Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–2/2023

 

31.01.2023                                                                                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."            –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."          –

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."        –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–2/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг с 01.02.2023г. по 30.06.2023г ("...-...") (реестровый номер закупки: 32312021345), далее также – Закупка,

в присутствии представителей

от Заявителя: "...-..." на основании доверенности № 1 от 13.11.2022,

от Заказчика: "...-..." на основании доверенности № б/н от 27.01.2023, "...-..." на основании доверенности № б/н от 27.01.2023

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 19.01.2023 поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг с 01.02.2023г. по 30.06.2023г ("...-...") (реестровый номер закупки: 32312021345).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

В содержании жалобы, Заявитель выражает несогласие с положениями Документации Заказчика, в части следующих спорных критериев оценки заявок на участие в запросе предложений Заказчика:

  1. По мнению Заявителя, требование Заказчика, утверждённое в пп. «г.» п.1.4.9 Документации, о наличии у Участника Закупки справки от образовательной организации, обладающей лицензией на образовательную деятельность, подтверждающая прохождение курсов повышения квалификации сотрудниками Участника в требуемом критериями оценки заявок количестве с указанием темы и количества обучившихся, ставит участника в зависимость от третьего (3-го) лица (образовательной организации) в части предоставления справочной информации (письма).
  2. По мнению Заявителя, критерий Заказчика, утверждённый в п. 9.3.1 разд. 2 Документации о «наличии документального подтверждения обучения персонала требованиям Санитарных норм и правил, с указанием реквизитов организации, проводившей обучение и лицензии организации, проводившей обучение» не позволяет оценить квалификацию потенциального участника.
  3. По мнению Заявителя, Заказчиком объединены показатели квалификации и деловой репутации, а именно: в пунктах 9.3 и 9.4 Документации установлены одинаковое требование к «опыту Участника закупки», в пунктах 9.3 и 9.5. установлены одинаковые требования к квалификации персонала Участника закупки, что противоречит Положению о закупках Заказчика.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Приложением к распоряжению Управления государственных закупок Тюменской области от 19.09.2022 № 005-р утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для государственных автономных и бюджетных учреждений Тюменской области (далее – Положение, Положение о закупке), которое 19.12.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пп. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Как установлено материалами дела, 11.01.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312021345), Заказчиком была размещена Документация о проведении электронного запроса предложений на оказание клининговых услуг (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.01.2023 08:00.

Согласно доводу жалобы Заявителя № 1, требование Заказчика, утверждённое в пп. «г.» п. 1.4.9 Документации, о наличии у участника Закупки справка от образовательной организации, обладающей лицензией на образовательную деятельность, подтверждающая прохождение курсов повышения квалификации сотрудниками Участника в требуемом критериями оценки заявок количестве с указанием темы и количества обучившихся, ставит участника в зависимость от третьего (3-го) лица (образовательной организации) в части предоставления справочной информации (письма).

В соответствии с пп. «г.» п. 1.4.9 Документации, обязательным требованием к участникам закупочных процедур является наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, а именно справки от образовательной организации, обладающей лицензией на образовательную деятельность, подтверждающая прохождение курсов повышения квалификации сотрудниками Участника в требуемом критериями оценки заявок количестве с указанием темы и количества обучившихся (в свободной форме, за подписью руководителя образовательной организации Участника с приложением копии договора на образовательные услуги).

Ознакомившись содержанием Приложения № 2 к Положению о закупках (Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, запросе предложений, запросе предложений в электронной форме), а также с устными и письменными пояснения Заказчика, Комиссия установила, что оценка заявок (предложений) осуществляется заказчиком на основании как стоимостных критериев (цена договора или сумма цен единиц товара, работы, услуги), так и нестоимостных критериев (квалификация участников закупки, опыт работы, связанный с предметом договора, деловая репутация, наличие специалистов определенного уровня квалификации), в соответствии с чем, установление квалификационных требований является сутью и содержанием закупки, проводимой путем проведения запроса предложений в электронной форме.

При этом в отношении спорного показателя заказчика пояснил, что установление требований к наличию у участников справок, подтверждающих прохождение повышение квалификации сотрудников не ставит участника в зависимость от третьего лица, а является показателем повышения квалификации участником закупки, повышения конкурентоспособности исполнителя на рынке оказываемых услуг и отражает качественную (квалификационную) характеристику участника закупки, как обладающего персоналом, имеющим надлежащий уровень квалификации и способного оказать услуги наиболее высокого качества.

В свою очередь представитель Заявителя в ходе заседания Комиссии Управления пояснил, что получить указанные справки от образовательной организации возможно лишь по истечении 7 рабочих дней, при том, что срок подачи заявок на участие в Закупке также составляет 7 рабочих дней, тем самым указав на сложность выполнения данного требования участниками Закупки.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления, представителю Заявителя был задан вопрос о документальном подтверждении заявленных доводов, в ответ на который представитель Заявителя затруднился дать ответ.

Учитывая изложенное Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы Заявителя № 2, критерий Заказчика, утверждённый в п. 9.3.1 разд. 2 Документации о «наличии документального подтверждения обучения персонала требованиям Санитарных норм и правил, с указанием реквизитов организации, проводившей обучение и лицензии организации, проводившей обучение» не позволяет оценить квалификацию потенциального участника.

Пунктом 9.3 разд. 2 Документации, Заказчиком утверждён нестоимостной критерий оценки «Квалификация Участников» (значимость критерия – 15%), в соответствии с которым оценке и рассмотрению в составе заявок участников Закупки подлежат документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе обучения персонала требованиям Санитарных норм и правил, с указанием реквизитов организации, проводившей обучение и лицензии организации, проводившей обучение.

При этом, в случае несоответствия указанным требованиям отзыв участника (п. 9.4.1 разд. 2 Документации) не учитывается.

В ходе заседания Комиссии Управления Заказчик пояснил, что оценка заявки по критерию «квалификация участников» осуществляется на основании сведений, представленных участником в составе заявки, в том числе документального подтверждения обучения персонала требованиям Санитарных норм и правил, с указанием реквизитов организации, проводившей обучение и лицензии организации, проводившей обучение. При этом, непредставление указанных сведений не является основанием для отклонения заявки, а влечет присвоение участнику 0 баллов по данному критерию.

Таким образом, поскольку указанные в документации о закупке показатели позволяют произвести оценку участника закупки по критерию «квалификация участников» (п. 9.3 разд. 2 Документации), Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 2 необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы Заявителя № 3, Заказчиком объединены показатели квалификации и деловой репутации, а именно: в пунктах 9.3 и 9.4 Документации установлены одинаковое требование к «опыту Участника закупки», в пунктах 9.3 и 9.5 Документации установлены одинаковые требования к квалификации персонала Участника закупки, что противоречит Положению о закупках Заказчика.

В соответствии с п. 8 Приложения № 2 к Положению о закупке, предельные величины значимости критериев устанавливаются в следующем порядке:

 

Предельные величины значимости критериев оценки

минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)

максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)

30

70

 

При этом, п. 9 Приложения № 2 к Положению о закупке не допускается использование не предусмотренных настоящим Порядком критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.

Ознакомившись с разд. 2 Документации, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующие нестоимостные критерии оценки заявок:

«9.3. Квалификация Участников (значимость критерия – 15%). Включая:

9.3.1. Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе:

а) справка об объемах успешного исполнения (с учетом правопреемства) участником закупки контрактов (договоров) на выполнение соответствующих предмету запроса предложений услуг за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений, в соответствии с требованиями п.3.5 Информационной карты, по форме 5, указанной в разделе 3 настоящей документации;

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) (с учетом правопреемства) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) на оказание соответствующих предмету запроса предложений услуг за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений, подтверждающего (подтверждающих) соответствие участника запроса предложений требованиям пункта 1.4 настоящей документации

- Наличие документального подтверждения обучения персонала требованиям Санитарных норм и правил, с указанием реквизитов организации, проводившей обучение и лицензии организации, проводившей обучение.

В случае несоответствия указанным требованиям отзыв участника не учитывается.

9.4. Деловая репутация Участников (значимость критерия – 15%). Включая:

9.4.1. Отзывы Заказчиков по аналогичным работам, выполненным участником за последние 3 года. Отзыв должен быть оформлен на официальном бланке с исходящим номером и подписью уполномоченного лица (заверенные участником закупки копии). На рассмотрение принимаются отзывы по работе с крупными компаниями и предприятиями, размер уставного капитала которых на 01.12.2019 г. составляет не менее 100 000 рублей, либо с государственными, муниципальными учреждениями (10 баллов).

9.4.2. Объем заключенных договоров на оказание услуг за 2019-2021 гг. (5 баллов):

- количество договоров свыше 10 – 5 баллов;

- количество договоров от 5 до 10 – 2 балл;

- количество договоров менее 5 – 1 балл.

Сумма значимости подкритериев 9.4.1 – 9.4.2 равна 10 баллов.

9.5 Наличие документов, подтверждающих наличие у участника закупки действующего специалиста по охране труда (Штатное расписание о наличии такой штатной единицы или приказ/распоряжение о возложении обязанностей по исполняемой функции; действующее удостоверение (или иной официальный документ, действующий на дату подачи заявки) или договор со сторонней организацией, исполняющей требуемые функции)

Наличие вышеуказанного документа - 10 баллов

Отсутствие вышеуказанного документа – 0 баллов

(значимость критерия – 10%)».

Ознакомившись с Приложением № 2 к Положению о закупке, п. 9.3 и п. 9.4 разд. 2 Документации, Комиссия Управления установила, что Заказчиком установлены взаимосвязанные критерии оценки опыта участников Закупки, поскольку при несоответствии заявки участника пункту 9.3 разд. 2 Документации пункт 9.4 также не будет учитываться, в Приложении № 2 к Положению о закупке Тюменским УФАС России не установлена невозможность со стороны Заказчика установить взаимосвязанные критерии оценки заявок участников отдельные пунктами Документации.

Заявителем в устных пояснениях и содержании доводах жалобы не указано ссылок на пункты Положения о закупке, в нарушение которых Заказчиком установлены критерии оценки при рассмотрении заявок, утверждённых п. 9.3 и п. 9.4 разд. 2 Документации.

Вместе с тем, представителем Заявителя не доказано, каким образом установление двух одинаковых взаимосвязанных критериев оценки опыта участников Закупки влияет на его права и законные интересы, учитывая, что в случае соответствия участника п. 9.3 разд. 2 Документации, заявке участника будет присвоено равное количество баллов по п. 9.4 разд.  2 Документации, а в случае несоответствия заявки п. 9.3 разд. 2 Документации заявке участника по обоим критериям будет присвоено 0 баллов.

 

Ознакомившись с п. 9 разд. 2 Документации, устными пояснениями Заказчика, Комиссия управления установила, что п. 9.5 разд. 2 Заказчиком утверждено требованию о наличии у участника Закупки в штате специалиста по охране труда, а в п. 9.3.1 разд. 2 Заказчиком утверждено требование о наличии у участника Закупки в штате персонала, обученного требованиям Санитарных норм и правил. Таким образом, Заказчиком в п. 9.3 и 9.5 разд. 2 Документации установлены разные требования к квалификации персонала Участника закупки.

Таким образом, поскольку Заявителем не доказано, что Приложение № 2 к Положению о закупки содержит положения, запрещающие Заказчику устанавливать в закупочной документации взаимосвязанные критерии оценки заявок, каким образом данные критерии нарушают его права и законные интересы; критерии, утверждённые п. 9.3 и 9.5 разд. 2 Документации оценивают разные квалификации персонала участников закупки, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 3 необоснованным.

С учетом изложенных обстоятельств дела, Комиссия также считает необходимым отметить, что целесообразность установления в закупочной документации тех или иных критериев оценки участников закупки, не может выступать в качестве самостоятельного предмета для обжалования действий заказчика. Само по себе несогласие заявителя с критериями оценки в отсутствие доказательств их несоответствия требованиям законодательства о закупках, Положения о закупке не может служить основанием для вывода о наличии нарушений в действиях заказчика.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу, что Документация Заказчика в части критериев оценки заявок участников Закупки (п. 9.3–9.5 разд. 2 Документации), требования Заказчика о наличии справок об обучении персонала от образовательных организаций (пп. «г.» п. 1.4.9 Документации) не нарушает норм положений Закона о закупках, Положения о закупке Заказчика, соответственно жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг с 01.02.2023г. по 30.06.2023г ("...-...") (реестровый номер закупки: 32312021345) – удовлетворению не подлежит.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг с 01.02.2023г. по 30.06.2023г ("...-...") (реестровый номер закупки: 32312021345), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

"...-..."
"...-..."

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны