Решение №072/07/18.1–133/2020 Признать жалобу обоснованной. от 27 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–133/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.07.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 27.07.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>           -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–133/2020 по жалобе индивидуального предпринимателя Ж. (далее также – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Тюменская областная ветеринарная лаборатория» (далее также – Заказчик, ГАУ ТО «ТОВЛ») при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки газового хроматомасс-спектрометра GCMS-QP2020 Shimadzu (или эквивалента), реестровый номер извещения: 32009242228 (далее также – Аукцион, Закупка), в присутствии

Заявителя:

<...>;

представителя Заказчика:

<...>;

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 13.07.2020 г. (вх. № 6968) поступила жалоба ИП Ж. на действия ГАУ ТО «ТОВЛ» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки газового хроматомасс-спектрометра GCMS-QP2020 Shimadzu (или эквивалента), реестровый номер извещения: 32009242228.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика 15.07.2020 г. в 22:45 направлено письмо (исх. № ИВ/5351) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что пунктом 13.4 Описания объекта Закупки закупочной документации Заказчиком установлена необходимость представления участниками Закупки копии действующего Регистрационного удостоверения на медицинские изделия, данное требование является неправомерным ввиду следующего:

1) нарушает права поставщиков, так как на момент подачи заявок поставщик не может и не должен обладать необходимым Заказчику товаром и документами к нему;

2) Заказчик не осуществляет медицинскую деятельность, соответственно предоставление данного удостоверения является избыточным требованием закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что в п. 13.4 Описания объекта Закупки закупочной документации установлено требование к документам, необходимым к предоставлению на стадии поставки товара, что, в свою очередь, не может нарушать права лиц, не обладающих необходимым Заказчику товаром на момент подачи заявок.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО «ТОВЛ» от 15.05.2020 г. № 7 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Тюменской области «Тюменская областная ветеринарная лаборатория» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 18.05.2020 г. размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 16.06.2020 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009242228) и на сайте электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/ (закупка № 1806747) Заказчиком было размещено извещение о проведении Аукциона и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку газового хроматомасс-спектрометра GCMS-QP2020 Shimadzu (или эквивалента) в количестве 1 (одна) штука (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 13.07.2020 г. в 10:00.

Дата подведения итогов: 17.07.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 6 359 815,00 руб.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1806747 от 14.07.2020 г. зафиксировано, что на участие в Аукционе подано две заявки, одна из которых отклонена закупочной комиссией Заказчика в соответствии с п. 11.1 Документации.

В соответствии с п. 15.1 Положения под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор.

Согласно пп. 1 абз. 2 п. 15.5 Положения, аукционная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так, п. 10 Информационной карты Документации определено, что требования, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, устанавливается в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Документации), проектом договора (Приложение № 2 к Документации).

Согласно п. 13 Приложения № 1 к Документации, являющимся Описанием объекта закупки перечислен перечень документов, предоставляемых при поставке оборудования, в том числе, п. 13.4 установлена необходимость представления копии действующего Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ) на медицинское изделие, что также дублируется п. 4.4.17 Приложения № 2 Документации (Проект договора).

Вместе с тем, согласно пп. 2 абз. 2 п. 15.5 Положения, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе.

Так, п. 9 Документации установлены требования к составу документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, где в перечне необходимых к представлению документов (пп. 1 – 9 абз. 2 п. 9.1 Документации) отсутствует требование о предоставлении участниками Аукциона копии действующего Регистрационного удостоверения на медицинские изделия, следовательно, представления данного документа на этапе подачи заявок на участие в Аукционе не является обязательным и не может явиться основанием для отклонения заявки участника, его не предоставившего.

Таким образом, на основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя о том, что п. 13.4 Приложения № 1 Документации нарушает права поставщиков, так как устанавливает необходимость представления в составе заявки Регистрационного удостоверения на медицинские изделия не находит своего подтверждения.

В заседании Комиссии Управления Заявитель пояснил, что помимо медицинской сферы деятельности газовые хроматомасс-спектрометры используются в исследовательской, промышленной и других сферах деятельности, при этом требование Заказчика к регистрационному удостоверению именного на медицинское оборудование является необоснованным и избыточным.

Согласно п. 47, 49 и 51 Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.07.2020 г. № ЮЭ9965-20-138251369 основным видом деятельности ГАУ ТО «ТОВЛ» является – деятельность ветеринарная (75.00), а дополнительными видами деятельности заявлены – технические испытания, исследования, анализ и сертификация (71.20) и образование профессиональное дополнительное (85.42). 

Частью 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Аукциона в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар (требования к такому товару), обосновав необходимость именно в этом товаре (требовании к товару).

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 г.

Вместе с тем, с учётом реальной осуществляемой Заказчиком деятельности, представленными документами и сведениями, а также пояснениями представителя ГАУ ТО «ТОВЛ», не представляется возможным подтвердить факт дальнейшего использования объекта Закупки в медицинских целях и установить реальную необходимость представления победителем Аукциона в рамках исполнения договора копии действующего Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ) на медицинское изделие.

В соответствии с пп. «б» п. 2.5 Положения, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что, в свою очередь дублирует положение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требование Заказчика к необходимости представления копии действующего Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, установленное п. 13.4 Приложения № 1 и п. 4.4.17 Приложения № 2 Документации (Проект договора) не обосновано Заказчиком, соответственно данное требование нарушает принципы справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что не соответствует требованиям пп. «б» п. 2.5 Положения и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАУ ТО «ТОВЛ» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки газового хроматомасс-спектрометра GCMS-QP2020 Shimadzu (или эквивалента), реестровый номер извещения: 32009242228, выразившемся в установлении неправомерного требования о необходимости предоставления копии действующего регистрационного удостоверения на медицинские изделия;

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в п. 4.4.17 проекта договора.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ж. на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Тюменская областная ветеринарная лаборатория» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки газового хроматомасс-спектрометра GCMS-QP2020 Shimadzu (или эквивалента), реестровый номер извещения: 32009242228 обоснованной.

2. Признать в действиях МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУ ТО «ТОВЛ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём внесения изменений в проект договора.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<...>    

 

Члены Комиссии:

 

 

        

<...>

 

                                                            <...>

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны