Решение №072/06/44/80/2022 Заявитель указывает, что согласно протокола подведения итого... от 9 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/80/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

09 июня 2022 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя Л на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство поликлиники ГБУЗ ТО «Областная больница №4» в г. Ишиме» (реестровый номер закупки 0167200003422002911),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 03.06.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Л на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство поликлиники ГБУЗ ТО «Областная больница №4» в г. Ишиме».

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель указывает, что согласно протокола подведения итогов электронного аукциона № 0167200003422002911-1-1 от 03.06.2022, заявка ИП Л. (идентификационный номер 5) отклонена аукционной комиссией ввиду того, что по представленному в качестве подтверждения опыта исполнения договора ИП Л. являлся субподрядчиком, при этом предмет договора в представленных документах (договор, акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации) не соответствует позиции 6 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Заявитель полагает, что поданная заявка соответствовала предъявляемым дополнительным требованиям предусмотренным позицией 6 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, следовательно, заявка ИП Л. была неправомерно отклонена аукционной комиссией.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство поликлиники ГБУЗ ТО «Областная больница №4» в г. Ишиме», с начальной (максимальной) ценой контракта 11 544 770,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства».

Информация об электронном аукционе была размещена 20.05.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422002911.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.etp-ets.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством РФ.

Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021           № 2571 предусмотрено, что для выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, участнику закупки необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).

Извещением об осуществлении закупки установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0167200003422002911-1-1 от 03.06.2022, заявка ИП Л. (идентификационный номер 5) была отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду «несоответствие информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям пункта 1.2 раздела 1 Приложения № 4 к извещению «Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению»: участником закупки не подтвержден опыт выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, установленными позицией 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021               № 2571. 1) По указанному договору ИП Л является субподрядчиком, что не подтверждает опыт работы в соответствии с дополнительными требованиями, установленными позицией 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571; 2) Предмет договора в предоставленных документах (договор, акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации) не соответствует требованиям позиции 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571».

Оператором электронной площадки АО «ЭТС» на основании ранее направленного запроса Тюменского УФАС России представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке.

Тюменским УФАС России изучена заявка ИП Л из содержания которой следует, что ИП Л в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки, установленным извещением об осуществлении закупки, представлены следующие документы:

1) Исполненный договор № 280820 от 28.08.2020 заключенный между ИП Л и ООО РСК «Наследие» на выполнение проектных работ по объекту «Доходное владение А.П. Нилуса – Х.Д. Спиридонова – С.В. Давыдовой (в основе усадьба Салтыковых), XVIII – нач. XX вв. Доходный дом с магазинами, 1863-1865, арх. В.И. Соколов, 1896, арх. С.С. Эйбушитц, нач. XX века по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 13, стр. 3» на сумму 2 662 063,00 рублей;

2) Приложение № 1 к договору № 280820 от 28.08.2020 (техническое задание);

3) Приложение № 2 к договору № 280820 от 28.08.2020 (смета);

4) Дополнительное соглашение от 19.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020;

5) Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 19.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020 (техническое задание);

6) Приложение № 2 к дополнительному соглашению от 19.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020 (смета);

7) Дополнительное соглашение от 23.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020;

8) Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 19.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020 (техническое задание);

9) Приложение № 2 к дополнительному соглашению от 19.10.2020 к договору № 280820 от 28.08.2020 (смета);

10) Акт выполненных работ от 18.12.2020 по договору № 280820 от 28.08.2020 на сумму 3 721 463,00 рублей;

11) Акт от 18.06.2021 государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Работы по сохранению (капитальный ремонт, приспособление для современного использования) выявленного объекта культурного наследия «Доходное владение А.П. Нилуса – Х.Д. Спиридонова – С.В. Давыдовой (в основе усадьба Салтыковых), XVIII – нач. XX вв. Доходный дом с магазинами, 1863-1865, арх. В.И. Соколов, 1896, арх. С.С. Эйбушитц, нач. XX века по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 13, стр. 3»;

12) Протокол № 1 организационного заседания комиссии экспертов от 10.05.2021;

13) Протокол № 2 организационного заседания комиссии экспертов от 18.06.2021.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения заявки ИП Л установила следующее:

1) в рамках договора № 280820 от 28.08.2020, ИП Л выступал в качестве субподрядчика, данный вывод следует также исходя из условий технического задания (приложение к договору и дополнительные соглашения к договору) в котором указано, что генеральным проектировщиком выступало - ООО Реставрационно-строительная компания «Наследие», а субподрядчиком - ИП Л.

Субподрядный договор № 280820 от 28.08.2020 заключен в рамках исполнения договора № 0013/2020 от 07.08.2020 заключенного между ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» и ООО Реставрационно-строительная компания «Наследие» (реестровый номер контракта в ЕИС в сфере закупок 1770803434520000011).

Важно отметить, что требования позиции 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены применительно к опыту исполнения контракта непосредственно участником закупки в качестве прямого исполнителя, а не как соисполнителя (в том числе, по договору субподряда). В данном случае, наличие именно такого контракта, а также копий документов об оказании услуг (выполнении работ) в полном объеме является обязательным условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Письмом Министерства финансов РФ от 03.12.2020 № 24-05-05/105842 «О порядке подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ (услуг)» разъяснено, что с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, участник закупки представляет совокупность документов, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ или оказанных услуг непосредственно этим участником.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в данной части в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа не установлено нарушения Закона о контрактной системе, поскольку представленный в составе заявки ИП Л. договор субподряда № 280820 от 28.08.2020, не подтверждал опыт исполнения договора непосредственно ИП Л. как соответствующего предмету закупки.

2) объект договора «Доходное владение А.П.Нилуса – Х.Д.Спиридонова – С.В.Давыдовой (в основе – усадьба Салтыковых), XVIII-нач.XX вв.: -Доходный дом с магазинами, 1863-1865 гг., арх.В.И.Соколов, 1896 г., арх.С.С.Эйбушитц, нач. XX века по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 13, стр. 3» является памятником, выявленным объектом культурного наследия, что подтверждается актом государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от 18.06.2021 (приложен в составе заявки).

Представленный в составе заявки в подтверждение опыта субподрядный договор № 280820 от 28.08.2020 является договором на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации данного объекта, представленный в составе заявки ИП Л., подтверждает принадлежность данного объекта к объектам культурного наследия. Заказчиком экспертизы выступило ООО Реставрационно – строительная компания «Наследие».

Статьёй 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что объектами историко-культурной экспертизы являются: проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Статьёй 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено, что государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях: определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

При этом, проектная документация, разрабатываемая в рамках работ по сохранению объектов культурного наследия, называется научно-проектной документацией, о чем указано в акте государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от 18.06.2021 (разделы: цель экспертизы, объект экспертизы, перечень документов, представленных заявителем, вывод экспертизы), приложенной в составе заявки ИП Л.

В свою очередь, деятельность по разработке научно-проектной документации относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349.

Техническим заданием (приложение к договору субподряда № 280820 от 28.08.2020) определен объем работ, выполняемых субподрядчиком в рамках договора, а именно: комплексные научные исследования, историко-архивные и библиографические исследования, архитектурно-археологические обмеры, историко-архитектурные натурные исследования, проект организации реставрации и часть работ по проектированию инженерных сетей.

Применительно к проектным работам Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определен состав разделов проектной документации: пояснительная записка, архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения, сведения об инженерном оборудовании, проект организации строительства, мероприятия по охране окружающей среды, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и т.д.

Ни одного раздела из вышеприведенных, в составе технического задания к договору субподряда № 280820 от 28.08.2020 не предусмотрено, что указывает на то, что данные работы являются разработкой научно-проектной документации и представленный договор может соответствовать дополнительным требованиям предусмотренным позицией 2 раздела I приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов», но не позиции 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Поскольку в рамках рассматриваемой закупки, дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, следовательно, представленные в составе заявки ИП Л. документы, не могут быть отнесены к подтверждению опыта выполнения работ по позиции 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, поскольку совокупность представленных в составе заявки ИП Л. документов, а также требования позиции 2 раздела I приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, относят опыт ИП Л. к опыту выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Довод подателя жалобы о том, что оценка документов подтверждающих соответствие участника закупки делегирована операторам электронных площадок на основании Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 является несостоятельным, поскольку в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, на предмет соответствия информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям», положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта «б» пункта 3 Постановления № 2571.

Подпунктом «а» пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок на соответствие требованиям предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частью 2 настоящей статьи установлены дополнительные требования).

Таким образом, оператор электронной площадки проверяет только комплектность представленных участником закупки электронных документов и соотносит их с перечнем указанным в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям», положениями абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, какими-либо иными полномочиями оператор электронной площадки не обладает, следовательно, оператор электронной площадки не правомочен проверять соответствие участников закупок на соответствие требованиям предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (в отношении которых, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571) поскольку данным полномочием обладает исключительно комиссия по осуществлению закупок.

Оператор электронной площадки не перечислен в части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в числе субъектов, обладающих полномочиями по проверке соответствия участников закупок требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа связанных с отклонением заявки ИП Л. отсутствует нарушение Закона о контрактной системе, в этой связи, жалоба ИП Л. является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Л на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство поликлиники ГБУЗ ТО «Областная больница №4» в г. Ишиме» (реестровый номер закупки 0167200003422002911) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны