Решение б/н В Тюменское УФАС России 04.05.2022 г. поступило обращение (в... от 16 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                   тел. 50-31-55

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-17/2022

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 11.05.2022

В полном объёме заключение изготовлено 16.05.2022                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»                 -

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

 

«...-...»            -

 

Заместитель начальника отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

 

 

«...-...»         -

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение «...-...» (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) сведений в отношении «...-...» (далее также – Участник, Общество) в связи с уклонением от заключения договора на выполнение работ по устройству противопожарных проемов по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211201073), с участием:

 

Представителя Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № 150/1 от 11.04.2022),

 

Представителя Участника:

«...-...» (на основании доверенности № 4 от 10.05.2022),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тюменское УФАС России 04.05.2022 г. поступило обращение (вх. № 1904/22 от 04.05.2022) «...-...» о включении в РНП в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) информации в отношении «...-...» («...-...»), договора на выполнение работ по устройству противопожарных проемов по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211201073).

Из обращения Заказчика следует, что победитель Конкурса – «...-...» (Участник № 2) в установленный закупочной документацией и Положением срок (с 16.03.2022 г. по 31.03.2022 г. включительно) надлежащим образом не предоставил обеспечение исполнения Договора, вследствие чего данный участник был признан уклонившимся от заключения Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения, направленные на уклонение от заключения и исполнения Договора.

Комиссия, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом от 28.09.2021 № 17 наблюдательного совета «...-...» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «...-...» (в редакции действующей на момент извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое в новой редакции размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 05.03.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211201073), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение), а также Документация запроса предложений в электронной форме, участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 16.03.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 4 857 337,20 руб.

Порядок организации и проведения закупочной процедуры посредством запроса предложений регламентируется разд. 21 Положения о закупке Заказчика.

Согласно ч. 21.1 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрос предложений проводится заказчиком для определения лучших условий исполнения договора по двум и более критериям, одним из которых обязательно является цена договора.

Из содержания Протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211201073-03 от 16.03.2022 г. (размещён в ЕИС: 16.03.2022 г. в 13:34), далее – Итоговый протокол, следует, что на участие в рассматриваемой Закупке допущено закупочной комиссией Организатора закупки две заявки, где победителем признан Участник № 2 («...-...»).

Согласно п. 25.7 Положения, Договор по результатам конкурентной закупки в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки и заказчика, в следующем порядке и сроки:

1) заказчик в течении пяти дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола размещает на электронной площадке проект договора без своей подписи;

2) участник закупки в течении десяти дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола подписывает договор, размещенный заказчиком на электронной площадке, размещает на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, а в случае использования в качестве обеспечения исполнения договора банковской гарантии (далее также – БГ), предоставляет заказчику оригинал банковской гарантии (при установлении в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке требования о предоставлении обеспечения договора);

3) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора участник закупки, в случае наличия разногласий по проекту договора, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего проекта договора не более чем один раз. При этом в протоколе разногласий указываются замечания участника закупки к положениям проекта договора, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в закупке, с указанием соответствующих положений данных документов;

4) в течение трех рабочих дней с даты размещения участником закупки на электронной площадке в соответствии с подпунктом 3 пункта 25.7 настоящего Положения протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает на электронной площадке доработанный проект договора либо повторно размещает на электронной площадке проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий участника закупки замечания. При этом размещение на электронной площадке заказчиком проекта договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий участника закупки замечания допускается при условии, что такой участник закупки разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с подпунктом 3 пункта 25.7 настоящего Положения;

5) заказчик в течение десяти дней со дня подписания участником закупки договора на электронной площадке при условии исполнения участником закупки требований, установленных подпунктом 2 настоящего пункта, подписывает договор. С момента подписания договора заказчиком на электронной площадке договор считается заключенным.

Пунктом 14.7.1 Положения закреплено, что в случае, проведения заказчиком конкурентных закупок в электронной форме электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной торговой площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной торговой площадки.

Согласно п. 15 Извещения, обеспечение исполнения договора может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный в документации о закупке или путем предоставления банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Согласно п. 16.4 Документации, а также абз. 1 п. 21.19 Положения, победитель запроса предложений признается уклонившимся от заключения договора в случае, если в порядке и сроки, предусмотренные разделом 25 настоящего Положения, он не предоставит заказчику подписанный проект договора, направленный заказчиком, и не предоставит документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении о закупке, документации о закупке.

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, в том числе, отражающих последовательность произошедших при проведении рассматриваемого Конкурса событий, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Так, Итоговый протокол размещён Организатором закупки в ЕИС 16.03.2022 г., следовательно, в соответствии с п. 25.7 Положения и учётом ст. 191, 193 ГК РФ крайним сроком подписания Договора победителем Закупки является 31.03.2022 г. (четверг) включительно (до 23:59).

21.03.2022 г. – Заказчиком в адрес Общества направлен проект Договора на согласование и подписание.

В соответствии с условиями ч. 15 Извещения, Обществом было принято решение представить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения договора, в связи с чем 21.03.2022 г. – Обществом в адрес Заказчика на согласование был направлен макет БГ (что подтверждается электронной перепиской, приложенной в материалы дела).

23.03.2022 г. – Обществом был получен ответ от Заказчика, касаемо согласования БГ, согласно которому Заказчик указал, что он не обладает полномочиями проверки БГ с указанием необходимости предоставления оригинала БГ (что подтверждается электронной перепиской, приложенной в материалы дела).

26.03.2022 г. – Заявителем на десятый день с даты размещения в ЕИС итогового протокола подписан договор, размещенный Заказчиком на электронной площадке с приложением скан-копии БГ № 1012721 от 24.03.2022 (ПАО «Транскапиталбанк), подтверждающей предоставление обеспечения исполнения договора Заказчику и предоставил её оригинал на бумажном носителе, что также подтверждается Заказчиком.

28.03.2022 г. – в адрес победителя закупки Заказчиком направлено письмо (исх. № 129) с отказом в принятии банковской гарантии № 1012721 от 24.03.2022 на сумму 242 866,86 рублей 86 копеек по основаниям её не соответствия п. 18.7.3, 18.7.4, 18.7.7 Документации и повторно размещён проект Договора.

В день отказа Заказчика в принятии БГ от 28.03.2022 г., Общество обратилось в АО КБ «Модульбанк» с заявкой о получении новой БГ (что подтверждается электронной перепиской, приложенной в материалы дела).

29.03.2022 г. – АО КБ «Модульбанк» одобрил выдачу «...-...» БГ (что подтверждается электронной перепиской, приложенной в материалы дела).

30.03.2022 г. – Обществом по средством электронной почты была получена БГ № 640025 от 30.03.2022 г. и в тот же день, «...-...» на электронной площадке был вновь подписан проект договора с приложением скан-образа оригинала банковской гарантии в срок подписания договора победителем Закупки.

Так, из установленной последовательности событий следует, что какие-либо действия направленные на заключение договора завершены Заказчиком 28.03.2022 г., при фактическом подписании договора и предоставлении его обеспечения 30.03.2022 г.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России, Заказчику был задан вопрос о его осведомлённости фактического подписания договора и предоставления его обеспечения 30.03.2022 г. на что Заказчик затруднился дать какие-либо пояснения.

Согласно п. 11.16 Положения, Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения договора БГ в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня ее поступления. Вместе с тем, Заказчик вправе направить запрос банку, выдавшему банковскую гарантию о подтверждении выдачи такой банковской гарантии.

Стоит также отметить, что в период с 28.03.2022 г. по 05.04.2022 г. (9 календарных, 7 рабочих дней), каких-либо юридически значимых действий Заказчик не совершал, в частности:

  • не рассмотрел направленную в его адрес 30.03.2022 г. (в срок заключения договора) БГ Общества,
  • не воспользовался правом, предусмотренном п. 11.16 Положения, -

что свидетельствует об утрате Заказчиком интереса заключить договор с Обществом.

В свою очередь, 05.04.2022 г. – года Заказчиком принято решение о признании победителя Закупки уклонившимся от заключения договора (что подтверждается Протоколом о признании победителя запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211201073 уклонившимся от заключения договора от 05.04.2022 г.).

С учётом сроков доставки, 10.04.2022 г. – Участником от АО КБ «Модульбанк» был получен оригинал Банковской гарантии № 640025 от 30.03.2022 г. на бумажном носителе, которую 11.04.2022 г. он направил в адрес Заказчика (что подтверждается письмом исх. № 9 от 11.04.2022 г., оно же вх. № 72 от 11.04.2022 г.).

Таким образом, исходя из рассмотренных норм действующего законодательства РФ, документов, сведений и материалов, предоставленных сторонами, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях Участника недобросовестного поведения, выразившихся в намеренном уклонении Общества от заключения договора, в виду совокупности следующих обстоятельств:

  • фактического подписания Обществом проекта Договора 28.03.2022 г. с приложением оригинала БГ на бумажном носителе и 30.03.2022 с приложением скан-образа оригинала БГ,
  • получения Обществом оригинала БГ от АО КБ «Модульбанк» на бумажном носителе только 10.04.2022 г., что объективно не зависело от волеизъявления Общества,
  • бездействия Заказчика в период с 28.03.2022 г. по 05.04.2022 г. и признания Общества уклонившимся без оценки действий совершённых 30.04.2022 г.

 

По результатам осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, повлёкших такое ненадлежащее исполнение.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях «...-...» признаков недобросовестного поведения, направленного на уклонение от заключения Договора.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения «...-...» от заключения договора на выполнение работ по устройству противопожарных проемов (реестровый номер извещения: 32211201073), не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения «...-...» («...-...»), в связи с уклонением от заключения договора на выполнение работ по устройству противопожарных проемов по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211201073), не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии

«...-...»

 

 

 

Члены Комиссии:

 

«...-...»

 

 

 

 

«...-...»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны