Решение №РНП-72-88/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 27 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е 

по делу № РНП-72-88/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

27 июля 2022 года                                                                                                                           г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «М» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на поставку кресел-колясок с электроприводом для обеспечения инвалидов, в том числе для детей-инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000022),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 20.07.2022 поступило обращение ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «М» (ИНН ) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку кресел-колясок с электроприводом для обеспечения инвалидов, в том числе для детей-инвалидов в 2022 году.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «М» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы, обосновывающие позицию по делу не представил, представитель Общества в заседание Комиссии не явился.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку кресел-колясок с электроприводом для обеспечения инвалидов, в том числе для детей-инвалидов в 2022 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 280 999,97 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика № 0267200000222000022 от 25.03.2022, победителем электронного аукциона признано ООО «М» с предложением по цене контракта 1 280 999,97 рублей.

08.04.2022 между ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ООО «М» заключен государственный контракт № 180 на поставку кресел-колясок с электроприводом для обеспечения инвалидов, в том числе для детей-инвалидов в 2022 году (реестровый номер контракта 1720202942122000057).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее – получатель, представитель получателя), следующих технических средств реабилитации – кресел-колясок с электроприводом (далее - товар), предусмотренных техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и спецификацией (приложение № 2 к контракту), в Тюменской области в соответствии с календарным планом (приложение № 3 к контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.08.2008 № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно- ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно- ортопедическими изделиями» (далее - направления), а заказчик обязуется оплатить товар

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что поставка получателям товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными контрактом.

Пунктом 1.5 контракта предусмотрено, что в календарном плане указываются периоды (этапы) поставки товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, в том числе сроки, количество и стоимость товара.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрен срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара (приложение № 4 к контракту) до 30.08.2022.

Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 30.09.2022. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика.

Пунктом 3.3.1 контракта предусмотрена обязанность поставщика обеспечить поступление товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка товара получателям осуществляется поставщиком после получения от заказчика реестра получателей товара. Поставка товара получателям не должна превышать 30 (тридцати) календарных дней, а в отношении получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара.

Согласно календарному плану (приложение № 3 к контракту) подрядчику надлежало осуществить поставку следующих товаров:

1) кресло-коляска с электроприводом: в течение 15 рабочих дней с момента заключения контракта в количестве 7 штук;

2) кресло-коляска с электроприводом: в течение 30 рабочих дней с момента заключения контракта в количестве 2 штук;

Общее количество поставляемого товара: 9 штук.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием договора поставки, нарушение которого также признаётся существенным.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

04.05.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому заказчик просил поставщика предоставить информацию относительно наименования и количества поставляемого товара, информирования относительно поставки требуемого по контракту товара в субъект РФ, проведения выборочной проверки поставляемого товара

Письмо № 14-06/7214-1889 от 04.05.2022

11.05.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому заказчик просил поставщика незамедлительно приступить к исполнению обязательств по контракту, предоставить достоверную информацию о ходе исполнения контракта, предоставить пояснения по сложившейся ситуации

Письмо № 14-06/7214-1983 от 11.05.2022

20.06.2022

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе №  274 от 20.06.2022

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13.1 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Пунктом 2.1.3 руководства пользователей ЕИС в сфере закупок «Дополнительная информация о закупках, контрактах (версия 12.0)» регламентирован порядок создания дополнительной информации о закупках, контрактах (страница 14): «Для создания проекта дополнительной информации нажмите на кнопку «Создать проект дополнительной информации». Отображается страница формирования дополнительной информации о закупках, контрактах. В блоке «Общая информация» выберите тип создаваемой информации: «Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта» либо «Информация о непредоставлении участником закупки сведений о субподрядчиках, соисполнителях».

Разделом 3.7.4.2 Руководства пользователей Единой информационной системы в сфере закупок (версия 12.0) предусмотрено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается заказчиком во вкладке «вложения» карточки дополнительной информации о контрактах по реестровому номеру контракта, содержащемуся в ЕИС в сфере закупок.

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязательно должен не только вручить (либо направить) поставщику (исполнителю) решение об одностороннем отказе, но также разместить указанное решение в ЕИС в сфере закупок, в разделе «дополнительная информация о контрактах». Только при соблюдении совокупности указанных условий решение об одностороннем отказе приобретает юридически значимый характер.

Из материалов дела следует, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 274 от 20.06.2022.

20.06.2022 заказчиком в ЕИС в сфере закупок (в разделе «дополнительная информация о контрактах», реестровая запись 0267200000222000002) размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.06.2022 № 274:

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.06.2022 № 274 направлено 20.06.2022 посредством заказного почтового отправления (почтовый идентификатор на сайте Почта России: 80096373621559), что явилось надлежащим выполнением заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Стоит отметить, что десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе для вступления решения заказчика в законную силу, а также для устранения исполнителем нарушений своих обязательств по контракту начинает течение только с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Сведения о получении Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у заказчика отсутствовали.

Таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора является дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе, то есть 06.07.2022.

Поскольку датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения договора является 06.07.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 19.07.2022.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Комиссия Тюменского УФАС России изучив материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из представленных в материалы дела документов следует, что поставщик обязательства по государственному контракту не исполнил в полном объеме, в установленный контрактом срок (определенного календарным планом) поставщик требуемый товар в адрес заказчика не поставлен.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Представитель заказчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России пояснил, что на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик к исполнению обязательств по контракту не приступал.

Заказчик учитывая требования статьи 12 Закона о контрактной системе исходил из результативности обеспечения государственных нужд, а следовательно, был заинтересован в исполнении поставщиком условий контракта, осуществлял переписку с поставщиком. Вместе с тем, поставщик на ранее направленные заказчиком письма не отвечал, какие-либо действия направленные на исполнение контракта не предпринимал.

Важно отметить, что не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме.

В ходе изучения материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик создавал поставщику какие-либо препятствия для надлежащего исполнения контракта.

Поставщиком не представлено в материалы дела каких-либо доказательств подтверждающих, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.

Настоящий государственный контракт имел высокую социальную значимость в целях обеспечения инвалидов креслами-колясками, вместе с тем, условия государственного контракта оказались не исполнены поставщиком в полном объеме, что повлекло полное отсутствие обеспечения инвалидов необходимыми креслами-колясками, и как следствие отсутствие обеспечения государственных нужд.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае подтвержден факт существенного нарушения поставщиком условий государственного контракта, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, следовательно, в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «М».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в отношении ООО «М» (ИНН, адрес: ), единственного учредителя и директора Общества: Ч (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку кресел-колясок с электроприводом для обеспечения инвалидов, в том числе для детей-инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000022) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «М» (ИНН) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны