Решение №РНП-72-142/23 уклонение от заключения контракта от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № РНП-72-142/23 о проверке факта уклонения участника закупки от заключения контракта

21 сентября 2023 года                                                                                                                 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

в отсутствие представителя заказчика: МКУ «Леспаркхоз» (далее также – заказчик), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

с участием представителя индивидуального предпринимателя Н (далее также – индивидуальный предприниматель, участник закупки), К. по доверенности № б/н от 21.09.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение заказчика МКУ «Леспаркхоз» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Н (ИНН ) и осуществив проверку факта уклонения от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по сносу зеленых насаждений на территории города Тюмени (реестровый номер закупки 0167300000523000695),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ «Леспаркхоз» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Н по факту уклонения от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по сносу зеленых насаждений на территории города Тюмени.

Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению.

Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта, а также направлен запрос оператору электронной площадки.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков регламентируется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Из материалов дела следует, что МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по сносу зеленых насаждений на территории города Тюмени, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 984 000,00 рублей, в интересах заказчика МКУ «Леспаркхоз». Оператор электронной площадки: АО «Тэк-Торг».

Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 29 % от цены контракта (пункт 10.1 проекта контракта).

Согласно протоколу подведения итогов закупки от 31.08.2023 победителем признан ИП Ш. с предложением по цене контракта 3 139 920,00 рублей.

Срок подписания ИП Ш. проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта составлял до 11.09.2023 включительно.

В установленный срок проект контракта ИП Ш. не подписан, указанный участник признан заказчиком, уклонившимся от заключения контракта, сведения в отношении ИП Ш. направлены в Тюменское УФАС России для решения вопроса о включении участника закупки в РНП.

Частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:

1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;

2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В дальнейшем, заказчиком направлен проект контракта для подписания участнику закупки, занявшему второе место – ИП Н. с предложением по цене контракта 3 164 840,00 рублей.

12.09.2023 заказчиком размещен для подписания ИП Н. проект контракта.

Срок подписания ИП Насыровым Т.Р. проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта составлял до 19.09.2023 включительно

20.09.2023 (время: 10:00) заказчиком составлен протокол о признании ИП Н. уклонившимся от заключения контракта.

ИП Н. к заседанию Комиссии представлены письменные пояснения и документы, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела, просит Комиссию не включать сведения в РНП.

Согласно пояснениям индивидуального предпринимателя, поскольку в штате отсутствовал тендерный специалист, который занимается сопровождением торгов, ИП Н. заключен договор № 3 от 17.05.2023 с К., согласно которому, исполнитель (то есть, К.) оказывает своими силами комплекс тендерных услуг с период с 17.05.2023 по 29.12.2023 (пункт 1.1 договора).

Кроме того, ИП Н.  уполномочил доверенностью № б/н от 17.05.2023 К. на прохождение процедуры аккредитации на всех электронных площадках, с правом заполнения заявлений, форм аккредитаций, осуществления действий по участию в закупках на всех необходимых электронных площадках, подписание контрактов по итогам закупки на всех электронных площадках, срок действия доверенности составлял один год.

17.05.2023 ИП Н. и К. совместно подписали акт приема-передачи электронной подписи. Согласно данному акту, К. получил от ИП Н. электронную подпись для участия в закупках от имени ИП Н. и подписания проектов контрактов по результатам закупок.

22.08.2023 ИП Н. и К. совместно подписали задание от 22.08.2023 по участию в электронном аукционе с реестровым номером извещения 0167300000523000695.

Тендерный специалист К. пропустил крайний срок для подписания проекта контракта, а равно предоставления обеспечения исполнения контракта.

ИП Н. узнав о том, что проект муниципального контракта не был подписан ИП Н. в установленный срок направил претензию в адрес К. о ненадлежащем исполнении обязанностей специалиста по тендерам, ввиду того, что Кабуров Р.А. своими действиями фактически подверг риску наступления неблагоприятных правовых последствий, связанных с направлением заказчиком обращения в антимонопольный орган для решения вопроса о включении данного участника закупки в РНП.

Представитель ИП Н. обратил внимание Комиссии Тюменского УФАС России что ИП Н. ранее успешно исполнил 3 (три) контракта, на сегодняшний день, на исполнении находится еще 2 (два) контракта, кроме того, в материалы дела представлены копии документов: ПТС на тягач, автопогрузчик (лесовоз), СТС на трактор, товарный чек на бензопилу.

Представитель ИП Н. просит Комиссию не включать сведения в отношении индивидуального предпринимателя в РНП, поскольку на момент крайней даты подписания проекта контракта ИП Н. находился на объекте по переработке древесины, не мог контролировать процесс подписания проекта контракта, ввиду объективных обстоятельств поскольку ИП Н. доверился компетентности привлеченного специалиста.

Тюменское УФАС России отмечает, что в течение установленного Законом о контрактной системе срока ИП Н. проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не предоставлено.

Привлечённый тендерный специалист К. пропустил срок подписания проекта контракта, не поставил в известность ИП Н. о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что процедура по заключению муниципального контракта ИП Н. с заказчиком в лице МКУ «Леспаркхоз» зависела исключительно от действий привлеченного тендерного специалиста по гражданско-правовому договору, его осмотрительности и профессионализма, в отсутствие надлежащего контроля со стороны непосредственно самого ИП Н. за соблюдением сроков заключения контракта с муниципальным заказчиком, что соответственно не может рассматриваться как принятие всех необходимых и достаточных мер по обеспечению подписания проекта муниципального контракта электронно-цифровой подписью и предоставлению в установленный срок обеспечения исполнения контракта ИП Н. и как следствие, свидетельствовать о его добросовестном поведении.

Также, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо объективных препятствий, которые не позволили бы ИП Н. привлечь к работе по заключению контракта с заказчиком других сотрудников с учетом осуществляемой ИП Н. деятельности, связанной с участием в закупках, заключения контрактов.

В рассматриваемом случае, ИП Н. не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности какая от него требовалась по характеру обязательства по подписанию со своей стороны проекта контракта. Следовательно, нахождение ИП Н. в последний день срока подписания проекта контракта на объекте по переработке древесины, в отсутствие должного контроля за действиями привлеченного тендерного специалиста является его предпринимательским риском, который он добровольно принимает на себя в случае не осуществления, в силу тех или иных причин обязательных действий в силу Закона о контрактной системе, связанных с заключением контракта.

Наличие у ИП Н. необходимых материальных ресурсов таких как: тягача с прицепом, лесовоза, трактора, бензопилы относится исключительно к стадии исполнения контракта, и указанная стадия абсолютно никак не связана со стадией заключения контракта.

В свою очередь, предметом рассматриваемого Комиссией Тюменского УФАС России дела является установленный юридический факт именно уклонения от заключения контракта, а не его исполнения. Следовательно, факт наличия у ИП Н. необходимых материальных ресурсов не имеет правового значения для рассматриваемого Комиссией Тюменского УФАС России дела, и не свидетельствует о каком-либо намерении подписать контракт.

Каких-либо иных причин, указывающих на невозможность совершения действий, направленных на подписание проекта контракта и обеспечения исполнения контракта в установленный срок, в материалы дела не представлено.

Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Обстоятельства, являющиеся безусловными основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МКУ «Леспаркхоз» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Н (ИНН ) по факту уклонения от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по сносу зеленых насаждений на территории города Тюмени (реестровый номер закупки 0167300000523000695), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Н в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны