Решение №072/07/18.1-8/2023 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–8/2023

09 февраля 2023 года                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–8/2023 по жалобе ООО «РУТОРГ» (вх.888-ЭП/23) (далее – Заявитель) на действия МАОУ СОШ № 4 г. Ишима (далее – Заказчик), ООО «ЦОП «ЮРИС» (далее - организатор торгов), ООО «ЭТП МИР» (далее -оператор электронной площадки) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме поставка, сборка, монтаж и установка спортивного оборудования и инвентаря (реестровый номер закупки: 32312047808), далее также – Закупка,

с участием представителей заинтересованных лиц:

от Заявителя: И. М.С. (на основании доверенности № б/н от 07.02.2023),

от Заказчика: Ч. И.В. (на основании доверенности № б/н от 25.01.2023),

от оператора электронной площадки: Г. М.М. (на основании доверенности № б/н от 06.02.2023),

от организатора торгов: Ч. И.В. (на основании доверенности № 1/Д от 23.01.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 31.01.2023 поступила жалоба (вх.888-ЭП/23 ООО «РУТОРГ» (далее – Заявитель) на действия МАОУ СОШ № 4 г. Ишима (далее – Заказчик), ООО «ЦОП «ЮРИС» (далее - организатор торгов), ООО «ЭТП МИР» (далее -оператор электронной площадки) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме поставка, сборка, монтаж и установка спортивного оборудования и инвентаря (реестровый номер закупки: 32312047808).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

В содержании жалобы, Заявитель, указал, что ООО «ЦОП «ЮРИС», выступая в качестве организатора торгов (номер извещения в ЕИС: 32312047808) на поставку, сборку, монтаж и установку спортивного оборудования и инвентаря для нужд заказчика МАОУ СОШ № 4 г. Ишима, существенным образом нарушило права потенциальных участников, ограничив число возможных участников торгов следующим образом:

1. Пройти аккредитацию на ЭТП МИР не представляется возможным без внесения авторизационного платежа в размере 1000 руб.;

2. подать запрос на разъяснение положений документации закупки № 32312047808 невозможно, так как такой запрос может направить только аккредитованный на ЭТП МИР участник;

3. отсутствует возможность подачи заявки, в связи с взиманием платы за аккредитацию.

Кроме того, в документации закупки № 32312047808 имеются нарушения и ограничения, без устранения которых невозможно обеспечить законность ее проведения, а именно:

4. критерии оценки участников не соответствуют Приложению № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 4 г. Ишима, которым определен Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений в электронной форме, а именно положением о закупке не предусмотрено критерия «Финансовые результаты участника закупки»;

5. техническое задание Заказчика содержит конкретное наименование товара и не подразумевает поставку аналогичного товара с такими же характеристиками или лучше, что объективно не позволяет сформировать ценовое предложение и обеспечить нормальную конкуренцию среди участников закупки;

6. необоснованно определен год (2021) предоставления сведений при оценке участников по нестоимостным критериям.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что в соответствии с п. 8.2.3. документации о закупке для подачи заявки на участие в закупке участник закупки должен быт зарегистрирован на ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП. Заказчик вправе использовать любую электронную площадку для проведения конкурентных закупок. Кроме того, Заказчик пояснил, что в соответствии с п. 1.6. Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (Приложение № 1 к Положению о закупке) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели,  раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг, работ по нестоимостным критериям оценки. В соответствии с п.5.6. Технического задания (Приложение № 2 к документации о закупке)  случае, если в извещении (в каком-либо документе, входящем в состав извещения о закупке, прикрепленном отдельным файлом к извещению) имеется указание на товарный знак, следует читать «товарный знак или эквивалент».

Представитель оператора электронной площадки считает жалобу Заявителя, в части касающейся действий оператора ЭТП, необоснованной и немотивированной. Действия оператора ЭТП полностью соответствуют регламентирующим документам (пользовательскому соглашению и Регламенту) и не нарушают регулирующие правовые нормы действующего законодательства.

Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима», утверждено протоколом наблюдательного совета МАОУ «СОШ №4 г. Ишима» № 23 от 14.12.2022 (далее – Положение о закупках) и размещено на сайте ЕИС 14.12.2022.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1.4. Положения о закупке целями осуществления закупок являются:

1) обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках для нужд заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции;

2) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

3) эффективное использование денежных средств;

4) обеспечение гласности и прозрачности закупки;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

1.5. При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заказчиком 01.02.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи и на электронной площадке ООО «ЭТП МИР» размещено извещение № 32312047808 и документация о проведении запроса предложений в электронной форме предметом которого является поставка, сборка, монтаж и установка спортивного оборудования и инвентаря (реестровый номер закупки: 32312047808).

Как указано выше, заявитель полагает, что пройти аккредитацию на ЭТП МИР не представляется возможным без внесения авторизационного платежа в размере 1000 руб.; подать запрос на разъяснение положений документации закупки
№ 32312047808 невозможно, так как такой запрос может направить только аккредитованный на ЭТП МИР участник; отсутствует возможность подачи заявки, в связи с взиманием платы за аккредитацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Закона о закупках, под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также - программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 3.3 Закона о закупках участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

Учитывая приведенные выше нормы, Комиссия приходит к выводу, что требования к электронной торговой площадке, используемой Заказчиком для проведения конкурентной закупки в электронной форме, к порядку проведения таких закупок с использованием электронных торговых площадок, положениями Закона о закупках прямо не урегулированы. Соответственно для участия в закупках участнику необходимо пройти аккредитацию в порядке, установленном оператором электронной площадки.

Согласно пункту 8.2.3 Документации о закупке для подачи заявки на участие в закупке участник закупки должен быть зарегистрирован на ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП. Регламент работы ЭТП размещен по адресу в сети Интернет https://etp-mir.ru. Регламентные работы по техническому обслуживанию и внесению изменений в функционал ЭТП проводятся в дату и время проведения регламентных работ, установленные Оператором ЭТП. Информация о проведении регламентных работ размещается на официальном сайте Оператора ЭТП: https://etp-mir.ru. При осуществлении действий через ЭТП, участник закупки несет риски невозможности осуществления каких-либо действий на ЭТП во время проведения регламентных работ на ЭТП.

Следовательно, любой участник получивший аккредитацию на электронной площадке вне зависимости от организационно-правовой формы может в ней принять участие.

Требования к электронной площадке, используемой заказчиком для проведения конкурентных закупок в электронной форме, а также к порядку проведения таких закупок, в том числе с использованием любых электронных площадок, положениями Закона о закупках не урегулированы. В этой связи заказчик вправе использовать любую электронную площадку для проведения конкурентных закупок.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 3.3 Закона о закупках и пункт 8.2.3. Документации о закупке участнику принявшему решение об участии в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки, в связи с чем доводы жалобы Заявителя относительно аккредитации на ЭТП МИР Комиссией признаются необоснованными.

Заявитель жалобы указывает, что критерии оценки участников не соответствуют Приложению № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 4 г. Ишима, которым определен Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений в электронной форме, а именно положением о закупке не предусмотрено критерия «Финансовые результаты участника закупки»; необоснованно определен год (2021) предоставления сведений при оценке участников по нестоимостным критериям.

Приложением № 1 Положения о закупках установлен Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений
в электронной форме (далее - Приложение № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг).

В соответствии с п. 1.4. Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (Приложения № 1 к Положению о закупке) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) характеризующиеся стоимостные критерии оценки: цена договора;

2) характеризующиеся нестоимостные критерии оценки:

качественные характеристики объекта закупок;

квалификация участников закупки: наличие у участника закупки: оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации;

объем финансовых ресурсов участника закупки;

деловая репутация участника закупки;

срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

срок (период) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 1.5. Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (Приложения № 1 к Положению о закупке)  указываются используемые для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) критерии оценки и предельные величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена договора", другим являются нестоимостные критерии (нестоимостной критерий).

На основании п. 1.6. Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (Приложения № 1 к Положению о закупке) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг, работ по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с подпунктом 11.1. пункта 11 Документации о закупке заявка на участие в закупке должна содержать все сведения и информацию, установленные приложением № 3 к документации о закупке «Форма заявки» (рекомендуется оформлять в виде файлов с расширением (*.doc), (*.docx)).

Пунктом 18.8. Документации о закупке предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляется комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о закупке (приложение № 1 к документации о закупке).

Приложением № 1 Документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке (далее – Приложение № 1 Документации о закупке).

Пунктом 2 Приложения № 1 Документации установлен нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки», который в свою очередь предусматривает показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки:

2.1.«Опыт поставки, установки, сборки и монтажа товара аналогичного характера) (НЦБ1);

2.2. Финансовые результаты участника закупки (НЦБ2).

Как следует из пояснений заказчика, показатель финансового результата деятельности предприятия является наиболее значимым в работе субъектов хозяйствования, его размер является критерием активности любой организации. Финансовый результат – это та сумма прибыли или убытка, которая была получена в отчетном периоде от реализации продукции, оказания услуг и производства работ, а также прочих хозяйственных операций. Данный показатель является главным критерием, дающим оценку коммерческой деятельности. Финансовый результат также зависит от суммы полученных доходов.

В отношении довода Заявителя, о том, что в Положении о закупке не предусмотрено критерия «Финансовые результаты участника закупки» Комиссия приходит к следующему.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом не допускается предъявлять требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в соответствии с требованиями Положения о закупках Заказчиком, в Документации установлен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки, раскрывающий содержание соответствующего критерия оценки, с указанием предельно необходимого Заказчику количественного значения характеристик(показателей) критерия, который подлежит оценке в рамках указанного критерия и формула расчета количества балов, присуждаемых по такому показателю.   

Также следует отметить, что Общество не подавало заявку на участи в конкурсе и не являлось его участником, соответственно оспариваемый нестоимостной критерий оценки не повлиял на права и законные интересы Заявителя.

Таким образом, нестоимостной критерий оценки «Финансовые результаты» установлен в соответствии с Положением о закупках и не противоречит требованиям, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Довод Заявителя относительно того, что «техническое задание Заказчика содержит конкретное наименование товара и не подразумевает поставку аналогичного товара с такими же характеристиками или лучше, что объективно не позволяет сформулировать ценовое предложение и обеспечить нормальную конкуренцию среди участников закупки», также не нашел подтверждения в виду следующего.

Из пункта 5.6. Технического задания (Приложение № 2 к документации о закупке) в случае, если в извещении (в каком-либо документе, входящем в состав извещения о закупке, прикрепленном отдельным файлом к извещению) имеется указание на товарный знак, следует читать «товарный знак или эквивалент».

Таким образом, довод Заявителя в части отсутствия возможности поставки эквивалентного товара материалами дела не подтвержден.

На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу о признании жалобы ООО «РУТОРГ» (вх.888-ЭП/23) (далее – Заявитель) на действия МАОУ СОШ № 4 г. Ишима (далее – Заказчик), ООО «ЦОП «ЮРИС» (далее - организатор торгов), ООО «ЭТП МИР» (далее -оператор электронной площадки) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме поставка, сборка, монтаж и установка спортивного оборудования и инвентаря (реестровый номер закупки: 32312047808), необоснованной.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «РУТОРГ» (вх.888-ЭП/23) (далее – Заявитель) на действия МАОУ СОШ № 4 г. Ишима (далее – Заказчик), ООО «ЦОП «ЮРИС» (далее - организатор торгов), ООО «ЭТП МИР» (далее -оператор электронной площадки) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме поставка, сборка, монтаж и установка спортивного оборудования и инвентаря (реестровый номер закупки: 32312047808), необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны