Решение №072/07/18.1–129/2021 Признать жалобу обоснованной. от 27 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–129/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 27.08.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Бороздин Е.Н.            -

заместитель начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.               -

 

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–129/2021 по жалобе индивидуального предпринимателя Ермакова М.М. (далее также – Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (далее также – Заказчик, ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ») при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (консервы овощные, компоты), далее также – Товар (реестровый номер извещения: 32110522632), далее также – Закупка, в присутствии

представителей Заявителя:

            1) <...>;

            2) <...>,

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 17.08.2021 г. поступила жалоба (вх. № 8423) ИП Ермакова М.М. на действия ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (консервы овощные, компоты), реестровый номер извещения: 32110522632.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № СМ/5463 от 20.08.2021 г.) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что заявка ИП Ермакова М.М. необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика по причине отсутствия сведений о наименовании страны происхождения поставляемых товаров в п. 3, 5, 6, 11, формы заявки, установленной Приложением № 3 извещения), что прямо противоречит содержанию абз. 3 п. 29 извещения о Закупке, так как в рамках указанных позиций Заявителем планировался к поставке товар иностранного происхождения.

Представитель Заказчика с доводами, заявленными Обществом в жалобе не согласился и пояснил, что п. 29 извещения о Закупке, в силу п. 4 извещения, в рамках обжалуемой Заявителем закупочной процедуры – не применяется (приоритет товарам российского происхождения – не предоставляется), о чём также свидетельствует содержание электронного извещения, сформированного Заказчиком посредством электронной торговой площадки, где в графе «Установить приоритет товаров/услуг российского происхождения»,- установлено значение: «Нет», соответственно, согласно требованиям извещения, при заполнении приложения № 3 к извещению о Закупке, ИП Ермаков М.М. обязан был указать страну происхождения для всех наименований Товара, что фактически не было сделано Заявителем и повлекло обоснованное отклонение, закупочной комиссией Заказчика, заявки данного участника.

Вместе с тем, представитель Заказчика также указал, что в силу действующего законодательства РФ на Заказчика возложена обязанность указывать наименование страны происхождения товара при размещении договора в соответствующем реестре на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС), соответственно, требование об указании страны происхождения в содержании заявок участников Закупки является правомерным и обоснованным.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2  Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, продублировано в пп. 1, 2 ст. 2 гл. 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого распоряжением министерства сельского хозяйства РФ от 31.03.2021 г. № 149-р, размещённого в ЕИС 31.03.2021 г. в 13:08 (с изменениями от 08.07.2021 г., внесёнными распоряжением Минсельхоза России № 321-р, размещёнными в ЕИС).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 02.08.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110522632) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по электронному адресу: http://com.roseltorg.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 129/ЭЗК-21 на поставку продуктов питания (консервы овощные, компоты), далее – Извещение.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 12.08.2021 в 10:00.

Дата подведения итогов: 12.08.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 176 486,70 руб.

В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 18 гл. 5 Положения и по смыслу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в процедуре закупки.

Так, абз. 2 п. 26 Извещения определено, что заявка на участие в Закупке должна быть подана в соответствии с требованиями настоящего извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и по форме, установленной в приложении № 3 к настоящему извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

В свою очередь, Приложением № 3 к Извещению является: «Образец Заявки на участие в запросе котировок в электронной форме», содержащим в своём составе, в том числе пустую табличную форму: «Предложение о цене договора» со следующими графами: «Наименование объекта закупки (Товара)», «Товарный знак», «Показатели товара», «Наименование страны происхождения товара», «ОКПД 2» и т.д.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что все графы Приложения № 3 к Извещению, в том числе графа: «Наименование страны происхождения»,- табличной формы: «Предложение о цене договора»,- подлежали обязательному заполнению участниками Закупки.

 В свою очередь, анализируя совокупное содержание котировочной документации, сформированной Заказчиком, в том числе, раздел: «Требования к описанию поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги» и само Приложения № 3 к Извещению, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что Извещением не закреплена безусловная обязанность участников Закупки заполнять графу: «Наименование страны происхождения»,- табличной формы: «Предложение о цене договора», соответственно, незаполнение участником Закупки указанной графы таблицы не может являться основанием для обоснованного отклонения такого участника.

Вместе с тем, согласно абз. 1 п. 29 Извещения (Условия предоставления приоритета товаров российского происхождения…), участник закупки указывает (декларирует) в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (абз. 3 п. 29 Извещения).

Следует отметить, что идентичные п. 29 Извещения условия определены содержанием Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) и ст. 15 Положения о закупке, что свидетельствует о правомерности их указания Заказчиком в рассматриваемой котировочной документации.

 

В свою очередь, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняет довод Заказчика о том, что в рамках рассматриваемой закупочной процедуры положения Постановления № 925 не применялись, соответственно п. 29 Извещения в силу п. 4 Извещения не подлежал учёту при формировании и подаче заявок участниками Закупки, ввиду нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, Правительство РФ вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так, в силу п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925), установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Вышеуказанное согласуется с пп. 1 п. 3 ст. 4 гл. 1 Положения, где закреплено, что заказчик в порядке и случаях, установленных Правительством РФ обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного Комиссия Тюменского УФАС России указывает, что в рассматриваемом случае применение Заказчиком положений Постановления № 925 является обязательным при проведении рассматриваемой Закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке Заказчика. Указанный вывод также согласуется с содержанием Письма ФАС России от 22.11.2019 г. № ИА/102692/19.

В этой связи, ссылка Заказчика на п. 4 Извещения, в соответствии с которой: «ограничения участия в определении поставщика – не устанавливаются»,- является несостоятельной и неинформативной.

Вместе с тем, в подтверждение вышеизложенного вывода Комиссии Управления, порядок установления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами закреплён ст. 15 Положения о закупке Заказчика, которая, в сущности, дублирует содержание Постановления № 925.

В рамках рассматриваемой Закупки, также необходимо отметить, что п. 29 котировочной документации, сформированной Заказчиком отвечает условиям предоставления приоритета, закреплённым в п. 5 Постановления № 925 и ст. 15 Положения, а именно в Извещении закреплено, в том числе:

- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров;

- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

- сведение о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

- условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

В свою очередь, в соответствии с ч. 25 ст. 4 Закона о закупках, в случае, если информация о конкурентной закупке, размещённая в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, не соответствует информации об этой закупке, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

Указанная норма дополнительно свидетельствует о несостоятельности довода Заказчика о том, что электронное извещение, сформированное посредством электронной торговой площадки содержало указание на непредоставление приоритета товарам российского происхождения, следовательно, п. 29 Извещения не подлежал применению.

Абзацем 1 п. 14 Извещения, п. 1 ст. 42 гл. 8 Положения и по смыслу ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что для участия в запросе котировок в электронной форме потенциальный участник закупки подаёт заявку на участие в запросе котировок в электронной форме по форме такой заявки, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с настоящим Положением.

Протоколом подведения итогов 32110522632 от 12.08.2021 г. (далее также – Итоговый протокол) зафиксировано, что на участие в рассматриваемой Закупке подано шесть заявок, две из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе заявка ИП Ермакова М.М. со следующей формулировкой (цитирование): «несоответствие заявки требованиям к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурентной закупке (в п/п 3, 5, 6, 11, 12 отсутствуют сведения о наименовании страны происхождения поставляемых товаров).».

Вместе с тем, в ходе анализа Комиссией Тюменского УФАС России, заявки участника Закупки – ИП Ермакова М.М., предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 20.08.2021 г. (исх. № СМ/5463) установлено, что Заявителем жалобы в её содержании представлена заявка по форме Приложения № 3 к Извещению, где в графе: «Наименование страны происхождения» 13-ти наименований Товара табличной формы: «Предложение о цене договора» по наименованиям 3, 5, 6, 11 и 12 не указана страна происхождения, а по наименованиям 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10 и 13 – страной происхождения Товара задекларирована Российская Федерация.

Таким образом, учитывая установленную выше несостоятельность приведённых Заказчиком доводов, обосновывающих основания отклонения заявки ИП Ермакова М.М., а также рассмотренную совокупность условий и требований Извещения, Положения и Закона о закупках в рамках заявленного довода жалобы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявка ИП Ермакова М.М. не подлежала отклонению также ввиду, в том числе, следующих обстоятельств.

Согласно абз. 2 п. 22 Извещения и п. 2 ст. 43 гл. 8 Положения, комиссия рассматривает заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на соответствие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и осуществляет проверку соответствия потенциальных участников закупки и поданных ими заявок требованиям, установленным настоящим Положением и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

Абзацем 4 п. 22 Извещения и абз. 1 п. 4 ст. 43 гл. 8 Положения закреплено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме комиссия принимает решение о допуске потенциального участника закупки к участию в запросе котировок в электронной форме, признании его участником запроса котировок в электронной форме, либо отказе в допуске потенциального участника закупки к участию в запросе котировок в электронной форме.

Потенциальные участники закупки не допускаются к участию в запросе котировок в электронной форме по основаниям, предусмотренным ст. 14 настоящего Положения и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме (абз. 5 п. 22 Извещения, абз. 2 п. 4 ст. 43 гл. 8 Положения).

В данном случае, дополнительно необходимо отметить, что Извещение, сформированное Заказчиком не содержит, как каких-либо оснований для отклонения заявок участников рассматриваемой Закупки, так и ссылки на основания отклонения, предусмотренные ст. 14 Положения, создавая фактическую невозможность отклонения заявок, в том числе, по правомерным и обоснованным основаниям, что противоречит содержанию п. 4 ст. 43 гл. 8 Положения, нарушая принципы информационной открытости Закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 1 ст. 4 гл. 1 Положения, закупка должна соответствовать принципам и целям организации закупочной деятельности, основываться на последовательной и эффективной реализации этапов планирования, определения поставщика, процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, в том числе заключения и исполнения договоров, и содержать единые требования к информационному обеспечению закупки, предмету закупки, потенциальным участникам закупки.

Таким образом, на основании совокупности вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявка участника Закупки – ИП Ермакова М.М. безосновательно отклонена закупочной комиссией Заказчика, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 3 Закона о закупках и также нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 2 ст. 2 гл. 1 Положения), не соответствуя условиям п. 1 ст. 4 гл. 1 Положения и, как следствие, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (реестровый номер извещения: 32110522632), выразившемся в отклонении заявки ИП Ермакова М.М. по основаниям, не предусмотренным Извещением.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене Протокола подведения итогов 32110522632 от 12.08.2021 г., составленного в ходе проведения настоящей закупочной процедуры и осуществлении повторного рассмотрения заявок участников Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и с учётом принятого Комиссией Тюменского УФАС России настоящего решения. 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ермакова М.М. на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (реестровый номер извещения: 32110522632) обоснованной.

2. Признать в действиях ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ФГБОУ ВО «ГАУ СЗ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены Итогового протокола, составленного в ходе проведения Закупки и осуществления повторного рассмотрения заявок, поданных на участие в Закупке.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Е.Н. Бороздин

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

И.Г. Назаров

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны