Постановление б/н реклама финансовых услуг от 4 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу №072/04/14.3-478/2023

об административном правонарушении

04.10.2023г. г. Тюмень

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-478/2023, возбужденного в отношении <…> (<…>г.р., место рождения: <…>, адрес местожительства: <…>),

в отсутствии <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (почтовый идентификатор №80090888651063), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх.№8716-ЭП/23 от 11.09.2023), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены в протоколе №072/04/14.3-478/2023 от 08.09.2023г.,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 05.05.2023 г. по делу №072/05/28-137/2023 признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Скупка», «Комиссионный магазин «Полцены», «Скупка, продажа (с правом обратного выкупа)», «Залог от 1% с переплатой», «Скупка. Продажа. Залог», размещенную на фасаде комиссионного магазина «Полцены» по адресу: г. Тюмень, ул. Беляева, д. 17, поскольку в ней нарушены требования частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2023 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

08.09.2023г. специалистом Тюменского УФАС России в отношении <…> был составлен протокол об административном правонарушении № 072/04/14.3-478/2023.

Исследовав материалы административного дела, а также дела о нарушении законодательства о рекламе установлено следующее.

В Тюменское УФАС России поступило заявление (вх. № 266/23 от 16.01.2023г.) от Уральского главного управления Центробанка Российской Федерации (далее - Банк), указывающее на нарушение рекламного законодательства, содержащееся в рекламе Комиссионного магазина «Полцены».

Из заявления следует, что в комиссионном магазине «Полцены» (адрес: 625015, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Беляева, д. 17) осуществляется деятельность по предоставлению краткосрочных займов физическим лицам под залог движимого имущества. При предоставлении займа оформляется залоговый билет / договор купли-продажи товаров / комиссии с последующим обратным выкупом предмета залога с учетом начисленных процентов.

Правоотношения, предусматривающие возможность обратного выкупа гражданином ранее реализованного магазину имущества и оплатой последнему комиссии/ вознаграждения, свидетельствует о фактическом возникновении между сторонами сделки по выдаче денежного займа под залог имущества.

На фасаде комиссионного магазина размещены рекламные вывески следующего содержания: «Скупка», «Комиссионный магазин «Полцены», «Скупка, продажа (с правом обратного выкупа)», «Залог от 1% с переплатой», «Скупка. Продажа. Залог», где слова «Скупка», «Продажа», «Залог» выполнены крупным размером шрифта красным цветом на желтом фоне. Вывески, содержащие слова: «Скупка, продажа (с правом обратного выкупа)», «Залог», размещены также на входной группе и входной двери в офис магазина. На входных группах и дверях комиссионного магазина «Полцены» на вывесках с режимом работы указан телефон: 616-225.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В указанной рекламной информации содержатся сведения о предоставлении денежных займов под залог. Данная информация направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования (займу под залог), а также к условиям предоставления услуги, следовательно, распространяемая информация является рекламой, где объектом рекламирования являются услуги, оказываемые в комиссионном магазине «Полцены», а именно: залог, скупка, продажа с правом обратного выкупа.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, лицо, не являющееся кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Регулирование деятельности некредитных финансовых организаций, осуществляющих операции по предоставлению потребительских займов, возложено на Банк России, который ведет государственные реестры участников рынка микрофинансирования, размещенные в свободном доступе на сайте Банка России (www.cbr.ru) в разделе: Финансовые рынки\Микрофинансирование\Реестры.

В рамках проводимой Банком России работы по выявлению и противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке Уральским ГУ Банка России по результатам мониторинга установлены признаки, которые могут свидетельствовать об осуществлении в комиссионном магазине "Полцены" (адрес: 625015, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Беляева, д. 17) профессиональной деятельности по предоставлению займов физическим лицам под залог.

Использование в оформлении входной группы комиссионного магазина слогана, включающего словосочетания «Залог/ Скупка продажа с правом обратного выкупа», создает обманчивое восприятие у потенциальных потребителей (граждан) вида рекламируемой деятельности и не соответствует действительной природе услуг, на предоставление которых уполномочено лицо, осуществляющее в магазине предпринимательскую деятельность, поскольку оно в силу Закона о ломбардах не вправе осуществлять деятельность ломбардов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Деятельность ломбардов регламентируется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.6 Закона о ломбардах юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Материалами дела, было установлено что предпринимательскую деятельность в торговом объекте осуществляет <…> (дата рождения: <…>., адрес: <…>).

<…> в силу Закона о ломбардах не может осуществлять деятельность ломбарда, комиссионный магазин «Полцены» не обладает статусом ломбарда, сведения о нем в Государственный реестр ломбардов, публично размещаемый в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), не включены, следовательно, он не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Использование в оформлении входной группы комиссионного магазина слогана, включающего словосочетания «ЗАЛОГ/ СКУПКА/ ПРОДАЖА с правом обратного выкупа», создает обманчивое восприятие у потенциальных потребителей (граждан) вида рекламируемой деятельности и не соответствует действительной природе услуг, на предоставление которых уполномочено лицо, осуществляющее в магазине предпринимательскую деятельность, поскольку оно, в силу императивных норм Закона о ломбардах, не вправе осуществлять деятельность ломбардов.

Согласно частям 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается. Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, реклама со сведениями: «Скупка», «Комиссионный магазин «Полцены», «Скупка, продажа (с правом обратного выкупа)», «Залог от 1% с переплатой», «Скупка. Продажа. Залог» распространена с нарушением частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку выдача <…> займа под залог, а, равно как и информирование потребителей услуг об осуществлении указанной деятельности не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

На основании части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 13 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

Согласно информации Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является: <…> (дата рождения: <…>, адрес: <…>) и в его действиях содержатся нарушения требований пунктов 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-478/2023 выступает – <…> (<…>г.р., место рождения: <…>, адрес местожительства: <…>).

Вина <…> состоит в том, что он не выполнил установленных Законом о рекламе требований и не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/28-137/2023 – 23.12.2023г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-478/2023 в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера, совершенного <…> административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Совершенное <…> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающих специальными познаниями.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, и для квалификации действий по названной норме не требуется обязательного наступления неблагоприятных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.

Административные правонарушения, совершаемые в сфере рекламы, посягают на нарушение установленных законодательством о рекламе требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится общественным интересам, а не конкретным физическим и юридическим лицам.

Общественный вред выражается в пренебрежении установленными законодательством нормами, обязательными для исполнения всеми без исключения лицами.

<…> должен был знать требования законодательства о рекламе, а также меру ответственности за его нарушение.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, можно сделать вывод о том, что совершенное <…> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

К смягчающим обстоятельствам относится факт совершения правонарушения <…> впервые. Отягчающих обстоятельств не выявлено.

На основании изложенного, учитывая характер и степень виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, причины и условия совершения административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.4, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к <…> (<…>г.р., место рождения: <…>, адрес местожительства: <…>), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

Наименование банка: Отделение Тюмень Банка России/УФК по Тюменской области г. Тюмень

ЕКС (номер банковского счета): 40102810945370000060

Номер казначейского счета: 03100643000000016700

БИК: 017102101

ИНН: 7202081799

КПП: 720301001

ОКТМО: 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 01141 01 003 140

УИН: 16100500000001781946

Назначение платежа: «Нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ».

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Приложение: квитанция на оплату штрафа – на 1 л. в 1 экз.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны