Решение №072/07/18.1–305/2020 Признать жалобу необоснованной. от 12 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–305/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.12.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 12.01.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>          -

 

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–305/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управление климата» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Заказчик, ФГАОУ ВО «ТюмГУ») при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067), далее также – Закупка, в присутствии

представителей Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

<...>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 21.12.2020 г. в 17:35 поступила жалоба (вх. № 13357) ООО «Управление климата» на действия ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 24.12.2020 г. информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11118.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 24.12.2020 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/9692) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что заявка № 530767 необоснованно допущена закупочной комиссией Заказчика и участник Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» неправомерно признан победителем обжалуемой закупочной процедуры, так как в составе его заявки отсутствует лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что не соответствует содержанию п. 6 Формы № 2 закупочной документации Заказчика и требованиям действующего законодательства РФ.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что с учётом комбинированного типа предмета Закупки, включающего в себя несколько видов оказываемых услуг, на этапе подачи заявок и участия хозяйствующих субъектов в обжалуемой Заявителем Закупке, закупочной документацией Заказчика не устанавливалось требование к её участникам о необходимости предоставления лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а п. 6 Формы № 2 не является обязательным к заполнению при объективном отсутствии каких-либо лицензий у соответствующего участника.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» от 31.03.2020 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 15.04.2020 г. (новая редакция) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 03.12.2020 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009759067) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (далее – ЭТП) Заказчиком было размещено извещение № 171-ЗП-20 о проведении запроса предложений в электронной форме по закупке товаров работ, услуг (далее – Извещение) и документация об открытом запросе предложений в электронной форме № 171-ЗП-20 на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (далее – Документация). 

Дата и время окончания подачи заявок: 11.12.2020 г. в 11:00.

Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов: 14.12.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 395 737,56 руб.

Протоколом рассмотрения первых частей заявок № 1/171-ЗП-20 от 11.12.2020 г. зафиксировано, что на участие в Закупке подано и допущено закупочной комиссией Заказчика, как соответствующие требованиям закупочной документации к составу документов шесть заявок, в том числе заявка № 530767 (ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ»).

Согласно протоколу подведения итогов процедуры № 3/171-ЗП-20 от 14.12.2020 г. закупочной комиссией Заказчика заявке № 530767 присвоено 71,20 балла и участник Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» признан победителем рассматриваемой закупочной процедуры с предложенной ценой исполнения договора – 1 630 000,00 руб., заявке № 533028 присвоено 44,34 балла и ООО «Управление климата» заняло 3 место с предложением о цене – 3 150 150,00 руб., при 60,40 балла участника, занявшего 2 место и предложившего цену исполнения договора, равную 2 241 186,79 руб.

В соответствии с п. 2.1.1.3 Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для участия в конкурентной закупке поставщики (подрядчики, исполнители) направляют заявки на участие в закупке в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и документацией о закупке (п. 8.1 Положения).

Согласно пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, по итогам отбора заявок комиссия по конкурентным закупкам на своём заседании отклоняет заявки участников закупки, в том числе на основании несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям, установленным в документации запроса предложений, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки.

В соответствии с п. 6.1.1.2 Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению
и составу заявки на участие в закупке, и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Так, п. 16 Информационной карты Документации определено, что заявка подаётся в форме электронных документов на ЭТП по адресу: https://msp.roseltorg.ru/ в соответствии с разд. 12 настоящей документации. Следует отметить, что п. 16 Информационной карты дублирует содержание разд. 12 Документации.

Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения (п. 12.1 Документации).

Согласно пп. 1 п. 12.4.2 Документации, вторая часть заявки предоставляется участником закупки по рекомендованной форме в соответствии с Формой № 2 Документации и должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным п. 3.1 настоящей документации (за исключением частей 2-9 п. 3.1).

Так, Формой № 2 Документации представлена примерная форма второй части заявки на участие в Закупке, где пункт 6 указанной формы предлагает участнику Закупки осуществить заполнение соответствующей графы о выданных ему лицензиях и иных специальных разрешениях, необходимых для выполнения обязательств по договору, где указывается лицензируемый вид деятельности, реквизиты действующей лицензии и пределы территории на которой действует лицензия.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки № 530767 (ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ») на основании пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, а именно за неуказание в п. 6 Формы № 2 Документации сведений о лицензии, так как п. 6 данной формы не содержит однозначных требований о наличии лицензии и носит рекомендательный характер, следовательно, довод Заявителя в указанной части не находит своего объективного подтверждения.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что состав заявки № 530767 участника Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, так как в нём отсутствует лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. 1 п. 3.1 Документации, участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 6 Извещения и п. 2 Информационной карты Документации, предметом договора (объектом Закупки) является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения в соответствии с Потребностью Заказчика (далее – Техническое задание), которая является неотъемлемой часть Извещения и одновременно неотъемлемой частью Документации.

Так, Техническим заданием (стр. 32 Документации) определено, что функциональные, технические и качественные характеристики предмета Закупки устанавливаются Заказчиком в соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию, где абз. 2 п. 1 указанного Приложения № 1 закреплено, что перечень регламентированных работ по техническому обслуживанию системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения указан в Приложении № 1, № 2 к Техническому заданию.

В свою очередь, Приложением № 2 Технического задания Заказчиком определён календарный план оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования, где содержание необходимых к исполнению видов работ разделено на следующие блоки:

1) система вентиляции, в том числе выполнение работ по:

- протяжке клемм, электрических соединений;

- очистке и проверке балансировки рабочего колеса вентилятора;

- очистке и проверке крепления воздухораспределительных устройств воздухораспределительных сетей и т.д.;

2) система дымоудаления, в том числе выполнение работ по:

- проверке клапанов, заслонок;

- проверке состояния электродвигателей и вентиляторов;

- проверке правильности настройки и работоспособности органов управления, автоматики, приводов, их корректировка и т.д.;

3) система отопления и ИТП в том числе выполнение работ по:

- промывке гидравлической системы отопления, методом смены теплоносителя и гидропневматическим методом;

- проведению гидравлических испытаний системы отопления;

- очистке грязевых сетчатых фильтров, осмотр состояния грязевой сетки на целостность и т.д.;

4) система холодоснабжения, в том числе выполнение работ по:

- проверке уровня масла в компрессорном агрегате по смотровому стеклу;

- протяжке контактов электрических соединений;

- проверке щита управления на предмет загрязненности, при необходимости очистка и т.д.

Необходимо отметить, что аналогичная блочная градация необходимых к исполнению работ содержится в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации.

Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что помимо технического обслуживания оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, исполнителю договора по результатам рассматриваемой Закупки необходимо будет осуществить техническое обслуживание оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, отопления и холодоснабжения.

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, определённом Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Положение о лицензировании), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225.

Так, Приложением к Положению о лицензировании приведён Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Перечень), где п. 4 указанного Перечня установлено, что к лицензируемому виду деятельности относится монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Из содержания вышеизложенных норм следует, что исполнитель договора, являющегося предметом рассматриваемой закупочной процедуры при осуществлении оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, предусмотренных соответствующим блоком совокупности необходимых к оказанию услуг (Приложение № 1, 2 Технического задания Документации), должен обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 1.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации Заказчика, закреплено, что исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии техническим заданием, а также требованиями и условиями настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги.

Согласно п. 2.1.1 Проекта договора, исполнитель обязан оказать услуги надлежащим образом в надлежащем месте в надлежащий срок, в соответствии с требованиями договора. Услуги выполняются в соответствии с установленными нормами и требованиями, предъявляемыми к данным видам услуг.

В свою очередь, Техническое задание Проекта договора по своей сути дублирует содержание Приложение № 1 и № 2 Технического задания Документации.

Здесь необходимо отметить, что в содержании закупочной документации, сформированной Заказчиком фактически отсутствует однозначное требование к участникам Закупки о необходимости предоставления в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, следовательно, отсутствие соответствующей лицензии в составе заявки № 530767 участника Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» не может явиться причиной отклонена закупочной комиссией Заказчика такой заявки на основании  пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, соответственно довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что аварийные работ системы дымоудаления подлежащие лицензированию не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем в совокупности с иными работами на которые не требуется лицензия, то установление требования о предоставлении участником Закупки в составе заявки на участие в Закупке такой лицензии может ограничить количество вероятно возможных участников.

Указанная позиция подтверждается п. 3 Обзора судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 г.).

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы и сведения и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Управление климата» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление климата» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

С.В. Марчук   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Е.В. Полухина

 

                

      

               

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–305/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.12.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 12.01.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Марчук С.В.              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

Полухина Е.В.          -

 

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

Попов Г.Ф.                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–305/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управление климата» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Заказчик, ФГАОУ ВО «ТюмГУ») при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067), далее также – Закупка, в присутствии

представителей Заявителя:

Оскирко Евгения Петровича (на основании Решения единственного учредителя Общества от 31.08.2017 г. № 2),

представителей Заказчика:

Хмарной Натальи Викторовны (на основании доверенности № 199 от 01.06.2020 г.),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 21.12.2020 г. в 17:35 поступила жалоба (вх. № 13357) ООО «Управление климата» на действия ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 24.12.2020 г. информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11118.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 24.12.2020 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/9692) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что заявка № 530767 необоснованно допущена закупочной комиссией Заказчика и участник Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» неправомерно признан победителем обжалуемой закупочной процедуры, так как в составе его заявки отсутствует лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что не соответствует содержанию п. 6 Формы № 2 закупочной документации Заказчика и требованиям действующего законодательства РФ.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что с учётом комбинированного типа предмета Закупки, включающего в себя несколько видов оказываемых услуг, на этапе подачи заявок и участия хозяйствующих субъектов в обжалуемой Заявителем Закупке, закупочной документацией Заказчика не устанавливалось требование к её участникам о необходимости предоставления лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а п. 6 Формы № 2 не является обязательным к заполнению при объективном отсутствии каких-либо лицензий у соответствующего участника.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» от 31.03.2020 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 15.04.2020 г. (новая редакция) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 03.12.2020 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009759067) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (далее – ЭТП) Заказчиком было размещено извещение № 171-ЗП-20 о проведении запроса предложений в электронной форме по закупке товаров работ, услуг (далее – Извещение) и документация об открытом запросе предложений в электронной форме № 171-ЗП-20 на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (далее – Документация). 

Дата и время окончания подачи заявок: 11.12.2020 г. в 11:00.

Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов: 14.12.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 395 737,56 руб.

Протоколом рассмотрения первых частей заявок № 1/171-ЗП-20 от 11.12.2020 г. зафиксировано, что на участие в Закупке подано и допущено закупочной комиссией Заказчика, как соответствующие требованиям закупочной документации к составу документов шесть заявок, в том числе заявка № 530767 (ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ»).

Согласно протоколу подведения итогов процедуры № 3/171-ЗП-20 от 14.12.2020 г. закупочной комиссией Заказчика заявке № 530767 присвоено 71,20 балла и участник Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» признан победителем рассматриваемой закупочной процедуры с предложенной ценой исполнения договора – 1 630 000,00 руб., заявке № 533028 присвоено 44,34 балла и ООО «Управление климата» заняло 3 место с предложением о цене – 3 150 150,00 руб., при 60,40 балла участника, занявшего 2 место и предложившего цену исполнения договора, равную 2 241 186,79 руб.

В соответствии с п. 2.1.1.3 Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для участия в конкурентной закупке поставщики (подрядчики, исполнители) направляют заявки на участие в закупке в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и документацией о закупке (п. 8.1 Положения).

Согласно пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, по итогам отбора заявок комиссия по конкурентным закупкам на своём заседании отклоняет заявки участников закупки, в том числе на основании несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям, установленным в документации запроса предложений, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки.

В соответствии с п. 6.1.1.2 Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению
и составу заявки на участие в закупке, и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Так, п. 16 Информационной карты Документации определено, что заявка подаётся в форме электронных документов на ЭТП по адресу: https://msp.roseltorg.ru/ в соответствии с разд. 12 настоящей документации. Следует отметить, что п. 16 Информационной карты дублирует содержание разд. 12 Документации.

Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения (п. 12.1 Документации).

Согласно пп. 1 п. 12.4.2 Документации, вторая часть заявки предоставляется участником закупки по рекомендованной форме в соответствии с Формой № 2 Документации и должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным п. 3.1 настоящей документации (за исключением частей 2-9 п. 3.1).

Так, Формой № 2 Документации представлена примерная форма второй части заявки на участие в Закупке, где пункт 6 указанной формы предлагает участнику Закупки осуществить заполнение соответствующей графы о выданных ему лицензиях и иных специальных разрешениях, необходимых для выполнения обязательств по договору, где указывается лицензируемый вид деятельности, реквизиты действующей лицензии и пределы территории на которой действует лицензия.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки № 530767 (ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ») на основании пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, а именно за неуказание в п. 6 Формы № 2 Документации сведений о лицензии, так как п. 6 данной формы не содержит однозначных требований о наличии лицензии и носит рекомендательный характер, следовательно, довод Заявителя в указанной части не находит своего объективного подтверждения.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что состав заявки № 530767 участника Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, так как в нём отсутствует лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. 1 п. 3.1 Документации, участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 6 Извещения и п. 2 Информационной карты Документации, предметом договора (объектом Закупки) является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения в соответствии с Потребностью Заказчика (далее – Техническое задание), которая является неотъемлемой часть Извещения и одновременно неотъемлемой частью Документации.

Так, Техническим заданием (стр. 32 Документации) определено, что функциональные, технические и качественные характеристики предмета Закупки устанавливаются Заказчиком в соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию, где абз. 2 п. 1 указанного Приложения № 1 закреплено, что перечень регламентированных работ по техническому обслуживанию системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения указан в Приложении № 1, № 2 к Техническому заданию.

В свою очередь, Приложением № 2 Технического задания Заказчиком определён календарный план оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования, где содержание необходимых к исполнению видов работ разделено на следующие блоки:

1) система вентиляции, в том числе выполнение работ по:

- протяжке клемм, электрических соединений;

- очистке и проверке балансировки рабочего колеса вентилятора;

- очистке и проверке крепления воздухораспределительных устройств воздухораспределительных сетей и т.д.;

2) система дымоудаления, в том числе выполнение работ по:

- проверке клапанов, заслонок;

- проверке состояния электродвигателей и вентиляторов;

- проверке правильности настройки и работоспособности органов управления, автоматики, приводов, их корректировка и т.д.;

3) система отопления и ИТП в том числе выполнение работ по:

- промывке гидравлической системы отопления, методом смены теплоносителя и гидропневматическим методом;

- проведению гидравлических испытаний системы отопления;

- очистке грязевых сетчатых фильтров, осмотр состояния грязевой сетки на целостность и т.д.;

4) система холодоснабжения, в том числе выполнение работ по:

- проверке уровня масла в компрессорном агрегате по смотровому стеклу;

- протяжке контактов электрических соединений;

- проверке щита управления на предмет загрязненности, при необходимости очистка и т.д.

Необходимо отметить, что аналогичная блочная градация необходимых к исполнению работ содержится в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации.

Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что помимо технического обслуживания оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, исполнителю договора по результатам рассматриваемой Закупки необходимо будет осуществить техническое обслуживание оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, отопления и холодоснабжения.

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, определённом Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Положение о лицензировании), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225.

Так, Приложением к Положению о лицензировании приведён Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Перечень), где п. 4 указанного Перечня установлено, что к лицензируемому виду деятельности относится монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Из содержания вышеизложенных норм следует, что исполнитель договора, являющегося предметом рассматриваемой закупочной процедуры при осуществлении оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, предусмотренных соответствующим блоком совокупности необходимых к оказанию услуг (Приложение № 1, 2 Технического задания Документации), должен обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 1.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации Заказчика, закреплено, что исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии техническим заданием, а также требованиями и условиями настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги.

Согласно п. 2.1.1 Проекта договора, исполнитель обязан оказать услуги надлежащим образом в надлежащем месте в надлежащий срок, в соответствии с требованиями договора. Услуги выполняются в соответствии с установленными нормами и требованиями, предъявляемыми к данным видам услуг.

В свою очередь, Техническое задание Проекта договора по своей сути дублирует содержание Приложение № 1 и № 2 Технического задания Документации.

Здесь необходимо отметить, что в содержании закупочной документации, сформированной Заказчиком фактически отсутствует однозначное требование к участникам Закупки о необходимости предоставления в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, следовательно, отсутствие соответствующей лицензии в составе заявки № 530767 участника Закупки – ООО «РЕГИОН ТЕХНОЛОГИЯ» не может явиться причиной отклонена закупочной комиссией Заказчика такой заявки на основании  пп. 1 п. 20.3 Документации и пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, соответственно довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что аварийные работ системы дымоудаления подлежащие лицензированию не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем в совокупности с иными работами на которые не требуется лицензия, то установление требования о предоставлении участником Закупки в составе заявки на участие в Закупке такой лицензии может ограничить количество вероятно возможных участников.

Указанная позиция подтверждается п. 3 Обзора судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 г.).

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы и сведения и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Управление климата» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление климата» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения: 32009759067) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

                

      

               

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны