Решение №072/07/18.1–170/2021 Признать жалобу обоснованной. от 24 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–170/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 24.12.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.                -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–170/2021 по жалобе индивидуального предпринимателя Рогова М.В. (далее также – Заявитель) на действия муниципального автономного образовательного учреждения «Бизинская средняя общеобразовательная школа» (далее также – Заказчик, МАОУ «Бизинская СОШ») при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации вывоза жидких бытовых отходов (далее также – ЖБО) с объектов МАОУ «Бизинская СОШ» (далее также – Договор), реестровый номер извещения: 32110882830 (далее также – Закупка), в присутствии

Заявителя жалобы:

<...> (на основании паспорта гражданина РФ),

представителей Заказчика:

<...> (на основании приказа о назначении на должность от 14.10.2014 г.);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 14.12.2021 г. в 11:33 поступила жалоба (вх. № 12595) ИП Рогова М.В. на действия МАОУ «Бизинская СОШ» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации вывоза ЖБО с объектов МАОУ «Бизинская СОШ» (реестровый номер извещения: 32110882830).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- участник обжалуемой закупочной процедуры – МУП «Байкаловский ККП» не обладает лицензией на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов I-IV классов опасности, что свидетельствует о неправомерном признании закупочной комиссией Заказчика, данного участника победителем Закупки, так как закупочной документацией установлено требование о наличии у исполнителя Договора указанной лицензии.

- произведённая закупочной комиссией Заказчика оценка заявок участников Закупки не соответствует порядку оценки, закреплённому в закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что действия закупочной комиссии Заказчика в полном объёме соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к соответствующей закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы осуществления закупок), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в сущности, закреплено в пп. 2 п. 1.2.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Бизинская СОШ» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого решением Наблюдательного совета МАОУ «Бизинская СОШ» от 27.05.2021 г. № 2 и размещёнными на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 01.06.2021 г. в 06:06.

Из совокупности изложенного следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами настоящего дела 30.11.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110882830) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» по электронному адресу: https://utp.sberbank-ast.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по организации вывоза ЖБО с объектов МАОУ «Бизинская СОШ» (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 10.12.2021 г.

НМЦ договора – 1 217 986,00 руб.

Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках и по смыслу абз. 9 п. 1.1 Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса предложений отрегламентирован п. 4 Положения о закупке Заказчика.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 9 п. 4.3.1 Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.9.1 Положения и пп. 1 п. 23 Документации закреплено, что к участникам Закупки предъявляются обязательные требования о их соответствии требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки.

Так, согласно абз. 5 Приложения № 2 к Документации (Техническое задание), услуги по договору, являющимся предметом рассматриваемой Закупки оказываются с соблюдением техники безопасности и с соблюдением мер по охране окружающей среды. Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии п. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом, ст. 780 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

В рассматриваемом случае необходимо отметить, что Проект договора Документации, сформированной Заказчиком, не содержит условия, предполагающие возможность привлечения субисполнителей, соответственно, в силу ст. 780 ГК РФ, победитель рассматриваемой закупочной процедуры (он же исполнитель) обязан оказать услуги, предусмотренные Договором (вывоз ЖБО) лично, что свидетельствует об установлении Заказчиком требования абз. 5 Приложения № 2 к Документации (наличие лицензии) непосредственно к участникам Закупки.

Вместе с тем, в силу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 2 п. 4.3.1 Положения, пп. 10 п. 19 Документации определено, что заявка на участие в Закупке должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким услугам, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении Закупки, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством РФ.

 

При этом, в Комиссия Тюменского УФАС России, по результатам изучения нормативно-правового механизма регулирования отношений в сфере вывоза ЖБО и исследования представленных сторонами документов и сведений, а также, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с абз. 1 п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов (далее – Правила № 155), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155, под жидкими бытовыми отходами понимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключённые (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приёма и накопления сточных вод.

Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) сточные воды – это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приёма таких вод.

Пунктом 2 ст. 2 Закона о водоснабжении определено, что водоотведение есть приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Исходя из совокупности вышеприведённых определений, учитывая предмет Закупки, способ удаления ЖБО в соответствии с требованиями Документации объективно исключает их сброс посредством централизованной системы водоотведения в водные объекты или их направление в систему оборотного водоснабжения, следовательно, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Закона о водоснабжении и являются жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с совокупностью законодательных норм в сфере отходов производства и потребления.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно абз. 3 п. 3 Правил № 155, если осуществляемая исполнителем деятельность по предоставлению услуг по вывозу ЖБО подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее также – ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Вышеуказанный классификационный каталог отходов, утверждён Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее – Приказ № 242), где Блоком 7 (классификационный код: 7 00 000 00 00 0) классифицированы отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путём их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты) с дальнейшей их градацией по соответствующим типам (два знака кода), подтипам (три знака), группам (шесть знаков), подгруппам (восемь знаков) и позициям (десять знаков).

Пунктом 2 ст. 20 Закона об отходах закреплено, что государственный кадастр отходов ведётся по единой для РФ системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок), утверждён Приказом Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792, где п. 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Согласно абз. 7 п. 9 Порядка установлено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об отходах, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) с учётом положений настоящего Федерального закона.

Так, согласно пп. 30 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенных норм права, предмет Закупки и требования Заказчика к участникам такой Закупки, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что закупочная документация, сформированная Заказчиком однозначно устанавливает требование о наличии у участников Закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России считает несостоятельным, надлежащим образом недоказанным, довод представителя Заказчика о том, что требование о наличии лицензии, установленное абз. 5 Технического задания Документации является технической опечаткой и для исполнения Договора лицензия не требуется, так как в материалах дела № 072/07/18.1-170/2021 отсутствуют документы и сведения предметно подтверждающие указанный довод, в частности, свидетельствующие, что ЖБО, производимые Заказчиком обладают кодом ФККО V-й класса опасности.

В свою очередь, протоколом подведения итогов от 10.12.2021 (далее – Итоговый протокол) зафиксировано, что на участие в рассматриваемой закупочной процедуре подано и допущено закупочной комиссией Заказчика, как соответствующие требованиям Документации, три заявки, в том числе заявка Общества и МУП «Байкаловский ККП».

Как следует из письменных пояснений Заказчика от 21.12.2021 г. (исх. № 221), участником закупки – МУП «Байкаловский ККП» в составе заявки предоставлен договор № ТТ02ТТВ0000000594 от 01.07.2019 г. между указанным участником и АО «СУЭНКО», подтверждающий факт договорных отношений между данными хозяйствующими субъектами на оказание услуг по приёму (сбросу) и очистке сточных вод.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России, представитель Заказчика на вопрос Комиссии Управления о наличии у МУП «Байкаловский ККП» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, пояснил, что при осуществлении сопоставления и оценки заявки МУП «Байкаловский ККП», закупочная комиссия Заказчика для допуска указанного участника посчитала достаточным предоставление договора № ТТ02ТТВ0000000594 от 01.07.2019 г., подтвердив фактическое отсутствие у МУП «Байкаловский ККП» соответствующей лицензии на вывоз ЖБО.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пп. 2 п. 1.9.1 Положения, к участникам закупки предъявляются обязательные требования о их соответствии требованиям документации о закупке и настоящего Положения.

В соответствии с пп. 1 п. 1.7.2 Положения, члены комиссии по осуществлению закупок принимают решения о допуске или отказе в допуске к участию в закупке.

Комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений на соответствие требованиям действующего законодательства РФ и соответствия участников закупки требованиям, установленным настоящей документацией (абз. 1 п. 25 Документации).

Подпунктом 2 абз. 2 п. 25 Документации закреплено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений комиссия принимает решение об отклонении заявки, если участник Закупки, подавший её, не соответствует требованиям к участнику запроса предложений, указанным в Документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в Документации.

Таким образом, на основании совокупности вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, пп. 1 п. 1.7.2 Положения, пп. 2 абз. 2 п. 25 Документации, выразившееся в оценке и сопоставлении заявки МУП «Байкаловский ККП» в порядке, не предусмотренном Документацией, а именно без учёта требования абз. 5 Приложения № 2 (Техническое задание) к Документации, что свидетельствует несоответствии действий закупочной комиссии Заказчика принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 1.2.4 Положения), как следствие, противореча содержанию условий ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Управления отклоняет довод жалобы Заявителя, как надлежащим образом необоснованный Обществом о том, что произведённая закупочной комиссией Заказчика оценка заявок участников Закупки по нестоимостному критерию оценки: «Квалификация участника…» не соответствует порядку оценки, закреплённому в Приложении № 4 Документации.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении закупочной комиссией МАОУ «Бизинская СОШ» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации вывоза жидких бытовых отходов с объектов МАОУ «Бизинская СОШ» (реестровый номер извещения: 3211088283), выразившемся в оценке заявки МУП «Байкаловский ККП» в порядке, не предусмотренном Документацией.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки и оценки заявок участников данной Закупки с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Документации, Положения и Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Рогова М.В. на действия муниципального автономного образовательного учреждения «Бизинская средняя общеобразовательная школа» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации вывоза жидких бытовых отходов с объектов МАОУ «Бизинская СОШ» (реестровый номер извещения: 3211088283) обоснованной.

2. Признать в действиях МАОУ «Бизинская СОШ» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МАОУ «Бизинская СОШ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки и проведения рассмотренной закупочной процедуры с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Закона о закупках.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Ю.Д. Верзун

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны