Решение №072/07/18.1–126/2023 В поступившей жалобе заявитель указывает, что комиссией по о... от 28 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 072/07/18.1–126/2023
28 сентября 2023 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина True Conf в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «П» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» (далее также – заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку деталей гибкого трубопровода (№ 284-ЗК/2023) (реестровый номер закупки 32312700839),
с участием представителей заказчика: АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» Л. по доверенности № 132 от 15.03.2023, Ю. по доверенности № 379 от 30.09.2022, П. по доверенности № 196 от 24.04.2023,
с участием представителей заявителя: ООО «П» К. по доверенности № б/н от 28.09.2023, Я. по доверенности № б/н от 28.09.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба ООО «П» на действия заказчика АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» (далее также – заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку деталей гибкого трубопровода (№ 284-ЗК/2023).
Статьёй 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) предусмотрено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В поступившей жалобе заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок заказчика принято неправомерное решение об отклонении заявки участника ООО «П» поскольку в позициях № 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 отсутствует информация о диаметре рабочей трубы. Вместе с тем, информация о диаметре рабочей трубы (которая не указана в составе заявки) в данном случае не имеет никакого значения поскольку термоусадочная муфта имеет априори больший диаметр и монтируется поверх наружной оболочки ППУ изоляции. Вместо требуемых пробок, в комплект поставки входят термоклеящиеся ленты и накладки, указанные в заявке как «термоклей» и выполняющие абсолютно идентичную функцию пробок герметизация термоусадочной муфты в местах заполнения двухкомпонентной пеной. Гильзы и держатели проводов ОДК не требуются, так как процедура предусматривает закупку труб без системы ОДК. В позициях 7, 9, 11, 13, 15, 17 действительно не указано «Тип 1» но не в технических характеристиках предлагаемого товара, а в его наименовании. В позиции 11 в заявке ООО «П» указан диаметр наружной оболочки трубы 160 мм вместо требуемых 165 мм. Разница в наружном диаметре оболочки составляет 3 % что является не существенным и не влияет на теплоизоляционные характеристики труб. Заявитель полагает что заявка полностью соответствует требованиям документации о закупке, а комиссией по осуществлению закупок заказчика принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «П».
Заказчиком представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
На ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/5708/23 от 26.09.2023) оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» представлены все заявки, поступившие на участие в закупке которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из материалов дела усматривается, что АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» являясь заказчиком, выступило организатором запроса котировок в электронной форме на поставку деталей гибкого трубопровода (№ 284-ЗК/2023) (реестровый номер закупки 32312700839). Начальная (максимальная) цена договора составляет 3 638 505,99 рублей.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания».
Пунктом 11.3 Положения о закупках предусмотрено, что порядок проведения запроса котировок в электронной форме определяется положением, извещением об осуществлении запроса котировок, а также регламентом оператора ЭТП, на которой проводится такой запроса котировок.
Пунктом 1 раздела 5 извещения об осуществлении закупки установлен следующий критерий: «соответствие формы и содержания заявки, в том числе состава документов, входящих в состав заявки и порядка их предоставления требованиям извещения».
Пунктом 9 раздела 5 извещения об осуществлении закупки установлен следующий критерий: «соответствие заявки предмету договора и требованиям извещения (количество, объем, технические характеристики и прочее)».
Пунктом 5.1.6 извещения об осуществлении закупки, предусмотрено, что в случае, если заявка участника не отвечает какому-либо из требований, установленному отборочными критериями раздела 5 извещения об осуществлении закупки, такая заявка отклоняется.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 14.09.2023 № 284-ЗК/2023-1 (размещен в ЕИС в сфере закупок 15.09.2023) заявка № 2 ООО «П» (ИНН ) признана комиссией по осуществлению закупок заказчика не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и отклонена на основании: «пункт 5.1.6 извещения об осуществлении закупки, согласно которому, в случае, если заявка участника не отвечает какому-либо из требований, установленному отборочными критериями раздела 5 извещения об осуществлении закупки, такая заявка отклоняется (несоответствие участника отборочным критериям, предусмотренными пунктами 1, 9 раздела 5 извещения об осуществлении закупок):
1) несоответствие формы и содержания заявки, в том числе, состава документов, входящих в состав заявки и порядка их предоставления требованиям извещения об осуществлении закупки: в заявке участника описание товаров не полное, что не позволяет в полной мере заказчику определить соответствие/несоответствие предлагаемых товаров требуемым (требование предусмотрено формой приложения № 1 к письму об участии в закупке (оферта)), а именно:
- в позициях 1, 2, 4, 6 в заявке участника в характеристиках предложенного товара не указана информация о диаметре рабочей трубы, наличии пробки, гильзы, держателей проводов ОДК;
- в позициях 8, 10, 12, 14, 16, 18 в заявке участника в характеристиках предложенного товара не указана информация о диаметре рабочей трубы, наличии пробки;
2) несоответствие в составе заявки участника технической характеристики предложенного товара, а именно:
- в позициях 7, 9, 11, 13, 15, 17 в заявке участника в технических характеристиках предложенного товара не соответствует тип термостойкого полиэтилена. Участником предложено «Тип 1». Требование заказчика «Тип II»;
- в позиции 11 в заявке участника в технических характеристиках предложенного товара не соответствует наружный диаметр оболочки трубы. Участником предложено: «160 мм». Требование заказчика: «не менее 165 мм».
Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения заявки ООО «П» отмечает, что указанным участником действительно были неправильно заполнены в составе заявки вышеуказанные позиции 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18 описания объекта закупки, что фактически указывает на изменение потребности заказчика в характеристиках закупаемого товара, что в свою очередь противоречит части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также требованиям пункта 9 раздела 5 извещения об осуществлении закупки. Следовательно, заявка ООО «П» подлежала безусловному отклонению комиссией по осуществлению закупок заказчика.
Довод заявителя о том, что информация о диаметре рабочей трубы (которая не указана в составе заявки) в данном случае не имеет никакого значения поскольку термоусадочная муфта имеет априори больший диаметр и монтируется поверх наружной оболочки ППУ изоляции Комиссия Тюменского УФАС России полагает несостоятельным, учитывая нижеследующее.
По сути, довод заявителя заключается в оспаривании требований заказчика в части некорректного по мнению заявителя, указания требований к закупаемому товару в описании объекта закупки, их незначительности, вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что потребности заказчика не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников закупки.
Изменение характеристик закупаемого товара привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы закупок. Все характеристики закупаемого товара являлись значимыми для заказчика, следовательно, участник закупки обязан заполнить заявку в строгом соответствии с требованиями пункта 9 раздела 5 извещения об осуществлении закупки, в части соответствия заявки предмету договора и требованиям извещения (количества, объема, технических характеристик и прочего), в противном случае, ненадлежащим образом заполненная заявка такого участника должна быть отклонена комиссией по осуществлению закупок.
Какие-либо доказательства, подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке товара в материалы дела не представлено.
Кроме того, заявитель исходя из текста жалобы фактически признает, что им были не в полном соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки указаны характеристики предлагаемого к поставке товара, что дополнительно указывает на то, что заявка ООО «П» подлежала безусловному отклонению комиссией по осуществлению закупок заказчика.
Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Извещением об осуществлении закупки с реестровым номером 32312700839 предусмотрена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 08.09.2023, 11:00.
Жалоба ООО «П» поступила по электронной почте в Тюменское УФАС России 21.09.2023, время: 16:32:08 (вх.№ 9149-ЭП/23 от 22.09.2023).
В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель ООО «П» указал на имеющее место противоречие по пункту 11 описания объекта закупки в части указания характеристики «наружный диаметр оболочки трубы не менее 165 мм»: «труба гибкая из термостойкого полиэтилена - ГПИ-труба СМИТФЛЕКС-П 75/160 или Труба ПЛАСТФЛЕКС 90х12,3/165 1.0 Мпа, Предварительно изолированная труба из термостойкого полиэтилена PE-RT Тип II, теплоизолированного слоя из вспененного полиуретана и защитной гофрированной полиэтиленовой оболочки. Труба должна соответствовать ГОСТ Р 54468-2011, Наружный диаметр рабочей трубы 90 мм, Номинальное рабочее давление не менее 10 Бар, Рабочая температура не менее + 95°С, Наружный диаметр оболочки трубы не менее 165 мм, Толщина стенки рабочей трубы не менее 12,3 мм, Труба поставляется бухтами по 105 м».
Следовательно, представителем ООО «П» заявлены в заседании Комиссии Тюменского УФАС России доводы об обжаловании положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме (о том, что имеется противоречие в части указания характеристики «наружный диаметр оболочки трубы не менее 165 мм» по пункту 11 описания объекта закупки; о том, что информация о диаметре рабочей трубы не имеет никакого значения).
Таким образом, по состоянию на 21.09.2023 жалоба ООО «П» поступила в Тюменское УФАС России уже по истечении регламентированного действующим законодательством срока обжалования положений извещения о закупке.
Следовательно, у ООО «П» по состоянию на 21.09.2023 отсутствовало право на обжалование положений извещения об осуществлении закупки в антимонопольный орган.
Вместе с тем, заявитель ООО «П» согласно части 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции имеет право оспорить указанное в жалобе положение извещения о закупке исключительно в судебном порядке.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым оставить без рассмотрения, ввиду отсутствия полномочий по рассмотрению указанного довода жалобы на положения извещения о закупке, заявленного после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Дополнительно стоит отметить, что если у участника закупки возникали какие-либо сомнения в правильности указания заказчиком характеристик закупаемого товара в извещении об осуществлении закупки, такой участник имеет право направить в адрес заказчика запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки. ООО «П» запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки в адрес заказчика не направляло, подавало заявку на участие в закупке, предоставляло ценовое предложение по заключаемому договору, а следовательно, согласилось с указанными в пункте 11 описания объекта закупки характеристиками по закупаемому товару.
Упоминаемые заказчиком ссылки на различную ведомственную (административную) практику антимонопольных органов являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе принятых по ранее рассмотренным делам.
Тюменское УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «П» необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «П» необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.