Решение №072/07/18.1–18/2022 Признать жалобу необоснованной. от 22 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–18/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.02.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 22.02.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.                -

 

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–18/2022 по жалобе индивидуального предпринимателя Латышева В.А. (далее также – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» (далее – Заказчик, ГАУ ТО «МФЦ») при организации и проведении при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) на право заключения договора поставки перчаток медицинских нитриловых (далее также – Товар), реестровый номер извещения: 32211073322 (далее также – Закупка), в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...> (на основании доверенности № 30/22 от 10.01.2022 г.);

2) <...> (на основании доверенности № 32/22 от 10.01.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 10.02.2022 г. поступила жалоба (вх. № 1256) ИП Латышева В.А. на действия ГАУ «МФЦ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки перчаток медицинских нитриловых (реестровый номер извещения: 32211073322).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что действия Заказчика, направленные на отмену Закупки являются неправомерными, противоречат положениям действующего законодательства РФ и нарушают права и законные интересы Заявителя, так как Протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов Закупи от 07.02.2022 г. (далее – Итоговый протокол) участник Закупки – ИП Латышев В.А. признан её победителем, предложившим наименьшее предложение о цене исполнения договора.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что потребность ГАУ ТО «МФЦ» в необходимом к поставке Товаре, и, как следствие, в проведении обжалуемой Заявителем закупочной процедуры на момент её объявления было обусловлено требованием пп. 1 п. 4.4 разд. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Постановление № 15) в редакции № 6 от 21.01.2022 г., устанавливающим условие соблюдения всеми физическими лицами правил личной гигиены посредством использования, в том числе перчаток.

При этом, редакцией № 7 от 04.02.2022 г. (начало действия редакции – 06.02.2022 г.) Постановления № 15, требование об использовании всеми физическими лицами перчаток исключено из содержания пп. 1 п. 4.4 разд. 4 Постановления № 15, что, как следствие, исключило саму потребность Заказчика в данном Товаре и явилось основанием для отмены Закупки ввиду форс-мажорных обстоятельств, т.е. которых Заказчик не мог предвидеть.

 

Так, исследовав предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО «МФЦ» от 30.12.2021 г. № 7 (142) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ТО «МФЦ» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 30.12.2021 г. в 09.20 (в редакции, действующей на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 27.01.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211073322) и на сайте оператора электронной торговой площадки –акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по электронному адресу: http://roseltorg.ru, Заказчиком было размещено извещение № 5-ЗК/22-Э о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку перчаток медицинских нитриловых (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 07.02.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 935 820,00 руб.

Итоговым протоколом (размещённым в ЕИС: 08.02.2022 г. в 16:10) зафиксировано, что на участие в Закупке подано 27 заявок, победителем признан – ИП Латышев В.А., предложивший наименьшую цену исполнения договора, являющегося предметом закупки – 522 600 руб.

Далее, 08.02.2022 г. в 17:04 Заказчиком в ЕИС размещён Приказ 08.02.2022 г. № ПО/51 «Об отмене определения поставщика…», из содержания которого следует, что в связи с изменением течения пандемии COVID-19, в силу ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках, Постановлением № 15 и п. 12.2.2 Положения, Заказчиком принято решение отменить рассматриваемую закупочную процедуру.

 

Рассмотрев всю совокупность имеющихся в материалах дела № 072/07/18.1-18/2022 документов и сведений, заслушав и оценив пояснения представителей сторон, Комиссия Тюменского УФАС России полагает правомерными действия Заказчика, направленные на отмену Закупки, ввиду совокупности следующих обстоятельств.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса котировок регламентируется разделом 12 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 12.1.1 разд. 12 Положения, под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с п. 12.2.1 разд. 12 Положения и по смыслу ч. 5, 6 ст. 3.2 Закона о закупках, Заказчик вправе отменить запрос котировок по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене запроса котировок размещается в ЕИС в день принятия этого решения.

При этом, п. 12.2.2 Положения разд. 12, ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках закреплено, что по истечении срока отмены запроса котировок в соответствии с п. 12.2.1 Положения и до заключения договора Заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Так, в силу, ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признаётся непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (абз. 3 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств»).

Согласно пп. 1 п. 4.4 разд. 4 Постановления № 15 (в редакции от 21.01.2022 г.), мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, является соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

В ходе рассмотрения настоящего дела по существу, Комиссией Управления установлено, что 04.02.2022 г. в пп. 1 п. 44 разд. 4 Постановления № 15 внесены изменения (вступившие в силу 06.02.2022 г.), исключившие обязанность соблюдения требований к использованию всеми физическими лицами перчаток.

Таким образом, по смыслу совокупности вышеизложенного, отмена Заказчиком Закупки на основании п. 12.2.2 Положения, ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках является правомерным, так как внесение изменений в пп. 1 п. 4.4 разд. 4 Постановление № 15 для Заказчика, является непредвиденным и неизбежным событием, обладающим признаками обстоятельства непреодолимой силы, исключающего законодательную обязанность Заказчика использовать в своей деятельности предмет Закупки (перчатки) и, как следствие, актуальность самой потребности Заказчика в указанном Товаре.

Доказательств иного, Заявителем в материалы дела № 072/07/18.1-18/2022 не предоставлено, документы и сведения опровергающие вышеуказанную позицию Управления в материалах настоящего дела отсутствуют.

Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России полагает целесообразным отметить, что одной из основных целей правоотношений, регулируемых Законом о закупках является своевременное и полное удовлетворение потребности Заказчика в соответствующем товаре, обладающим необходимыми заказчику показателями (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), соответственно, в рассматриваемом случае, законодательное исключение потребности Заказчика как таковой, посредством внесения изменений в Постановление № 15, исключило суть цели проведения Закупки, установленной ч. 1 ст. 1 Закона о закупках.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ИП Латышева В.А. на действия ГАУ «МФЦ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки перчаток медицинских нитриловых (реестровый номер извещения: 32211073322) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Латышева В.А. на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» при организации и проведении при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки перчаток медицинских нитриловых (реестровый номер извещения: 32211073322) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Ю.Д. Верзун

 

 

                          

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны