Решение №072/07/18.1-132/2022 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 072/07/18.1–132/2022

29.12.2022                                                г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–132/2022 по жалобе "..." (далее – Заявитель) на действия "..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание клининговых услуг на спортивных объектах (регистрационный номер извещения: 32211934459), далее также – Закупка,
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 15.12.2022 г. поступила жалоба (вх. № 10154-ЭП/22),"..." (далее – Заявитель) на действия "..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание клининговых услуг на спортивных объектах (регистрационный номер извещения: 32211934459).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Согласно доводам жалобы закупочная документация содержит неправомерные требования о наличии личных медицинских книжек для сотрудников, которые будут задействованы в оказании клининговых услуг и о наличии профессионального образования в данной области.
Заказчик представил письменные возражения, согласно которым требование о наличие медицинской книжки у персонала участника обусловлены оказанием клининговых услуг в образовательном учреждении. Также Заказчик отметил, что требование о наличии копий документов, подтверждающих профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование), копий медицинских книжек с отметкой о допуске к работе у участника (потенциального Исполнителя) установлено на основании раздела 6 «Требования к персоналу» ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки-клининговые услуги». Требования о наличии личной медицинской книжки является критерием отбора по одному из показателей и не 
Комиссия Тюменского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения установила следующее.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, на основании Положения о закупках, утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.
Как установлено материалами дела, 08.12.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211934459), Заказчиком была размещена Документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание клининговых услуг на спортивных объектах (далее – Документация).
Разделом 2 Документации утвержден порядок оценки Заявок в соответствии с заявленными Заказчиком критериями, согласно которому:
Оценка Заявок по критерию «Квалификация участника закупки» осуществляется в следующем порядке:
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участника закупки» определяется по формуле:
 где:
  – рейтинг i-й заявки по критерию «квалификация участника закупки»;
  – значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей:
С1i – квалификация и количественный состав персонала участника закупки которые будут задействованы в оказании клининговых услуг с предоставлением следующих документов на каждого сотрудника: 
а) копия трудового договора с участником закупки (штатные сотрудники) с приложением копии трудовой книжки сотрудника;
б) копии документов, подтверждающих профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование сотрудника ИЛИ копия трудовой книжки с подтверждением стажа работы в должности не менее 1 года;
в) копия медицинской книжки (стр.1, 2 и страница с отметкой о допуске к работе);
г) заявление-согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Информация о наличии трудовых ресурсов будет оцениваться при условии наличия всех вышеперечисленных копий документов в совокупности на каждого сотрудника.
Сотрудник не оценивается при отсутствии в заявке участника хотя бы одного из вышеперечисленных подтверждающих документов на соответствующего сотрудника.
Заказчик пояснил, что непредставление вышеуказанных документов не является основанием для отказа участнику в допуске или отклонения заявки от участия в закупке.
Услуги клининга в помещениях Заказчика будут производиться по месту нахождения Заказчика, который в данном случае является образовательным учреждением. Согласно п. 4.1. «ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации, Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. И введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст)  (далее - ГОСТа 51870-2014 ) Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги (далее - услуги уборки) оказывают в различных сферах деятельности: в персональной (бытовой), общественной, индустриальной, медицинской, на транспорте. Под общественной сферой деятельности понимаются услуги, оказывающие в  административных зданиях и зданиях бизнес-центров, инженерных сооружениях общего назначения, вокзалах, терминалах аэропортов, кемпингах, торговых объектах, предприятиях общественного питания, объектах культуры и образовательных организаций, спортивных сооружениях, культовых объектах, местах общего пользования многоквартирных домов, дворовых территориях. Таким образом уборка в других помещениях и других сферах деятельности, не связанных с общественной будет отличаться друг от друга.
В соответствии с пунктом 6.1. ГОСТа 51870-2014 персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС [2], [3], квалификационному справочнику [4] или профессиональным стандартам.
Персонал может получить профессиональное обучение и подготовку как в специализированных центрах, так и непосредственно в клининговых организациях. Профессиональный уровень исполнителей должен быть подтвержден соответствующими документами об обучении и присвоении квалификации.
Пунктом 6.4. ГОСТа 51870-2014 установлено, что персонал, осуществляющий услуги по уборке и уходу за поверхностями в медицинских, детских и образовательных организациях, на спортивных объектах, пищевых производствах, объектах продовольственной торговли, предприятиях общественного питания, должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с оформлением личных медицинских книжек [5], [6], [7], [8].
Кроме того, Заказчик в своей документации установил ряд требований к сотрудникам Исполнителя для оказания услуг, связанных с осуществлением Заказчиком своей уставной деятельности:
Услуги должны оказываться с надлежащим качеством, в полном объеме в соответствии с перечнем и периодичностью оказываемых услуг (графиком оказания услуг), в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия», в частности для оказания клининговых услуг обязательными условиями являются: 
- требование к персоналу: персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС, квалификационному справочнику или профессиональному стандарту (п. 6.1. ГОСТ Р 51870-2014);
- требование к персоналу: персонал, осуществляющий услуги по уборке и уходу за поверхностями в медицинских, детских и образовательных организациях, на спортивных объектах, пищевых производствах, объектах продовольственной торговли, предприятиях общественного питания, должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с оформлением личных медицинских книжек (п. 6.4. ГОСТ Р 51870-2014);
- требования безопасности и охраны окружающей среды: при оказании услуг профессиональной уборки должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья потребителей услуг и сохранность их имущества в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (п. 8.1. ГОСТ Р 51870-2014);
- требования безопасности и охраны окружающей среды: химические средства (очищающие, чистящие, моющие, моюще-дезинфицирующие, дезинфицирующие и т.п.), используемые при проведении уборки, должны соответствовать требованиям нормативной и (или) технической документации и иметь паспорт безопасности, оформленный в установленном порядке. Химические средства и материалы, входящие в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии, а подлежащие государственной регистрации – свидетельства о регистрации. Специальное технологическое оборудование и уборочный инвентарь, применяемые при оказании услуг уборки, должны использовать в соответствии с требованиями технологии уборки. Технологическое оборудование и инвентарь, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия  или декларацию о соответствии (п. 8.2.-8.3. ГОСТ Р 51870-2014);
- требования безопасности и охраны окружающей среды: при эксплуатации электрооборудования должны быть соблюдены требования электробезопасности согласно ГОСТ 27570.0-87, а также положения законодательства в области охраны труда и техники безопасности (п. 8.5. ГОСТ Р 51870-2014);
- требования безопасности и охраны окружающей среды: в целях сохранности имущества потребителя услуг персонал Исполнителя должен быть ознакомлен с правилами пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91, инструкциями о действиях при возникновении пожаров в зданиях и помещениях, где осуществляют профессиональную уборку и соблюдать требования пожарной безопасности (п. 8.12. ГОСТ Р 51870-2014).
Уборка помещений объектов осуществляется ежедневно в соответствии с графиком технического задания. 
Профессиональная уборка объектов осуществляется ежедневно.
Установленный критерий «Квалификация работников участника запроса предложений» позволяет оценить участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что, поскольку Заказчик является образовательным учреждением, которое в своей деятельности руководствуется правилами нормативно-правовых актов в целях охраны здоровья учащихся, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, установление в Документации о закупке в качестве критерия оценки персонала участника закупки -  наличие в штате участника закупки персонала имеющего личную (ные) медицинскую (ые) книжку (и) с отметкой о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации является обоснованным, направленным на определение лучших условий исполнения договора со стороны участников торгов.
Следовательно, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Как пояснил представитель Заказчика на участие в Закупке было подано 3 заявки соответствующие условиям извещения и документации.
При этом, Заявителем не представлены доказательства свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в закупке ввиду установления Заказчиком вышеуказанных требований к оказанию услуг, не доказано и то, что установленные Заказчиком требования привели к ограничению количества участников закупки, невозможности оказания услуг с  характеристиками требований, установленными Заказчиком. 
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу "..." на действия "..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание клининговых услуг на спортивных объектах (регистрационный номер извещения: 32211934459),  необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны