Решение №072/07/18.1–176/2021 Признать жалобу обоснованной. от 13 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–176/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 13.01.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.                -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–176/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тюменьбиосервис» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Лечебно-реабилитационный центр «Градостроитель» (далее также – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов  (далее также – ЖБО), (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (далее также – Договор), реестровый номер извещения: 32110916544 (далее также – Закупка, Аукцион), в отсутствие представителей Заказчика, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заявителя:

<...> (на основании доверенности № 1 от 10.01.2022 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 27.12.2021 г. поступила жалоба (вх. № 13140) ООО «Тюменьбиосервис» на действия ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (реестровый номер извещения: 32110916544).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- основания отклонения заявки Общества, зафиксированные в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2251212 от 24.12.2021 г. (далее – Итоговый протокол) являются неправомерными, так как противоречат требованиям закупочной документации, сформированной Заказчиком, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией Заказчика требований ч. 6 ст. 3 Закона о закупках;

- положения закупочной документации, сформированной Заказчиком, не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а именно отсутствует требование о наличии у исполнителя по Договору лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV класса опасности и установлено неправомерное требование о наличии у участника Закупки членства в саморегулируемой организации, что противоречит самому предмету обжалуемой закупочной процедуры.

 В свою очередь, 10.01.2021 г. в адрес Тюменского УФАС России от ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» поступили письменные пояснения (вх. № 75), из содержания которых следует, что Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласен, считает действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на отклонение заявки Общества правомерными, так как в составе заявки ООО «Тюменьбиосервис» приложен договор № 00432/005 от 03.07.2019 г., заключённый с ООО «Тюмень Водоканал» (далее – Договор № 00432/005) срок действия которого истёк 31.07.2020 г., что противоречит требованиям абз. 10 Приложения № 1 к закупочной документации (далее также – Техническое задание).

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к соответствующей закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы осуществления закупок), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в сущности, закреплено в пп. «б» п. 2.7 разд. 2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого решением Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» от 18.10.2021 г. № 24 и размещёнными на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 25.10.2021 г. в 11:38.

Из совокупности изложенного следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами настоящего дела 08.12.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110916544) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общества с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» по электронному адресу: https://www.rts-tender.ru/ (далее – ЭП), Заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг п откачке и вывозу ЖБО (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (далее – Извещение) и документация о проведении аукциона в электронной форме № 6-А на оказание услуг п откачке и вывозу ЖБО (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (далее – Документация).

Дата окончания срока подачи заявок: 24.12.2021 г. (п. 13 Извещения).

Дата подведения итогов: 24.12.2021 г.

НМЦ договора – 3 230 250,00 руб.

Итоговым протоколом от 24.12.2021 г. зафиксировано, что на участие в обжалуемой закупочной процедуре подана единственная заявка Участника 1 (ООО «Тюменьбиосервис»), которая отклонена закупочной комиссией Заказчика со следующей формулировкой: «отсутствие документов, подтверждающих осуществление вывоза нечистот (жидких отходов) ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» на сливные станции или поля ассенизации.

В представленном со стороны участника аукциона документе отсутствует информация о его продлении, а у существующего истек срок действия договора.

Так же в заявке отсутствуют обязательные требования указанные в аукционной документации «откачка ЖБО осуществляется с глубины выгребной ямы и составляет от уровня верха дорожного покрытия 6 метров.».

 

По результатам исследования, обозначенных в Итоговом протоколе оснований отклонения заявки участника Закупки – ООО «Тюменьбиосервис», их сопоставления с содержанием заявки Общества, требованиями и условиями Документации, и Положения, Комиссия Тюменского УФАС России полагает неправомерным и подлежащим отмене решение закупочной комиссии Заказчика, зафиксированное в Итоговом протоколе, ввиду следующего.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения аукциона в электронной форме регламентируется разделом 15 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 15.1 разд. 15 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Пунктом 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 2 абз. 1 п. 15.5 разд. 15 Положения определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом, в соответствии с абз. 1 п. 15.6 разд. 15 Положения, заявка на участие в аукционе представляется согласно требованиям к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в аукционе, установленной заказчиком в аукционной документации в соответствии с п. 15.5 разд. 15 Положения.

Заявка на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, установленные в документации о закупке (абз. 4 п. 15.6 разд. 15 Положения).

Так, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в рассматриваемой Закупке установлен абз. 1 п. 15.7 разд. 15 Положения и п. 9.1 разд. 9 Документации, где абз. 2 названного пункта Положения и Документации, установлено, что требовать от участника Закупки иное, за исключением предусмотренных настоящим Положением документов и информации, не допускается.

В данном случае, необходимо указать, что каких-либо требований о необходимости предоставления в содержании заявки на участие в Аукционе «документов, подтверждающих осуществление вывоза нечистот на сливные станции или поля ассенизации» условиями абз. 1 п. 15.7 разд. 15 Положения и п. 9.1 разд. 9 Документации, не предусмотрено.

Таким образом, учитывая фактическое отсутствие, как в Документации, так и в Положении требований о необходимости предоставления: «документов, подтверждающих вывоз нечистот на сливные станции»,- по сути явившихся основанием для отклонения заявки Общества, Комиссия Управления полагает зафиксированное Итоговым протоколом основание отклонения ООО «Тюменьбиосервис» необоснованным Заказчиком.

В свою очередь, из письменных пояснений Заказчика следует, что договор № 00432/005, представленный в составе заявки Общества противоречит требованиям абз. 10 Технического задания Документации.

Согласно абз. 10 Технического задания Документации, вывоз нечистот должен осуществляться на сливные станции или поля ассенизации на основании заключенного контракта с соответствующими организациями.

В данном случае, Комиссия Тюменского УФАС России полагает уместным указать, что Договор № 00432/005, предоставленный в содержании заявки Общества, является договором с пролонгацией, так как согласно п. 43 Договора № 00432/005, настоящий договор считается продленным на тот же срок и не тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях. Указанное обстоятельство опровергает содержание абз. 2 оснований отклонения заявки ООО «Тюменьбиосервис», зафиксированных Итоговым протоколом.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявки участника Закупки – ООО «Тюменьбиосервис», Комиссией Управления установлено, что в её содержании Заявителем предоставлено, в том числе техническое задание (описание объекта закупки), в сущности, идентичное Техническому заданию Документации, где задекларировано, в том числе, требование абз. 10 Приложения № 1 Документации, что свидетельствует о соответствии предложения Общества требованиям потребности Заказчика, зафиксированных в Документации.

Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России изучив закупочную документацию, сформированную Заказчиком, в том числе Техническое задание и Проект договора, указывает, что в её содержании отсутствует обязательное требование к участнику Аукциона о глубине осуществления откачки ЖБО, следовательно, объявленное Итоговым протоколом основание отклонения заявки ООО «Тюменьбиосервис» не находит своего подтверждения, является необоснованным.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно абз. 1 п. 15.8 разд. 15 Положения, комиссия по закупкам в срок, установленный в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, рассматривает все поступившие заявки на участие в аукционе на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. Комиссия по закупкам принимает решение о допуске к участию/об отклонении от участия в аукционе участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе.

В соответствии с пп. 1 абз. 2 п. 15.8 разд. 15 Положения, участник закупки отклоняется от участия в аукционе в случае непредоставления и/или предоставления в составе заявки документов и информации, не соответствующих требованиям, предусмотренным п. 15.7 разд. 15 Положения, либо предоставления недостоверных сведений.

Таким образом, на основании совокупности вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, пп. 1 абз. 2 п. 15.8 разд. 15 Положения, выразившееся в отклонении заявки ООО «Тюменьбиосервис» в порядке и по основаниям, не предусмотренном Документацией, что также свидетельствует о несоответствии действий закупочной комиссии Заказчика принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 1.2.4 Положения), как следствие, противореча содержанию условий ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

 

В свою очередь, Комиссия Тюменского УФАС России оставляет без рассмотрения довод жалобы Общества о том, что закупочная документация, сформированная Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, ввиду следующего.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) объектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

По смыслу вышеизложенной нормы, обжалованию участниками Закупки, подавшим заявку на участие в такой Закупке подлежат исключительно действия Заказчика, совершенные им после окончания срока подачи заявок (отклонение заявки, осуществление оценки, порядок проведения Закупки и т.п.), соответственно, учитывая, что действия Заказчика направленные на формирование и утверждение закупочной документации осуществляются до указанного срока, такие действия обжалованию после срока окончания подачи заявок, в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках, не подлежат.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку указанная жалоба получена антимонопольным органом 27.12.2021 г. (вх. № 13140), а срок подачи заявок завершен 24.12.2021 г. (п. 13 Извещения), то у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов жалобы Заявителя на положения закупочной документации Заказчика.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении закупочной комиссией ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (реестровый номер извещения: 32110916544), выразившемся в оценке заявки ООО «Тюменьбиосервис» в порядке, не предусмотренном Документацией.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путём отмены Итогового протокола и оценки заявки ООО «Тюменьбиосервис» с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Документации, Положения и Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюменьбиосервис» на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Лечебно-реабилитационный центр «Градостроитель» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (ассенизация) при отсутствии централизованной системы канализации (реестровый номер извещения: 32110916544) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУЗ ТО «ЛРЦ «Градостроитель» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путём отмены Итогового протокола, составленного в ходе проведения Закупки и проведения рассмотренной закупочной процедуры с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Закона о закупках.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Ю.Д. Верзун

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны