Решение б/н без аннотации от 4 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 072/07/18.1-34/2019 Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2019 года г. Тюмень В полном объеме решение изготовлено 04.04.2019 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: члены комиссии: рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1-34/2019 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Экватор» (далее – Заявитель, ООО «Экватор») на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад №50 города Тюмени (далее – Заказчик, МАДОУ д/с №50 г. Тюмени) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания, извещение № 31907608557, в присутствии: представителей Заказчика: 1) (Ч) (доверенность от 04.02.2019 №5/2019), 2) (Т) (доверенность 27.03.2019 №б/н); представителя Заявителя – (К) (доверенность от 27.03.2019 №1), - УСТАНОВИЛА: В Тюменское УФАС России 18.03.2019 (вх. № 2356) поступила жалоба ООО «Экватор» на действия МАДОУ д/с №50 г. Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания на срок с 01.04.2019 по 31.03.2020г.; извещение о закупке № 31907608557 размещено информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru. Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсах о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Из доводов жалобы следует, что в пп.3 Приложения 1 к Документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 31907608557, нестоимостной критерий оценки «Деловая репутация» не позволяет произвести оценку потенциального Участника, не относится к предмету проводимой закупки. Более того, согласно Техническому заданию запроса предложений № 31907608557, Участник должен оказать услуги по комплексному обслуживанию зданий Заказчика, в состав работ которых входит техническое обслуживание не только инженерных сетей теплоснабжения, но и водоснабжения, канализации, электрохозяйства, вентиляционной системы, систем автоматического регулирования и пр. Также, заявитель указывает, что расчет нестоимостных критериев оценки не позволяет участнику закупки стать победителем, в том числе подав ценовое предложение со 100-процентным снижением от начальной цены. Заказчик в пояснениях указывает, что доводы жалобы являются необоснованными, закупка организована и проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках); заказчик не исключил возможность участия в закупке и заключения договора с участниками, имевшими намерение принять участие в закупке, что подтверждается наличием 3 заявок от участников. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее. Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В соответствии с требованиями Закона о закупках Наблюдательным советом МАДОУ д/с №50 г. Тюмени утверждено (протокол № 21 от 29.12.2018) Положение о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ д/с №50 г. Тюмени (далее также – Положение о закупке), которое 10.01.2019 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru. Согласно п. 22.1 Положения о закупке Заказчика под запросом предложений в электронной форме (далее по тексту – запрос предложений) понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Непосредственно порядок проведения запроса предложений в электронной форме регламентирован пунктом 22-м Положения о закупке. Так, запрос предложений проводится заказчиком для определения лучших условий исполнения договора по двум и более критериям, одним из которых обязательно является цена договора (абз. 2 п. 22.4 Положения о закупках). При этом, для выявления победителя запроса предложений закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на основе критериев, указанных в закупочной документации в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, предусмотренном приложением 1 к Положению о закупках (пп. 22.16.3, 22.16.4 Положения о закупке). В соответствии с п. 1.4 Приложения № 1 Положения о закупке (далее – Порядок оценки) для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: 1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: - цена договора; 2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: - качественные характеристики объекта закупок; - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; - срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; - срок (период) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Согласно п. 1.5 Порядка оценки в документации о закупке указываются используемые для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) критерии оценки и предельные величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена договора", другим являются нестоимостные критерии (нестоимостной критерий). При этом, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг, работ по нестоимостным критериям оценки (п. 1.6 Порядка оценки) Как установлено материалами дела, 05.03.2019 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки по адресу: http://www.otc.ru/tender (далее - ЭТП), - Заказчиком были размещены извещение № 31907608557, а также документация о проведении запроса предложений в электронной форме № ЗП-14 на право заключения договора на оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания (далее также – документация закупки, закупочная документация). Срок предоставления документов, согласно извещению № 31907608557, установлен с 05.03.2019 по 18.03.2019гг., начальная цена договора определена в размере 1 510 404 руб. Выбор победителя закупки оформлен Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме (итоговый протокол) № 31907608557-02 от 18.03.2019г. Заявитель заявку на участие в указанной закупке в срок, установленный в извещении о проведении запроса предложений № ЗП-14, не подавал. Как следует из закупочной документации, для оценки заявок было установлено 2 критерия (Приложение № 1 документации): 1) стоимостной – цена договора, значимость 35% (п/п 1); 2) нестоимостной – квалификация (значимость 65%), включающего следующие показатели (подкритерии): - опыт оказания услуг аналогичного характера, значимость 20% (п/п 2); - деловая репутация, значимость 45% (п/п 3). Так, для оценки заявок по показателю (подкритерию) «Опыт…» установлено максимальное количественное значение – предоставление копии 1 аналогичного договора (контракта) с суммой исполненных обязательств не менее 50% НМЦ договора на право заключения которого проводится закупка, с документами, подтверждающими его исполнение. Заявке, соответствующей данному требованию присваивается 100 баллов, заявке, не соответствующей требованиям – 0 баллов. Для оценки заявок по показателю (подкритерию) «деловая репутация» необходимо предоставить копии договоров (контрактов), предметом которых является оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания и полученный в рамках данного договора и в интересах Заказчика (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, с государственные и муниципальные учреждения и т.п.) без замечаний уполномоченного органа и в срок паспорт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения, либо Акт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения к ОЗП 2017-2018 и 2018-2019 г. При этом, в качестве предельно необходимого заказчику значения, за которое присваивается 100 баллов, берется максимальное количество документов, представленное в одной из заявок. Остальным заявкам баллы от 1 до 100 присваиваются в зависимости от сведений, представленных в заявках участников путем пропорционального деления при условии присвоения максимального бала заявке, имеющем в своем составе сведения о наибольшем количестве документов Здесь необходимо отметить, что Паспорт готовности тепловых сетей и Акт готовности тепловых сетей представляют собой документально оформленный результат проверки, в частности, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, которая проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго № 103 от 12.03.2013г. (далее – Правила № 103). Так, в рассматриваемом случае указанная проверка проводится в отношении потребителей тепловой энергии комиссиями, образуемыми органами местного самоуправления (п. 5 Правил № 103). В соответствии с п. 7 Правил № 103 результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки. Паспорт готовности к отопительному периоду составляется и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный перечнем замечаний (п. 9 Правил № 103). Таким образом, обязанность прохождения проверки готовности к отопительному периоду возложена на потребителя тепловой энергии, которому выдаются оформленные результаты проверки. Следовательно, наличие у участников закупки паспортов готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения, либо Актов готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения к ОЗП зависит от волеизъявления третьих лиц, что может ограничивать количество участников закупки и создает им дополнительные условия по участию в закупке, связанные с получением таких документов у лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их получать. Таким образом, исходя из указанных норм законодательства Российской Федерации Заказчик не вправе требовать документы, которыми участник закупочной процедуры не может обладать в силу того, что такие документы ему не выдаются уполномоченными лицами. Отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в Документации документов, связанных с проверкой систем отопления, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам запроса предложений. Отсюда следует, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе предоставить копии документов, которыми участник закупки не обладает, вследствие отсутствия у последнего обязанности проходить проверку готовности к отопительному периоду в порядке, установленном Правилами № 103, что противоречит ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. По вопросу установления порядка оценки показателя «Деловая репутация» Комиссией установлено следующее. Заказчиком определен следующий порядок оценки Заявок участников запроса предложений. В соответствии с п.1.7 Порядка оценки для оценки заявок по каждому нестоимостному критерию используется 100-бальная шкала оценки. Если в отношении нестоимостного критерия оценки в документации о закупке предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. В спорной закупке в Документации к закупке по показателю «Деловая репутация» Заказчик установил следующий порядок оценки (п/п 3): - заявке, содержащей максимальное количество договоров (контрактов), предметом которых является оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания и полученный в рамках данного договора и в интересах Заказчика (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, с государственные и муниципальные учреждения и т.п.) без замечаний уполномоченного органа и в срок паспорт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения, либо Акт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения к ОЗП 2017-2018 и 2018-2019 г., присваивается 100 баллов. Остальным заявкам баллы от 1 до 100 присваиваются в зависимости от сведений, представленных в заявках участников путем пропорционального деления при условии присвоения максимального бала заявке, имеющем в своем составе сведения о наибольшем количестве документов. Таким образом, Заказчик в Документации установил порядок подсчета баллов методом пропорции. Вместе с тем, п. 3.4 Порядка оценки установлен иной порядок оценки по критерию «Квалификация участников закупки» и показателям, раскрывающим содержание данного критерия оценки, в соответствии с которым Заказчик должен указывать предельно необходимое минимальное и максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках критерия «Квалификация участников закупки». Таким образом, в соответствии с установленным порядком Заказчику необходимо в документации к закупке установить количественное значение характеристик, с которыми будут сравниваться данные заявок, представленных участниками. Далее, в соответствии с п. 3.6 Порядка оценки количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = X ПКБ где: Ki - предложение участника закупки в части значения характеристик по критерию оценки, заявка (предложение) которого оценивается; Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик по критерию оценки, указанное в документации по закупке; ПКБ – предельное количество баллов по критерию оценки (показателю), указанное в документации по закупке. Вместе с тем, закупочная комиссия оценку заявок по показателю (подкритерию) «Деловая репутация» осуществляла с помощью метода пропорций, где в качестве Кпред применила значение, которое получается путем подсчета количества документов, определенных в соответствии с пп.3 Приложения 1 Документации (договоры (контракты), предметом которых является оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания и полученный в рамках данного договора и в интересах Заказчика (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные учреждения и т.п.) без замечаний уполномоченного органа и в срок паспорт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения, либо Акт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения к ОЗП 2017-2018 и 2018-2019 г.). Таким образом, Тюменским УФАС России установлено, что формула расчета баллов по показателю «Деловая репутация», указанная в Документации к закупке не соответствует формуле расчета, установленной Положением о закупке. Вследствие того, что заказчик не установил в Документации к закупке предельно необходимое максимальное (минимальное) количественное значение характеристик, которые подлежат оценке, применение формулы для расчета баллов, указанной в Положении о закупке, невозможно. Кроме того, отсутствие установленного значения предельно необходимого количества договоров (контрактов), предметом которых является оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания и полученный в рамках данного договора и в интересах Заказчика (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, с государственные и муниципальные учреждения и т.п.) без замечаний уполномоченного органа и в срок паспорт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения, либо Акт готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и внутренних систем теплоснабжения к ОЗП 2017-2018 и 2018-2019 г., приводит к отсутствию однозначно определённых требований к документам, предоставляемым участниками закупки. Таким образом, подтверждением показателя «Деловой репутации» может быть любое количество документов, указанных в пп.3 Приложения №1 к Документации запроса предложений. Из чего можно сделать вывод, что заказчик не имеет четкого, понятного и однозначного обоснования для оценки заявок по показателю (подкритерию) «Деловая репутация» критерия «Квалификации участника», что, в свою очередь, приводит к отсутствию понимания участником закупки условий отбора поставщика. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том. что, что МАДОУ д/с №50 г. Тюмени при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания (извещение № 31907608557) в Документации к закупке по показателю (подкритерию) «Деловая репутация»: - установлены необоснованные требования для участников закупки о предоставлении итоговых документов по проверки готовности к отопительному периоду; - расчет баллов не соответствуют порядку, установленному Положением о закупке. Согласно ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность. С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Экватор» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад №50 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по технической эксплуатации инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию здания (извещение № 31907608557) обоснованной. 2. Признать МАДОУ д/с №50 г. Тюмени нарушившим ч.1 ст.2, ч.1 ст.3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов закупки и внесении изменений в документацию. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства. Председатель Комиссии Члены Комиссии: В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны