Решение №072/06/44/74/2023 Заявитель указывает, что заказчиками по итогам проведения со... от 5 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/74/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

05 мая 2023 года                                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобы индивидуального предпринимателя Л на действия заказчиков ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай) при заключении контрактов по результатам проведения совместного электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (реестровый номер закупки 0167200003423002302),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступили жалобы индивидуального предпринимателя Л на действия заказчиков ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай) при заключении контрактов по результатам проведения совместного электронного аукциона на поставку канцелярских товаров.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель указывает, что заказчиками по итогам проведения совместного электронного аукциона были неправомерно направлены для подписания победителю закупки проекты контрактов с ценой сниженной на 15 % от предложенной победителем закупки на основании подпункта «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, поскольку из протокола подведения итогов закупки не следует, что были участники с предложением товаров российского происхождения. Заявитель просит контрольный орган в сфере закупок проверить сведения о происхождении товара, предлагаемого к поставке в составе заявок участников закупки.

Уполномоченным органом и заказчиками представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Представители уполномоченного органа и заказчиков просили Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия Тюменского УФАС России несмотря на факт размещения индивидуальным предпринимателем Л в ЕИС в сфере закупок четырех жалоб в рамках одной и той же совместной закупки с реестровым номером извещения 0167200003423002302, а также учитывая однотипность заявленных доводов, полагает возможным рассмотреть поступившие жалобы индивидуального предпринимателя Л в рамках одного заседания Комиссии и принять единое решение по всем четырем жалобам заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Подпункторм «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС соответствующих протоколов, заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, который должен включать в себя цену контракта, соответствующую той цене контракта, которая предложена участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьёй Закона о контрактной системе.

Пунктом 1.1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктом 1.2 и 1.3 пункта 1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Подпунктом «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что контракт заключается по цене, сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств-членов ЕАЭС).

Пунктом 1.6 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товара, который содержится в приложении № 1 или приложении № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения.

Таким образом, для подтверждения страны происхождения товара в заявке указывается только наименование этой страны. Предоставление каких-либо документов, подтверждающих страну происхождения товара, не требуется.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения совместного электронного аукциона на поставку канцелярских товаров, с начальной (максимальной) ценой контракта 229 649,00 рублей, в интересах заказчиков ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай).

Информация об электронном аукционе была размещена 14.04.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423002302.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru.

Извещением об осуществлении закупки во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе установлены условия допуска согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Объект закупки отнесен заказчиком к следующим кодам ОКПД2:

- 25.99.22.130 «Степлер»

- 25.99.22.130 «Расшиватель для скоб»

- 25.99.23.000 «Скобы для степлера»

- 25.99.23.000 «Зажим для бумаг»

Поименованные коды ОКПД2 включены в общую группировку кода ОКПД2 – 25.9 «Изделия металлические готовые прочие» который в свою очередь, включен в пункт 165 приложения № 1 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н.

Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» (исх.№ ДП/2609/23 от 03.05.2023) с требованием предоставить в электронном виде все заявки поступившие на участие закупке. Оператором электронной площадки во исполнение запроса Тюменского УФАС России представлены все заявки участников закупки в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

По результатам изучения Комиссией Тюменского УФАС России заявок участников закупки, установлено, что в составе заявок участников закупки продекларирована следующая страна происхождения товара:

Заявка с идентификационным номером 49: Китайская Народная Республика;

Заявка с идентификационным номером 86: Российская Федерация, Китайская Народная Республика;

Заявка с идентификационным номером 120: Китайская Народная Республика

Заявка с идентификационным номером 234: Российская Федерация;

Заявка с идентификационным номером 237: Китайская Народная Республика

Заявка с идентификационным номером 255: Китайская Народная Республика

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0167200003423002302 от 27.04.2023 заявки с идентификационными номерами 120, 255 отклонены на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Заявки с идентификационными номерами 49, 86, 234, 237 признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.

Особо стоит обратить внимание на тот факт, что требованиями Закона о контрактной системе к полномочиям заказчика/уполномоченного органа, а равно антимонопольного органа не относится проверка страны происхождения товара, указанной участником закупки в составе заявки. Закон о контрактной системе не обязывает комиссию по осуществлению закупок указывать в протоколах работы комиссии наименование страны происхождения товаров, декларируемых участниками закупки в заявках.

В составе заявок, признанных соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, представлена информация в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, в том числе, продекларированы страны происхождения товара.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих вывод о том, что в составе заявок продекларированы недостоверные сведения о стране происхождения товара. Равно как и не представлено доказательств того, что такая информация имелась у аукционной комиссии уполномоченного органа на момент рассмотрения заявок.

Поскольку из четырех заявок допущенных к участию в закупке, три заявки содержали предложения по поставке товара иностранного происхождения, а одна заявка содержала предложение о поставке товара исключительно из Российской Федерации, положения подпункта «в» пункта 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н применению не подлежат, поскольку не все заявки содержали предложения о поставке товаров страной происхождения которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

Таким образом, поскольку заявителем в составе заявки предложен товар страной происхождения, которого является иностранное государство, действия заказчика, направившего для подписания заявителю проект контракта со снижением цены контракта на 15% от предложенной заявителем, не противоречат требованиям подпункта «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н и требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя Л необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы индивидуального предпринимателя Л на действия заказчиков ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай) при заключении контрактов по результатам проведения совместного электронного аукциона на поставку канцелярских товаров (реестровый номер закупки 0167200003423002302) необоснованными.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны