличие квалифицированного персонала по специальности: экономика и организация строительства с опытом работы в организации участника закупки не менее одного года по специальности, имеющий стаж работы в качестве: инженер ПТО, инженер строительного контроля, начальник участка, инженер-строитель, производитель работ, техник-технолог и т.п.

Информацию по данному подкритерию участник закупки подтверждает путем представления в составе заявки следующих документов:

1) заполненной формы «Обеспеченность трудовыми ресурсами» (приложение № 3 к документации о закупке)

2) заверенных участником закупки копий трудовых книжек или трудовых договоров;

3) заверенной участником закупки выписки из штатного расписания участника закупки;

4) заверенных участником закупки копий документов, подтверждающих квалификацию по профилю. 

В случае непредставления, либо частичного представления в составе заявки участника закупки копии документов, подтверждающих сведения из заявки участника, то при оценке критерия в отношении данного участника сведения считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке, участнику закупки присваивается 0 баллов.

Предельное необходимое значение данной характеристики по не ценовому подкритерию устанавливается Заказчиком и рассчитывается по формуле:

НЦБ3 = Ki _____х ПКБ,

                        Kпред

где:

Ki - предложение участника закупки в части значения характеристик по критерию оценки, заявка (предложение) которого оценивается.

Kпред - 1

ПКБ – 100

Комиссия, исследовав материалы дела и информацию, размещенную на официальном сайте ЕИС (реестровый номер закупки: 32312144501), заслушав представителей Заявителя и Заказчика установила следующее.

Согласно размещенному на сайте ЕИС протоколу подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 06.03.2023 установлено что по подкритерию 2.3. Участником с Заявкой № 2 не представлен перечень документов по критерию.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «АСНО» в качестве подтверждения наличия квалифицированного персонала в организации представлена копия диплома магистра № МЗ-ИСОУ-320 от 21.02.2018 по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, копия трудовой книжки № 0913367, согласно записи которой сотрудник 26.06.2018 принят в ООО «АСНО» на должность бухгалтера.

На заседании Комиссии  представитель Заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что обществом в составе заявки предоставлен диплом о высшем экономическом образовании по программе магистратуры и направлению подготовки 38.04.01 Экономика сотрудника. Также данный сотрудник имеет четыре полных года опыта работы в ООО «АСНО», основным видом деятельности организации является строительство в должности бухгалтера. Заказчиком установлено: «…с опытом работы в организации участника закупки не менее одного года по специальности, имеющий стаж работы в качестве: инженер ПТО, инженер строительного контроля, начальник участка, инженер-строитель, производитель работ, техник-технолог и т.п.». Исходя из указанной формулировки Заявитель счел, что Заказчиком неограничен перечень принимаемых к оценке специальностей, следовательно, к понятию «тому подобное» считает верным относить бухгалтера выполняющего свои должностные обязанности в строительной организации, так как человек в данной должности обладает всеми необходимыми навыками в области экономики и организации строительства.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя, указал, что оценка заявки Заявителя произведена в соответствие с требованиями Закона о закупках и порядка оценки, установленного в Документации о закупке. Подкритерий 2.3. исполним и исчислим. Установление требований по подкритерию 2.3. «Квалификация участников закупки: специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации специалистов и иных специалистов с высшим, средним профессиональным техническим образованием по специальности экономика и организация строительства (НЦБ3)» обусловлено необходимостью наличия у участника закупки опыта работы специалиста в строительной сфере, имеющего  узконаправленную подготовку по специальности «экономика и организация строительства» с целью подтверждения возможности осуществления им сметных расчетов, требуемых, в том числе при исполнении контракта.

Учитывая изложенные выше обстоятельства проведения спорной закупки Комиссия считает необходимым отметить следующее.

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Выигравшим закупку (торги) признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленным заказчиком в документации о закупке на основании положения о закупке.

С учетом существующего правового регулирования закупочной деятельности в рамках Закона о закупках, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные критерии отбора участников закупки.

           Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (указанная позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

При этом, целесообразность установления в  документации о закупке тех или иных требований к участникам закупки, критериев оценки поступающих от участников предложений, в отсутствие доказательств дискриминационного характера таких требований и критериев оценки, направленности на необоснованное ограничение организатором торгов количества участников закупки, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа.

Как следует из материалов дела, заявитель на этапе подачи заявки за разъяснения положений документации о закупке к заказчику не обращался. При этом в заявке на участие в закупке выразил согласие с установленными в документации критериями, подтвердил, что ознакомлен с извещением о закупке, документацией о закупке, проектом договора и согласился выполнять все указанные в них условия.

Следовательно, Комиссия Заказчика, руководствуясь критериями и порядком оценки  сопоставления заявок на участие в такой закупке, установленного в документации о закупке правомерно признала заявку ООО «АСНО» не соответствующей подкритерию п. 2.3. документации о закупе и присвоило 0 баллов по данному подкритерию.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя просил внести изменения в п. 2.3. документации, уточнить требования к подкритерию.

В этой связи Комиссия отмечает, что обжалование положений документации о закупке в антимонопольный орган допускается до окончания срока подачи заявок. Учитывая, что документацией определена дата окончания срока подачи заявок – 06.03.2023, жалоба Заявителя в Тюменское УФАС России поступила 14.03.2023, в связи с чем Заявителем пропущен срок обжалования.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «АСНО» на действия МАУК «ЦГБС» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер закупки: 32312144501), необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны