Решение №072/06/44/146/2021 Заказчик ограничил количество участников закупки, излишне де... от 12 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/146/2021 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

12 августа 2021 года                                                                                                               г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей государственного заказчика: ГКУ ТО «Управление капитального строительства» (далее также – заказчик), П. по доверенности № 83 от 06.07.2021, Ф. по доверенности № 86 от 14.07.2021, К. по доверенности № 77 от 24.05.2021,

с участием представителя уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), Ж. по доверенности № 59 от 28.09.2020,

с участием представителей заявителя: ООО «К» (далее – заявитель, Общество), З. по доверенности 1/1 от 01.06.2021, Л. по доверенности б/н от 01.01.2021, Б. по доверенности № 1/3 от 24.06.2021,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «К» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования промышленного холодильного и вентиляционного (обеззараживателей-очистителей воздуха) (реестровый номер закупки 0167200003421004183),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 06.08.2021 поступила жалоба ООО «К» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования промышленного холодильного и вентиляционного (обеззараживателей-очистителей воздуха).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчик ограничил количество участников закупки, излишне детализировав предмет закупки, необоснованно устранив возможность поставки эквивалентного оборудования, включив во всех позициях технического задания, требования к совокупности технических характеристик, прямо указывающие на единственный товарный знак, единственного официального производителя на территории РФ, чем создал преимущественные условия для ограниченного числа участников закупки – цепочки поставщиков товарного знака ПОТОК. Согласно проведенному, анализу рынка очистителей воздуха фильтрующих высоко эффективных, стационарных, было выявлено, что ограничивающей характеристикой является «Мощность, Ва (ВольтАмпер) не более 40», поскольку такой характеристикой и совокупностью требований обладает только ПОТОК. По мнению заявителя, заказчик ограничил количество участников закупки, излишне детализировав предмет закупки, необоснованно устранив возможность поставки эквивалентного оборудования, включив во всех позициях технического задания, требования к совокупности технических характеристик, прямо указывающие на единственный товарный знак, единственного официального производителя на территории РФ, чем создал преимущественные условия для ограниченного числа участников закупки – цепочки поставщиков товарного знака ПОТОК.

Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.№ 8165 от 12.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.

Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что заявитель ссылается на проведенный им анализ рынка на поставку очистителей воздуха, фильтрующих высокоэффективных, стационарных, хотя речь идет о поставке обеззараживателей-очистителей воздуха, при этом не предоставив никаких подтверждающих документов. В жалобе указывается, что техническая характеристика - мощность, ВА (вольтАмпер) не более 40 – является единственной характеристикой, прямо определяющей единственное оборудование, единственного товарного знака, единственного официального производителя ПОТОК, без возможности поставки эквивалента (цитата заявителя), это ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия конкретному участнику закупки, при этом  документом, подтверждающим данный факт, заявитель считает «Руководство по эксплуатации, монтажу и сервису ТИОН- автономные обеззараживатели-очистители воздуха «ТИОН А», модели:А50, А100, А150, А150(-S)» в котором указана мощность - 35 Вт (Ватт) и заявитель делает вывод о том, что аппараты ТИОН не соответствуют требованиям, прописанным в техническом задании заказчика, следовательно не могут быть поставлены в рамках данного заказа, следовательно единственным поставщиком оборудования может быть только ПОТОК. В представленном заявителем руководстве по эксплуатации указан адрес производства: Группа компаний «Т», ООО «А» (адрес: ), что не соответствует адресу в РУ № ФСР 2010/07645 прописанному в данном руководстве (адрес: ООО «А», ). Доказательством того, что оборудование ТИОН может быть поставлено в рамках данной закупки, а именно оно и было предусмотрено проектной документацией по строительству больницы, является полученный ответ завода-изготовителя оборудования ТИОН - ООО «А» на запрос, направленный заказчиком, с приложением действующего руководства по эксплуатации и сервисному обслуживанию, в котором четко указана оспариваемая характеристика – потребляемая мощность – единица измерения ВА (вольтАмпер). Еще одним доказательством того, что в паспорте завода-изготовителя характеристика потребляемая мощность указывается в единицах измерения ВА (вольтАмпер) является исполненный контракт на поставку обеззараживателей-очистителей воздуха для комплектации объекта «Центральная больница на 1100 коек в г. Нижневартовске (1,2 очереди)» 2 очередь (заказчик ГКУ ТО «УКС»). Данное оборудование установлено на объекте, имеет паспорта изделия, в которых на шильдах прописано: «максимальная потребляемая мощность 40 ВА».

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.№ 8181 от 12.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что в жалобе заявитель на свое усмотрение определил якобы самый подходящий товар и производителя по совокупности установленных в описании объекта закупки требований, указывающее только на оборудование «Поток». Вопреки доводам заявителя, обозначенным характеристикам также соответствует товар торговой марки «Тион-А» (Россия). Таким образом, требуемым в описании объекта закупки характеристикам соответствуют рециркуляторы как минимум двух российских производителей «Тион-А» и «Поток», что заявитель по сути не оспаривает. Из изложенного следует, что принцип конкурентности заказчиком не нарушен, ни в отношении изготовителей, ни в отношении поставщиков, так как оба производителя не имеют эксклюзивных дилеров и их продукция представлена на рынке без ограничения ценовой политики. В свою очередь, объект закупки сформирован и расчет НМЦК произведен заказчиком по итогам изучения анализа рынка и рассмотрения трех коммерческих предложений. Указание характеристики «мощность» в Вольт-Амперах (ВА), а не в Ваттах (ВТ) не противоречит действующему законодательству и соотносится с  ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Часть 1. Общие требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик» (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2010 № 492-ст). Предлагаемый заявителем код ОКПД 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки», соотносится с позицией по Постановлению Правительства № 102 только по Перечню медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), где в пункте 3 Перечня по наименованию медицинского изделия указано - Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких; в классификационных признаках медицинского изделия указано - расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких - одноразовые, стерильные медицинские изделия для использования совместно с аппаратом искусственной вентиляции легких, для подачи и отвода управляемой газовой смеси. Довод о связи указанного кода ОКПД 32.50.50.190 с позицией КТРУ 32.50.50.190-00000236 является несостоятельным, поскольку указанная позиция КТРУ «Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный» на сегодняшний день не содержит характеристик товара, тогда как в наименовании самой позиции отсутствует главная функция обеззараживания очистителя воздуха.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку оборудования промышленного холодильного и вентиляционного (обеззараживателей-очистителей воздуха), с начальной (максимальной) ценой контракта 47 147 600,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства».

Информация об электронном аукционе была размещена 05.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421004183.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.etp-ets.ru.

В ходе заседания Комиссии представитель ООО «К» заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (вх.№ 8168 от 12.08.2021). Комиссия Тюменского УФАС России изучив указанное ходатайство, объявила перерыв в заседании Комиссии до 12.08.2021 16 часов 00 минут, для изучения указанных документов заказчиком и уполномоченным органом.

После объявленного перерыва Комиссия Тюменского УФАС России заслушала мнение заказчика, уполномоченного органа относительно приобщения указанных доказательств, которые не возражали против приобщения указанных дополнительных доказательств к материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Количество

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Обеззараживатель-очиститель воздуха                 

622 штук

Область применения: предназначен для обеспечения благоприятного санитарно-эпидемиологического и  экологического режима в учреждениях социального профиля с целью профилактики распространения возбудителей заболеваний, передающихся воздушным путем

 

наличие

 

 

эффективность инактивации любых видов микроорганизмов на выходе из установки в соответствии с требованием СП 2.1.3678-20, %

не менее 99

 

 

 

Очистка от основных вредных веществ в соответствии с требованием СП 2.1.3678-20 и №384-ФЗ

 

наличие

 

 

Класс потенциального риска применения медицинского изделия - I

 

наличие

 

 

Отсутствие необходимости ведения учета времени работы прибора

 

наличие

 

 

Индикация неисправности

 

наличие

 

 

Индикация необходимости проведения сервисного обслуживания

 

наличие

 

 

Покрытие корпуса устойчивое к дезинфекционной обработке

 

наличие

 

 

Безопасная эксплуатация прибора в непрерывном режиме в присутствии людей

 

наличие

 

 

Отсутствие необходимости в специальной утилизации сменных элементов

 

наличие

 

 

Производительность прибора, м3/ч

не менее 130

 

 

 

Напряжение питания 220, В

 

наличие

 

 

Частота 50, Гц

 

наличие

 

 

Мощность, ВА

не более 40

 

 

 

Масса прибора, кг

не более 13

 

 

 

Габаритные размеры прибора ДхШхВ, мм

не более 590х424х625

 

 

 

            В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

            Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            - наименование товара, работы, услуги;

            - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

            - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

             Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).             

            Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД2 – 28.25.14.119 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки воздуха прочие» (Приложение № 3 к документации об электронном аукционе).

            Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 № 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Информация об объекте закупки содержится на официальном сайте ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру извещения об осуществлении закупки, в разделе «информация об объекте закупки»:         

            Комиссией Тюменского УФАС России что закупаемое заказчиком оборудование с кодом ОКПД2 – 28.25.14.119 не отнесено к какой-либо позиции КТРУ:    

            В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).

Важно отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, равно как и кода позиции КТРУ.

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2 - 28.25.14.119, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемой продукции.

Указанный в перечне предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 код ОКПД2 - 28.25.14.110 является обобщенным. 

В соответствии с  Правилами пользования классификатором (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности»), в  тех случаях, когда не производится деление вида на категории, то есть не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7 - 9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7 - 8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля). Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий. 

Следовательно, когда указан обобщенный код, но в классификаторе имеется его деление, то это предполагает также возможность использования детализированных кодов (в рассматриваемом случае код 28.25.14.119) по выбору заказчика. Таким образом, код ОКПД2  28.25.14.110 представляет собой код категории товаров (на что указывает девятая цифра - 0) и включает в себя все входящие в эту категорию подкатегории, а именно 28.25.14.111, 28.25.14.112, 28.25.14.113, 28.25.14.119.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что пунктом 118 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указана общая группировка ОКПД2 - 28.25.14 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов, не включенные в другие группировки. Эта группировка не включает машины и аппараты для разделения жидких и газовых неоднородных систем в радиохимическом производстве и изготовлении тепловыделяющих элементов» указанная группировка включает код ОКПД2 - 28.25.14.119 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки воздуха прочие».

Таким образом, заказчик обязан установить в документации о закупке ограничения предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку код ОКПД2 - 28.25.14.119 входит в указанный перечень, а именно в общую группировку – 28.25.14.

Код ОКПД2  28.25.14.110 представляет собой код категории товаров (на что указывает девятая цифра - 0) и включает в себя все входящие в эту категорию подкатегории, а именно 28.25.14.111, 28.25.14.112, 28.25.14.113, 28.25.14.119. Таким образом, ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, применяются ко всем подкатегориям кодов (в том числе, 28.25.14.111, 28.25.14.112, 28.25.14.113, 28.25.14.119), относящимся к общему коду ОКПД2 - 28.25.14.110.

Таким образом, заказчик обязан установить в документации о закупке ограничения предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку код ОКПД2 - 28.25.14.110 входит в указанный перечень.

Объект рассматриваемой закупки отнесен к коду ОКПД2 – 28.25.14.119 «Оборудование и установки для фильтрования или очистки воздуха прочие» при этом, товар с указанным кодом отсутствует в позиции КТРУ, следовательно заказчик вправе в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, что и было сделано заказчиком в рассматриваемом случае.

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «К» (ИНН 5406598373) основным видом деятельности заявителя является: «Торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием» (код ОКВЭД 46.66).

Следовательно, заявитель не является производителем требуемого к поставке оборудования, а значит, имеет возможность приобрести требуемое заказчику оборудование у любого другого поставщика (дистрибьютора), либо обратиться непосредственно к иному производителю указанного оборудования с целью его приобретения. Требуемое к поставке оборудование не ограничено в обороте, а следовательно, приобрести данное оборудование имеет любой субъект хозяйственной деятельности. Требования законодательства о контрактной системе не запрещают поставщику в случае отсутствия у него необходимого оборудования, обратиться в те организации, где указанное оборудование имеется в наличии с целью осуществления его дальнейшей поставки в адрес заказчика.

В заседании Комиссии, представитель ООО «К» указал, что потребляемая мощность оборудования не может указываться в Вольт-Амперах (ВА), поскольку согласно представленному ООО «К» в материалы дела Руководству по эксплуатации на установку обеззараживания воздуха УОВ «Поток 150-М-01» автономная (вх.№ 8168 от 12.08.2021) указана потребляемая мощность «не более 10 Вт», то есть в ваттах.

Согласно пункту 7.2.7 ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Часть 1. Общие требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик» (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2010 № 492-ст) номинальная потребляемая мощность должна указываться в амперах, вольт-амперах или ваттах, если коэффициент мощности превышает 0,9.

ГКУ ТО «Управление капитального строительства» в составе поступивших возражений на жалобу заявителя представлен в материалы дела документ - Руководство по эксплуатации на установку обеззараживания воздуха УОВ «Поток 150-М-01» автономная (Премьер) (вх.№ 8165 от 12.08.2021) в котором указана потребляемая мощность «не более 10 ВА» (вольт-ампер).

Комиссия Тюменского УФАС России изучив представленные документы не может сделать однозначный вывод о том, что параметр оборудования «потребляемая мощность» не может указывается в вольт-амперах, поскольку пункт 7.2.7 ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010, равно как и представленное заказчиком Руководство по эксплуатации на установку обеззараживания воздуха УОВ «Поток 150-М-01» автономная (Премьер) допускают возможность указания потребляемой мощности оборудования в вольт-амперах.

Следует отметить, что представленная ООО «К» в материалы дела сравнительная таблица оборудования товарных знаков: «Поток Интер», «Тион модель А150 по ТУ-2010», «Тион модель А100», «Тион модель А150 по ТУ-2014», «Амбилайф В 150» не может являться доказательством которое подтверждает правомерность доводов подателя жалобы, поскольку на перечисленное оборудование ООО «К» мощность указывается в ваттах, в то время, когда положениями технического задания документации о закупке предусмотрено указание мощности в вольт-амперах.

Нельзя не согласиться с представителем заказчика в том, что податель жалобы имеет реальную возможность перевести (пересчитать) требуемую мощность из ватт в вольт-ампер, как это предусмотрено положениями документации о закупке.

Представитель ООО «К» - Л. просил задать вопросы другому представителю ООО «К» - Б., вместе с тем, Комиссией разъяснено, что Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) не предусмотрена возможность задавать представителями одной стороны вопросы друг другу.

В заседании Комиссии представитель ООО «К» - Б. указал, что параметр мощности на оборудование торговой марки «Поток» не может указываться в вольт-амперах, а может указываться только в ваттах, ссылаясь при этом, на представленное ООО «К» в материалы дела Руководство по эксплуатации на установку обеззараживания воздуха УОВ «Поток 150-М-01» автономная.

Между тем, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом деле представитель Б. действует по доверенности от ООО «К». В материалах дела отсутствует доверенность от ООО «Научно-Производственная Фирма «Поток Интер», которое бы уполномочило указанного представителя представлять интересы производителя оборудования. Представленная в материалы дела справка ООО «Научно-Производственная Фирма «Поток Интер» № 19-д/21 от 11.08.2021, о том, что Б. работает в компании в должности менеджера по продажам отдела по работе с медицинскими организациями, не является в данном случае подтверждением того, что указанный представитель уполномочен представлять интересы компании в государственных органах и давать-какие либо заключения в качестве специалиста.

Таким образом, пояснения представителя Б. являются пояснениями ООО «К», а не ООО «Научно-Производственная Фирма «Поток Интер».

Необходимо учитывать, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки и определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.

При этом, любой потенциальный поставщик (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара) отвечающий требованиям документации об электронном аукционе имеет возможность выступить в качестве участника рассматриваемой закупки, поскольку предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку оборудования, а не его изготовления.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Данная позиция согласуется с легальным (нормативным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Закупаемое оборудование находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, аукционной документацией не ограничены.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа, а документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.

Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке оборудования.

ООО «К» также ссылается на административную практику, которая подтверждает доводы заявителя: решения УФАС города Москвы № 077/06/106-6038/2021 от 12.04.2021, № 077/06/106-7802/2021 от 17.05.2021.

Вместе с тем, выводы изложенные в указанных правоприменительных актах вообще не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального характера, указанные акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.

При этом, судебная равно как административная практика не являются источником права в Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что жалоба заявителя подана в антимонопольный орган через официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Требованиями статей 105, 106 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148, Постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 процедура подачи жалобы через официальный сайт ЕИС в сфере закупок предусмотрена исключительно для обжалования процедур закупок в порядке Закона о контрактной системе, а не в порядке Закона о защите конкуренции.

Относительно довода подателя жалобы о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 № 25125).

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не осуществлялось.

В этой связи, податель жалобы не лишен права обратиться в антимонопольный орган с отдельным заявлением, оформленным в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о защите конкуренции, поскольку подача жалоб в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции не предусмотрена функционалом ЕИС в сфере закупок.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «К» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «К» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования промышленного холодильного и вентиляционного (обеззараживателей-очистителей воздуха) (реестровый номер закупки 0167200003421004183) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны