Решение №22-ВП/2024 Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиками... от 31 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 22-ВП/2024

31 июля 2024 года                                                                                                                           г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) по факту поступившего обращения ООО «О» в рамках проведения электронного аукциона на поставку кресла-коляски с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (реестровый номер закупки 0267100001624000079).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ЮВ/5321/24 от 29.07.2024) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 31.07.2024, 15 часов 00 минут.

Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области (далее также – заказчик), Тутукова А.Б. по доверенности № 19 от 10.01.2024,

ООО «О», будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки, не подключилось к заседанию Комиссии Тюменского УФАС России проходившему в дистанционном режиме, представило ходатайство (исх. № 224 от 30.07.2024) о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило поручение ФАС России (исх.№ ПИ/66623-ПР/24 от 26.07.2024) (вх.№ 9135-ЭП/24 от 29.07.2024) об организации срочной внеплановой проверки по поступившему обращению ООО «Обсервер» в рамках проведения электронного аукциона на поставку кресла-коляски с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (реестровый номер закупки 0267100001624000079).

ООО «Обсервер» в поступившем обращении указывает, что заказчиками в лице Отделений Фонда пенсионного и социального страхования РФ в различных регионах России проводятся закупки на поставку кресел-колясок для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем, большинство закупок осуществляется на общих основаниях, то есть без учета ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» во исполнение запроса Тюменского УФАС России исх.№ ЮВ/5321/24 от 29.07.2024 представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в рассматриваемой закупке.

В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор»:

1) извещение о проведении закупки;

2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

3) заявки участников закупки;

4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Заказчиком представлены в материалы дела письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Заказчик указывает, что начиная с 27.03.2024 при осуществлении закупок кресло - колясок с электроприводом, технические характеристики которых соответствуют НКМИ 208480 (кресло-коляска, с электродвигателем, управляемое пациентом, с электронным рулевым управлением, складное) Отделение Фонда устанавливает в извещениях ограничения допуска ПП № 617 и условия допуска Приказ № 126н. При закупке остальных кресел-колясок Отделение Фонда устанавливает ограничения допуска ПП № 102 и условия допуска Приказ №126н. Кресло-коляски закупаемые заказчиком: наименование, номер ТСР в соответствии с приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н 7-04-02  «Кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов)», КТРУ - 32.50.50.190-00002908, ОКПД 2 30.92.20.000, по функциональным и техническим характеристикам соответствует признакам кода 207840: кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная. В описании характеристик заказчиком указано, что кресло-коляска для людей с ограниченными возможностями передвижения, приводимое в движение при помощи электропривода и с помощью сопровождающего лица пользователя (при отключенном электроприводе). Заказчик отмечает, что в его действиях отсутствуют какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Также Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что определение перечня реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду входит в компетенцию федеральных органов государственной власти. В частности, в их ведении находится создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Те в свою очередь осуществляют разработку индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, программ реабилитаций пострадавших.

Статьёй 11 Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Федеральный перечень содержит обобщенную номенклатуру технических средств реабилитации, детализированная номенклатура технических средств реабилитации в рамках Федерального перечня определена Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р».

Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные предусмотрены разделом 7 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-Р (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 № 86н).

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусмотрено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Позицией 174 Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617) предусмотрены коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (в отношении кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации) <*> которые отнесены к коду ОКПД2: 30.92.20.

<*> При применении настоящего перечня в отношении товаров, указанных в позиции 174, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Извещением об осуществлении закупки предусмотрен следующий объект закупки:

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017  145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Пунктом 12 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В рассматриваемом случае, заказчиком объект закупки отнесен как к коду ОКПД2: 30.92.20.000, так и к позиции КТРУ 32.50.50.190-00002908 «Кресло-коляска с электроприводом».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД 2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.

Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД 2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;

- необходимость учитывать условия, запреты и ограничения допуска товаров происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе);

- соблюдение правил описания товара по КТРУ.

Действительно, Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 проводимых закупок. Более того, Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2.

При этом, не допускается выбор заказчиком кода ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика, обхода национального режима осуществления закупок или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.

Код позиции КТРУ представляет собой уникальный цифровой код, основанный на кодах ОКПД2. В отличие от ОКПД2, КТРУ содержит описание товарной позиции, включающее как обязательные, так и не обязательные для применения заказчиком характеристики закупаемого товара.

Примененная заказчиком к описанию объекта закупки позиция КТРУ 32.50.50.190-00002908 «Кресло-коляска с электроприводом» никак не основана на коде ОКПД2: 30.92.20.000.

Действительно, в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002908 «Кресло-коляска с электроприводом» в разделе справочная информация содержится код ОКПД2: 30.92.20 «Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей», а также содержится код номенклатурной классификации медицинских изделий 207840: кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с электронным управлением, складная, что как пояснил заказчик является исключительной потребностью заказчика в приобретении кресло-коляски по указанному коду НКМИ 207840.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в ходе анализа позиций КТРУ возможно установить, что позиции КТРУ содержат такой раздел как «справочная информация».

На основании подпункта «д» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2) указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога.

В свою очередь, указанная справочная информация по своему правовому статусу не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. Более того, различие или соответствие вида НКМИ, указанного в составе справочной информации позиций каталога, и вида НКМИ медицинского изделия, указанного в регистрационном досье участника закупки, не предусмотрено Законом о контрактной системе в качестве условия допуска или отказа в допуске к участию в закупке, отказа в заключении контракта по результатам осуществления закупки.

В этой связи, коды ОКПД2 перечисленные в разделе «справочная информация» по той или иной позиции КТРУ по своему правовому статусу не идентичны самой позиции КТРУ которая может основываться (базироваться) на отличающемся цифровом коде ОКПД2, следовательно, не могут опосредованно указывать заказчику на необходимость применения национального режима осуществления закупок, поскольку определяющим для целей применения национального режима осуществления закупок в любом случае является код ОКПД2 на котором основана (базируется) та или иная позиция КТРУ, то есть код ОКПД2 по своему правовому статусу уже включен в позицию КТРУ, при этом, возможность дополнительного поиска заказчиком кода ОКПД2 содержащегося в разделе «справочной информации» той или иной позиции КТРУ который подпадает либо не подпадает под требования национального режима осуществления закупок законодательством о контрактной системе не предусмотрена. Данный вывод основывается в том числе, на том что различные цифровые коды ОКПД2 не тождественны друг другу с точки зрения иерархического метода классификации кодов на котором основывается Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2).

При таких обстоятельствах Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки по одной позиции закупаемого товара установлено два разных кода ОКПД2: 30.92.20.000, 32.50.50.190 что не предусмотрено требованиями Закона о контрактной системе.

Стоит отметить, что пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусматривает, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

Фактически рассматриваемая ситуация может приводить к нарушению требований пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 поскольку в данном случае, в структурированной форме извещения об осуществлении закупки указаны: код ОКПД2: 30.92.20.000 который предусмотрен Перечнем Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а также код ОКПД2: 32.50.50.190 который в Перечне Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 отсутствует.

В извещении об осуществлении закупки с реестровым номером 0267100001624000079 ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 не установлены.

Заказчик обосновывая невозможность установления ограничений допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 указывает, что исходя из описания объекта закупки закупаемая кресло-коляска соответствует коду НКМИ 207840: «кресло-коляска, с электродвигателем, управляемая пациентом/сопровождающим лицом с электронным управлением, складная», в то время, когда по коду НКМИ 208480 она называется по другому: «кресло-коляска, с электродвигателем, управляемое пациентом, с электронным рулевым управлением, складное» то есть, в коде НКМИ 208480 отсутствует указание на сопровождающее лицо.

Описанием объекта закупки прямо предусмотрено, что кресло-коляска приводится в движение при помощи электропривода и с помощью сопровождающего лица пользователя (при отключенном электроприводе). При этом, коды НКМИ 207840, 208480 включены в раздел «справочная информация» по примененной заказчиком в структурированной форме извещения об осуществлении закупки позиции КТРУ 32.50.50.190-00002908, что по мнению заказчика дополнительно свидетельствует о правомерности формирования извещения об осуществлении закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России, изучив структурированную форму извещения об осуществлении закупки, а также возражения заказчика отмечает следующее.

Статья 33 Закона о контрактной системе не обязывает заказчика включать в извещение об осуществлении закупки, а равно в описание объекта закупки код НКМИ. Вместе с тем, если заказчик включит в извещение либо описание объекта закупки код НКМИ это не будет являться для комиссии по осуществлению закупок правовым основанием для отклонения заявки участника содержащего отличающийся код НКМИ.

Коды НКМИ 207840, 208480 по своему правовому статусу в данном случае носят информационно-справочный характер и не влияют на конструктивную особенность кресла-коляски, специфику использования либо методику изготовления кресла-коляски с электроприводом, данный вывод подтверждается мониторингом медицинских изделий, который самостоятельно провела Комиссия Тюменского УФАС России на официальном сайте https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch.

Комиссия Тюменского УФАС России осуществляла поиск в государственном реестре медицинских изделий российских производителей кресел-колясок по кодам НКМИ: 207840, 208480.

По результатам мониторинга установлен ряд российских производителей кресел-колясок по вышеуказанным кодам НКМИ: ООО «Обсервер» (РУ № РЗН 2020/9746), ООО «Ортоника» (РУ № РЗН 2020/11804), ООО «Завод специального оборудования» (РУ № РЗН 2022/16403), ООО «Завод специального оборудования» (РУ № ФСР 2010/09449), ООО «НПП «Инкар-М» (РУ № ФСР 2007/00282), ООО «Подъём» (РУ № РЗН 2019/8482), ООО «Медтехника-Р» (РУ № РЗН 2022/18536), ООО «Катэрвил» (РУ № РЗН 2024/22225).

По результатам ознакомления с руководствами по эксплуатации указанных кресел-колясок вышеуказанных производителей на официальном сайте Росздравнадзора каких-либо радикальных отличий в конструктивных особенностях кресел-колясок с кодами НКМИ: 207840, 208480 не установлено, при этом, все без исключения кресла-коляски которые зарегистрированы в государственном реестре медицинских изделий с кодами НКМИ: 207840, 208480 предусматривают возможность движения в том числе, с помощью сопровождающего лица пользователя (при отключенном электроприводе).

Кроме того, ООО «О» зарегистрировало в установленном порядке кресло-коляску с электроприводом «Обсервер стандарт» по ТУ 30.92.20-001-37746545-2018 по в Росздравнадзоре, о чем выдано РУ № РЗН 2020/9746 (код НКМИ 208480), а также согласно каталогу продукции Государственной информационной системы промышленности в Реестре российской промышленной продукции зарегистрирована продукция ООО «О» кресло-коляска инвалидное с электроприводом «Обсервер стандарт» с кодом промышленной продукции 30.92.20.000 что подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции (реестровый номер № 10167105, исторический реестровый номер № 5555\1\2023 со сроком действия до 29.11.2026.

Следовательно, на сегодняшний день, только продукция ООО «Обсервер» официально подтверждает российское производство кресел колясок с электроприводом для целей осуществления государственных закупок.

Данный факт дополнительно подтверждает, что вне зависимости от того какой конкретно код НКМИ 207840 или 208480 выберет заказчик, он в любом случае должен установить в извещении об осуществлении закупки ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, поскольку как уже было указано выше какой-либо существенной разницы между кодами НКМИ 207840 или 208480 в части конструктивных особенностей кресел-колясок, а также технологии их изготовления не существует.

Стоит отметить, что в КТРУ существует позиция которая в точности соответствует коду ОКПД2: 30.92.20.000, а именно позиция КТРУ 30.92.20.000-00000030 и которая в разделе «справочная информация» предусматривает код НКМИ: 208480. Вместе с тем, указанная позиция КТРУ исключена 05.02.2024 в связи с переутверждением экспертным советом и данная позиция КТРУ применению не подлежит.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что независимо от того факта, что указанная позиция КТРУ не применяется, заказчик не должен формально подходить к выбору кода НКМИ под предлогом дальнейшего не применения ограничений допуска в соответствии с позицией 174 Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617) в части возможности применения к описанию объекта закупки кода ОКПД2: 30.92.20.000 (в отношении кресел-колясок по коду НКМИ 208480) который в рассматриваемом случае полностью соответствует потребности заказчика в закупаемой кресле-коляске, а равно по применению ограничений допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Какие-либо обстоятельства связанные с невозможностью применения заказчиком кода НКМИ 208480 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Поскольку код НКМИ: 208480 полностью соответствует потребности заказчика в приобретаемой кресле-коляске, следовательно, заказчиком неправомерно установлены в структурированной форме извещения об осуществлении закупки ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку в Перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержится код 30.92.2, в соответствии с которым, действие Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 распространяется на коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (за исключением кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации).

Исходя из извещения об осуществлении закупки с реестровым номером 0267100001624000079 заказчик к описанию объекта закупки прменил код ОКПД2: 30.92.20.000 который предусмотрен позицией 174 Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617), в этой связи, заказчиком неправомерно не установлено в структурированной форме извещения об осуществлении закупки ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а также установлено по одной позиции закупаемого товара двух разных кодов ОКПД2, что указывает на нарушение заказчиком требований части 1, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 5, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Подпунктом «б» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 предусмотрено, что комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.

Комиссия Тюменского УФАС России решила обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела государственный контракт заключен 08.07.2024 с единственным участником рассматриваемой закупки ООО «О», полностью соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, контракт находится в стадии исполнения.

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области установлено нарушение требований части 1, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 5, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны