Постановление б/н ПАО «Опытный завод «Электрон» признано виновным в совершении... от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                               тел. 50-31-55

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 072/04/9.21-360/2021

об административном правонарушении

13.07.2021 г.                                                                                                        г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ..., рассмотрев материалы дела № 072/04/9.21-360/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Опытный завод «Электрон» (ИНН 7203000866 КПП 720301001 ОГРН 1027200779935, место нахождения: 625019, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Новаторов, д. 12, дата регистрации ОГРН – 05.08.2002 г.) (далее – ПАО «Опытный завод «Электрон», Общество) по факту нарушения положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила),

в отсутствии законного представителя Общества, который надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

В Тюменское УФАС России поступило обращение ИП В.В. (вх. № 7628 от 28.07.2020) на действия ПАО «Опытный завод Электрон», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электрической энергии на объекты Заявителя.

Определением от 03.08.2020 по делу № 072/04/9.21-324/2020 в отношении ПАО «Опытный завод Электрон» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, по факту нарушения положений Правил недискриминационного доступа.

Постановлением Тюменского УФАС России от 01.10.2020 по делу № 072/04/9.21-324/2020 производство по делу об административном правонарушении № 072/04/9.21-324/2020, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Опытный завод Электрон», прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2021 по делу № А70-17477/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по тому же делу, постановление Тюменского УФАС России от 01.10.2020 по делу № 072/04/9.21-324/2020 признано незаконным и отменено.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Так, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу № А70-17477/2020 установлено нижеследующее.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац 4 части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ). Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ).

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

С учетом положений пункта 6 Правил № 861 и нормы статьи 9.21 КоАП РФ субъектами вменяемого административного правонарушения являются собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя.

Указанные в заявлении обстоятельства свидетельствовали о совершении ПАО «Опытный завод «Электрон» действий, подпадающих под запрет, установленный пунктом 6 Правил № 861. Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы, ПАО «Опытный завод «Электрон» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Аллахвердов В.В. является правообладателем объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 24, стр. 1, а также сооружения энергопринимающих установок ЛЭП 0,4 кВ с кадастровыми номерами 72:23:0231001:285, 72:23:0231001:280, 72:23:0231001:803.

При этом часть указанного оборудования находится на огороженной территории ПАО «Опытный завод Электрон», что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

До февраля 2020 года отношения между ООО «Арлан-Тюмень» (абонент) и ПАО «Опытный завод «Электрон» (энергоснабжающая организация) были урегулированы договором на отпуск электрической энергии от 01.06.2010 № 93- 216/10, по условиям которого энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает её в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 9.8 договора энергоснабжения от 01.02.2020 № 18799-Т, заключенного между АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и ИП  В.В., приложенного заявителем, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, являлась ООО «Региональная энергетическая компания».

Из приложенных к заявлению документов следовало, что электроснабжение на объектах заявителя прекращено с 28.02.2020.

На момент совершения действий по отключению электрической энергии 28.02.2020 у ИП  В.В. был заключен договор энергоснабжения с АО «Газпром энергосбыт Тюмень».

Отключение электроснабжения потребителя произошло на момент действия договора аренды оборудования, заключенного между ООО «Траст групп» и ПАО «Опытный завод «Электрон».

15.05.2020 между ПАО «Опытный завод «Электрон» и ООО СК «Восток» заключен договор аренды электросетевого оборудования № 5220520.

Судом первой инстанции установлено, что наличие надлежащего технологического присоединения подтверждается документами, заключенными собственником/владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены объекты заявителя, с сетевой организацией.

Как следует из материалов дела, в акте разграничения балансовой принадлежности указаны энергоустановки и сети (ТП-1, РП 0,4 кВ, фидер «АрланТюмень», ВРУ 0,4 кВ), принадлежавшие на правах собственности ОАО «Опытный завод «Электрон» и ООО «Арлан-Тюмень», в настоящее время указанные энергоустановки и сети принадлежат на правах собственности ПАО «Опытный завод «Электрон» и ИП В.В. Акт составлен после выполнения технических условий на электроснабжение от 08.07.2002, выданных ЗАО «Энергомеханическое предприятие «Электрон». При этом АО «Тюменьэнерго» являлось лишь поставщиком электроэнергии, то есть ресурсоснабжающей организацией, которой производилась оплата за электричество, что следует из акта.

Из сообщения сетевой компании ООО «Региональная Энергетическая Компания» (далее - ООО «РЭК»), оказывающей профессиональную деятельность на момент совершения правонарушения, от 28.02.2020 исх. №138 следует, что согласно условиям договора аренды, заключенного между ООО «РЭК» и ПАО «Опытный завод «Электрон», ООО «РЭК» передано во временное владение и пользование РУ-10кВ с трансформаторами 10/0,4кВ ТП-1, РУ-0,4кВ, находящимся во владении, пользовании и оперативном управлении ПАО «Опытный завод «Электрон». Для осуществления замены измерительного комплекса ИП  В.В., как собственнику (владельцу), необходимо обращаться в ПАО «Опытный завод «Электрон»; после осуществления мероприятий по установке нового прибора учета ИП В.В. надлежит обратиться в ООО «РЭК» с заявкой и документами в соответствии с пунктом 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В феврале 2020 года заявитель, а также инженер сетевой организации ООО «РЭК» предпринимали попытки попасть на территорию ПАО «Опытный завод Электрон» во исполнение заключенного договора энергоснабжения для снятия показаний прибора учета и осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию измерительного комплекса, установленного в отношении энергопринимающих устройств.

Из материалов дела следует, что поводом обращения заявителя к заинтересованному лицу с требованиями провести соответствующую проверку и привлечь к ответственности виновных лиц, обязать устранить допущенное нарушение закона, стал факт недопуска заявителя к его собственности – измерительному комплексу ЛЭП, находящихся в ТП-1 «Электрон», а также недопуска инженера сетевой организации ООО «РЭК» в данное ТП-1 «Электрон», что подтверждается, в том числе, актом недопуска в электроустановку от 17.03.2020 в 14 час. 29 мин.

Из материалов административного дела не усматривается, что антимонопольным органом была дана оценка вышеуказанным обстоятельствам и акту от 17.03.2020.

В последующем под руководством конкурсного управляющего ПАО «Опытный завод «Электрон» Ний А.В., исключившего доступ собственника и сетевой компании, был демонтирован измерительный комплекс РУ 0,4 кВ и обрезаны концы кабельной ЛЭП 0,4 кВ, принадлежащих на правах собственности ИП Аллахвердову В.В., что отражено в материалах полиции КУСП от 07.08.2020 № 11652 и не оспаривается конкурсным управляющим ПАО «Опытный завод «Электрон»  А.В.

Проанализировав материалы дела, апелляционная коллегия отмечает, что антимонопольным органом не установлены обстоятельства фактического присоединения / неприсоединения энергопринимающего устройства потребителя к электрическим сетям сетевой организации. Непредставление доказательств наличия надлежащей технологической связи ПАО «Опытный завод «Электрон» с объектами ИП В.В. не означает, что опосредованное присоединение отсутствует, учитывая утверждение заявителя о том, что ток перетекал через объекты электрической энергии.

Принимая во внимание доводы заявителя об ограничении доступа к спорному земельному участку, антимонопольным органом не исследовано событие вменяемого ПАО «Опытный завод «Электрон» административного правонарушения в плане того, что ПАО «Опытный завод «Электрон» через свои объекты электрической энергии, обладая соответствующим земельным участком, может препятствовать перетоку электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителя.

Кроме того, заинтересованным лицом не приняты во внимание доводы заявителя о том, что в нарушение Правил № 861 электроэнергия заявителю не поставляется ни по одному из договоров энергоснабжения (ООО «Газпром энергосбыт Тюмень» от 01.02.2020 № 18799-Т и ПАО «Опытный завод «Электрон» № 93-216/10), т.е. ИП В.В. незаконно лишен энергоснабжения, необходимого доступа к указанной электроустановке с целью восстановления незаконно разрушенного ранее существовавшего технологического присоединения, а также возможности исполнять обязанности по поверке и осуществлению в соответствии с действующим законодательством процедуры допуска измерительного комплекса, установленного в отношении энергопринимающих устройств заявителя по адресу: город Тюмень, ЭП1-ул. Республики, дом 244, стр. 1, в том числе в соответствии с договором энергоснабжения от 01.02.2020 №18799-Т АО «Газпром энергосбыт Тюмень».

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2021 г. решение от 25.01.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-17477/2020 оставить без изменения.

Таким образом, в действиях Общества установлено нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям установлена частью 1 статьёй 9.21 КоАП РФ.

Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения выражается в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Субъектом данного административного правонарушения является ПАО «Опытный завод «Электрон».

Вина Общества заключается в том, что оно нарушило пункта 6 Правил недискриминационного доступа, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии к энергопринимающим устройствам ИП  В.В.

Каких-либо сведений и доказательств того, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил, либо невозможности соблюдения требований законодательства, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – г.Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела: с 28.02.2020 по настоящее время.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Наличие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению требований действующего законодательства.

Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, следовательно, совершенное административное правонарушение не является малозначительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, равно как и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение настоящего правонарушения на момент вынесения постановления не истек.

Материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его ПАО «Опытный завод «Электрон», его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 2.10, 4.1, ст. 4.2 ст. 4.3, ст. 4.5, ст. 4.6, ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

           Признать публичное акционерное общество «Опытный завод «Электрон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

 

 

Заместитель руководителя управления                                               

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны