Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–48/2024

 

04.06.2024                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–48/2024 по жалобе "...-..." (далее – "...-...", Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик, "...-...") при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер извещения: 32413616394), далее также – Закупка,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер извещения: 32413616394).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации Заказчика, ограничивающим круг возможных участников Закупки, в части следующих спорных требований Заказчика:

1. Заказчиком в п. 2.1 Приложения № 1 к Документации (Критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке) установлен нестоимостной критерий «Наличие опыта поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по предмету договора (закупки)», подтверждением которого является договор (контракт) на выполнение работ по текущему ремонту кровли. По мнению Заявителя данный критерий является неправомерным, поскольку не соответствует предмету закупки: выполнение работ по текущему ремонту помещений;

2. Заказчиком в п. 2.5 Приложения № 1 к Документации установлен нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки: специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации специалистов и иных специалистов с высшим, средним профессиональным техническим образованием по специальности: архитектура». По мнению Заявителя нестоимостной критерий является неправомерным, поскольку предметом закупки является ремонт помещений, а не строительство. Вместе с тем, по мнению Заявителя настоящий критерий не позволяет выявить лучшее предложение среди участников закупки и ограничивает количество участников закупки, не обладающих соответствующим опытом;

3. Заказчиком в п. 18.4 Документации установлены случаи признания закупки несостоявшейся. По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено право закупочной комиссии не рассматривать единственную заявку, поданную на участие в закупке в случае признания закупки несостоявшейся.

4. Заказчиком в п. 2.1 Приложения № 1 к Документации установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договорам. По мнению Заявителя данное требования является неправомерным, поскольку вышеуказанные документы не свидетельствуют об отсутствии опыта оказания услуг по предмету Запроса предложений, соответственно является избыточным и ограничивающим количество участников закупки.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом наблюдательного совета "...-..." от 25.08.2023 № 16 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 31.08.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как установлено материалами дела, 21.05.2024 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32413616394), Заказчиком была размещена Документация о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 03.06.2024 в 08:00.

Согласно доводу жалобы № 1 Заявителя, нестоимостной критерий п. 2.1 Приложения № 1 к Документации является неправомерным, поскольку подтверждается аналогичным договором (на выполнение работ по текущему ремонту кровли), не соответствующим предмету закупки (выполнение работ по текущему ремонту помещений).

В заседании комиссии представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя, отметив, что в п. 2.1 Приложения № 1 к Документации были внесены изменения и 28.05.2024 размещены в ЕИС в следующей редакции «Аналогичный договор (контракт) — это договор (контракт) на выполнение работ по ремонту помещений, исполнение обязательств по которому относится к периоду: с 01.01.2022 до даты подачи заявки участником закупки с суммой исполненных обязательств по данному договору (контакту), в вышеуказанный период, составляющей не менее 15 (пятнадцать) процентов начальной (максимальной) цены договора на право заключить который проводится закупка

Таким образом, поскольку Заказчиком в части довода Заявителя № 1 жалобы внесены соответствующие изменения в закупочную документацию, а именно, что опыт выполнения аналогичных работ подтверждается предоставлением договора на выполнение работ по ремонту помещений (соответствующим предмету закупки), Комиссия Тюменского УФАС России оставляет довод жалобы без рассмотрения.

 

Согласно доводу жалобы № 2 Заявителя, Заказчиком в п. 2.5 Приложения № 1 к Документации установлен нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки: специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации специалистов и иных специалистов с высшим, средним профессиональным техническим образованием по специальности: архитектура». По мнению Заявителя нестоимостной критерий является неправомерным, поскольку предметом закупки является ремонт помещений, а не строительство. Вместе с тем, по мнению Заявителя настоящий критерий не позволяет выявить лучшее предложение среди участников закупки и ограничивает количество участников закупки, не обладающих соответствующим опытом.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Законом о закупках не установлено обязанности Заказчика устанавливать критерии оценки заявок, которым бы соответствовали все потенциальные участники закупки.

Пунктом 2.5 Приложения № 1 к Документации Заказчиком установлен нестоимостной подкритерий «Квалификация участников закупки: специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации специалистов и иных специалистов с высшим, средним профессиональным техническим образованием по специальности: архитектура (НЦБ5)» (значимость нестоимостного подкритерия: 5, значимость нестоимостного критерия: 80), в соответствии с которым комиссия оценивает наличие квалифицированного персонала по специальности: архитектура с опытом работы в организации участника закупки не менее одного года по специальности, имеющий стаж работы в качестве: инженер ПТО, инженер строительного контроля, начальник участка, инженер-строитель, производитель работ, техник-технолог и т.п.

Информацию по данному подкритерию участник закупки подтверждает путем представления в составе заявки следующих документов:

1) заполненной формы «Обеспеченность трудовыми ресурсами» (приложение № 3 к документации о закупке)

2) заверенных участником закупки копий трудовых книжек или трудовых договоров;

3) заверенной участником закупки выписки из штатного расписания участника закупки;

4) заверенных участником закупки копий документов, подтверждающих квалификацию по профилю.

В случае непредставления, либо частичного представления в составе заявки участника закупки копии документов, подтверждающих сведения из заявки участника, то при оценке критерия в отношении данного участника сведения считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке, участнику закупки присваивается 0 баллов.

Подпунктом 13 пункта 12.2.2 Документации установлено, что Вторая часть заявки на участие в закупке (форма 2 приложения № 3 документации о закупке) должна содержать сведения об участнике закупки, информацию и документы о его соответствии требованиям документации (если они установлены в закупочной документации) и об иных условиях исполнения договора, в частности: документы, копии документов и информация, необходимые для оценки заявки по критериям, содержащимся в документации о закупке (приложение № 1 к документации о закупке). При этом отсутствие этих документов и информации не является основанием для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям документации о закупке и не является основанием для отклонения заявки.

В заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что в трудовые действия архитектора входит оказание консультационных услуг заказчику в области архитектуры, в том числе по подготовке предварительных исследований на предпроектном этапе строительства и этапе реализации объекта, в связи с чем Заказчиком был установлен настоящий измеряемый нестоимостной критерий.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в рамках критериев оценки в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присваиваемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг. Таким образом, Закон о закупках позволяет Заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках Закона о закупках.

Доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки установленным Заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры запроса предложений, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к Закупке. При таких данных, иное видение Заявителем методики оценки не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком Закона о закупках. Заявитель не указывает в жалобе, в чем заключается несоответствие оспариваемых критериев и порядка оценки требованиям Закона о закупках, не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы подателя жалобы как участника закупки, в том числе в части возможного ограничения его участия в закупке установленными Заказчиком критериями оценки, формулой расчета количества присваиваемых баллов.

С учётом изложенного, поскольку Заказчик самостоятельно устанавливает критерии оценки заявок, несоответствие участника Закупки нестоимостному критерию не является основанием для отклонения заявки от участия в Закупке, Заявителем не доказано, каким образом нестоимостной подкритерий ограничивает возможность участия потенциальных участников в данной закупке, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы № 2 необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы № 3 Заявителя, Заказчиком в п. 18.4 Документации неправомерно установлено право закупочной комиссии не рассматривать единственную заявку, поданную на участие в закупке в случае признания закупки несостоявшейся.

В соответствии с пп. 5-7 п. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать:

  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

  • результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
  • причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой.

Пунктом 17.14 Положения установлено, что комиссия по закупкам рассматривает единственную заявку, поданную на участие в запросе предложений на предмет ее соответствия требованиям законодательства и документации о проведении запроса предложений, и в случае соответствия заявки и участника закупки указанным требованиям, заказчиком с таким участником заключается договор. Оценка единственной заявки не осуществляется. Договор заключается на условиях, предусмотренных документацией о проведении запроса предложений, по цене, предложенной указанным участником. Указанный участник не вправе отказаться от заключения договора. Результаты рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений на предмет ее соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений, в котором должна содержаться следующая информация:

1) дата подписания протокола;

2) информация о месте, дате, времени рассмотрения единственной заявки;

3) результаты рассмотрения единственной заявки на участие в закупке (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрено рассмотрение заявки, окончательных предложений и возможность её отклонения) с указанием в  том числе: количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены; оснований отклонения заявки на участие в закупке, окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, которым не соответствуют такая заявка, окончательное предложение;

4) причины, по которым запрос предложений признан несостоявшимся, в случае его признания таковым;

5) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии по закупкам.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания такого протокола.

Пунктом 18.4 Документации Заказчиком установлены случаи признания закупки несостоявшейся, а именно:

1) не подано ни одной заявки на участие в закупке;

2) все заявки на участие в закупке отклонены;

3) на участие в закупке подана только одна заявка;

4) по результатам закупки отклонены все заявки, за исключением одной заявки на участие в закупке;

5) по результатам закупки от заключения договора уклонились все участники закупки.

Комиссия Управления проанализировав положения Закона о закупках, закупочной документации, Положения о закупках Заказчика пришла к выводу, что пунктом 18.4 Документации перечислены случаи признания закупки не состоявшейся, при этом признание закупки несостоявшейся осуществляется уже после рассмотрения и оценки единственной заявки, поданной на участие в закупке.

С учётом изложенного, поскольку п.18.4 Документации не содержит указания на право закупочной комиссии Заказчика не рассматривать единственную заявку на участие в Закупке, Комиссия Управления полагает признать довод № 3 жалобы Заявителя необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы № 4 Заявителя, Заказчиком в п. 2.1 Приложения № 1 к Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия опыта аналогичным договорам.

Пунктом 2.1 Приложения № 1, информацию по нестоимостному подкритерию «Наличие опыта поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по предмету договора (закупки)» участник закупки подтверждает путем представления в составе заявки копии одного аналогичного договора (контракта) и копии документов, подтверждающих сумму исполненных обязательств по данному договору (контракту) в соответствии с требованиями данного подкритерия.

В заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование «о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих оплату по аналогичным» закупочная документация не содержит; документом, подтверждающим сумму исполненных обязательств по аналогичному договору может являться акт выполненных работ.

Таким образом, поскольку п. 2.1 Приложения № 1 не содержит требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату аналогичных договоров, Комиссия Управления полагает признать довод № 4 жалобы необоснованным.

 

С учётом совокупности вышеизложенного, проанализировав пояснения сторон, документы, сведения, приложенные в материалы дела, Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать жалобу необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений (реестровый номер извещения: 32413616394), необоснованной.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны