Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 6 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                   тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–46/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2022 года

В полном объёме решение изготовлено 06.04.2022 года                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»            –

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

«...-...»               –

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»        –

специалист 1-го разряда отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–46/2022 по жалобе «...-...» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – «...-...» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по сносу конструкций здания «Мастерские, теплый переход» учебного корпуса №2 «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211225999), далее – Закупка, в присутствии:

 

Представителей Заявителя:

«...-...» (на основании решения № 15/21 от 03.12.2021),

 

Представителя Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 12.01.2022),

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 12.01.22),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 23.03.2022 г. поступила жалоба (вх. № 171-ЭП/22, 216/22), «...-...» на действия организатора торгов – «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по сносу конструкций здания «Мастерские, теплый переход» учебного корпуса №2 «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211225999).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, в жалобе Заявитель выражает своё несогласие с положениями документации Заказчика, а именно:

  1. Инженерные изыскания не являются предметом закупки, в связи с чем, требование пп. 12 п. 7.3 Документации о соответствии участников требованиям ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса является незаконным и противоречит Положению Заказчика.
  2. п. 3 Приложения № 1 к Документации (далее – Приложение № 1) не содержит информации о том какие именно материально-технические ресурсы будут оцениваться Заказчиком и какими документами участник должен подтвердить наличие таких ресурсов. Вместе с тем, критерии и порядок оценки заявок Заказчика являются неоднозначными, противоречивыми и создают предпосылки для своевольной трактовки Заказчиком информации и документов участников Закупки.
  3. Форма «Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 7.2 Документации запроса предложений в электронной форме» не соответствует требованиям, установленным разд. 7 Документации, что вводит участников Закупки в заблуждение и создаёт предпосылки для отклонения заявок участников, приложивших к ней рекомендуемую Заказчиком форму декларации.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что Документация Заказчика соответствует действующему Законодательству.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания наблюдательного совета государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» № 3/2022 от «28» февраля 2022 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд «...-...» (редакции действующей на момент извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое в новой редакции размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 16.03.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211225999), Заказчиком было размещено Извещение о проведении закупки запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по сносу конструкций здания «Мастерские, теплый переход» учебного корпуса №2 «...-...» (далее- Извещение), а также Документация о проведении Закупки (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.03.2022 в 11:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 1 016 072,40 руб.

Согласно п. 22.1 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, Под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем запроса предложений в электронной форме признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно доводу жалобы № 1 Заявителя, инженерные изыскания не являются предметом закупки, в связи с чем, требование пп. 12 п. 7.3 Документации о соответствии участников требованиям ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса является незаконным и противоречит Положению Заказчика.

В соответствии с абз. 1 Документации, Предметом Закупки является выполнение работ по сносу конструкций здания «Мастерские, теплый переход» учебного корпуса №2 ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д.3, кор.2

Подпунктом 6 пункта 23.18 Положения утверждено, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Однако, п. 23.18.(2) Положения установлено, что не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные пунктами 23.18 и 23.18.(1) настоящего раздела.

В пп 12 п. 7.3 Документации утверждено, что участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, а также соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В ходе заседания, представитель Заказчика подтвердил, что в закупочной Документации содержится требование, что участники Закупки должны являться членами СРО в области инженерных изысканий, пояснив, что данное требование было установлено в соответствии с п. 5.1, 5. 2 СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения Правила производства работ при демонтаже и утилизации (п. 9 Приложение № 2 к Договору, Техническое задание).

В свою очередь, в ходе заседания, Заявитель выразил несогласие с Заказчиком, пояснив, что осуществление сноса здания можно осуществить, используя заключения (отчеты) ранее проведенных обследований.

Согласно ч. 2 ст. 55.30 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК) в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 55.30 ГрК, подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства не требуется для сноса объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса. В этом случае застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проекта организации работ по сносу таких объектов капитального строительства.

Вместе с тем, ч. 4 ст. 55.30 ГрК утверждено, что подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 55.31 ГрК снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к мнению, что проведение инженерных изысканий конструкции здания несостоятельно, поскольку выполнение сноса конструкции здания предусматривает выполнение работ в соответствие с «Проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства», представленным в Приложении 1 к Техническому заданию, что также указано в п. 8 Технического задания.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС Росии приходит к выводу, что довод жалобы № 1 Заявителя является обоснованным, поскольку осуществление сноса конструкции здания проводится с учётом проекта по сносу здания Заказчика, в связи с чем, требование, что участник закупки должен являться членом СРО в области инженерных изысканий (необходимость проведения которых Заказчиком не было обосновано) является избыточным и нарушает пп. 6 п. 23.18 Положения Заказчика, а также ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках.

 

Согласно доводу жалобы № 2 Заявителя, п. 3 Приложения № 1 к Документации не содержит информации о том какие именно материально-технические ресурсы будут оцениваться Заказчиком и какими документами участник должен подтвердить наличие таких ресурсов. Вместе с тем, критерии и порядок оценки заявок Заказчика являются неоднозначными, противоречивыми и создают предпосылки для своевольной трактовки Заказчиком информации и документов участников Закупки.

Пунктом 23.18.(1) Положения утверждено, что если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Так, во исполнение п. 23.18.(1) Положения, в Приложении № 1 к документации запроса предложений утверждены критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений, где в п. 3 утвержден Нестоимостной критерий «Квалификация участников (НЦБ2): наличие материально-технических ресурсов» (делее - НЦБ2).

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС России был задан вопрос Заказчику о том, где в Документации заказчика содержится информация о материально-технических ресурсах, на что тот сослался на последний абзац п. 9 Технического задания.

Ознакомившись с п. 9 Технического задания Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила, что Заказчиком в последнем абзаце были установлены следующие Технические требования при выполнении работ: необходимая спецтехника и транспорт для выполнения работ: Автосамосвал – 2 ед., Экскаватор – 1 ед., Бульдозер – 1 ед., Автокран 25тн – 1 ед. Компрессорная установка – 1 ед. Наличие и достаточность людских ресурсов для выполнения работ по сносу объекта "Мастерские, теплый переход" учебного корпуса №2 ГАПОУ ТО "Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 3, кор. 2. При этом Заказчиком не указано какими документами участник должен подтвердить наличие таких ресурсов. Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России считает ссылку Заказчика на положение Технического задания не состоятельной, поскольку согласно п. 23.18.(1) Положения «документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки», а не Техническое задание.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы № 2 Заявителя является обоснованным, поскольку Приложение № 1 к Документации Заказчика не содержит информации о том в чём выражаются материально-технических ресурсы Закупки и какими документами участник Закупки мог бы их подтвердить, для оценки по критерию «НЦБ2», что нарушает п. 23.18.(1) Положения, а также ч. 19.2 ст. 3.4 и п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

 

Согласно доводу жалобы № 3 Заявителя, Форма «Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 7.2 Документации запроса предложений в электронной форме» (далее – Декларация) не соответствует требованиям, установленным разд. 7 Документации, что вводит участников Закупки в заблуждение и создаёт предпосылки для отклонения заявок участников, приложивших к ней рекомендуемую Заказчиком форму декларации.

Согласно пп. 4 п. 8.3 Документации, Заявка на участие в запросе предложений должна содержать документы (Декларация), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 7.2 настоящей документации о закупке.

Ознакомившись с Приложением № 2 к заявке на участие в запросе предложений, а также разд. 7 Документации Комиссия Тюменского УФАС России пришла к мнению, что Заказчиком была допущена техническая ошибка в названии Декларации, поскольку по своему содержанию Форма Декларации соответствует не п. 7.2 Документации, а п. 7.3 Документации. Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу, что данная Декларация не влияет на возможность подачи заявки Заявителем на участие в Закупке.

Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не было приложено документов, сведений или материалов, подтверждающих ограничение Заявителя на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы № 3 Заявителя не обоснованным.

 

Принимая во внимание совокупность вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

  • о нарушении «...-...» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 19.2 ст. 3.4, ч. 10 ст. 4.2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившимся в избыточных требованиях к участникам закупки, а также некорректном порядке оценки и сопоставления заявок.
  • о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения с учётом принятого решения, путём отмены всех протоколов, внесения изменений Документацию, продления срока подачи заявок и проведения закупочной процедуры в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и на основании настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу «...-...» на действия организатора торгов – «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по сносу конструкций здания «Мастерские, теплый переход» учебного корпуса №2 «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211225999), обоснованной.
  2. Признать в действиях «...-...» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4.2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать «...-...» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения с учётом принятого решения, путём отмены всех протоколов, внесения изменений Документацию, продления срока подачи заявок и проведения закупочной процедуры в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и на основании настоящего решения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

«...-...»

 

Члены Комиссии:

«...-...»

 

 

«...-...»

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны