Решение №072/06/44/46/2024 Заявитель в жалобе указывает, что победителем закупки призна... от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/46/2024 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

04 апреля 2024 года                                                                                                                         г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «В» на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на установку блочных станций подготовки питьевой воды в Ишимском муниципальном районе (реестровый номер закупки 0167300030124000010),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «В» на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на установку блочных станций подготовки питьевой воды в Ишимском муниципальном районе.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Уведомлением Тюменского УФАС России исх.№ ЮВ/2315/24 от 02.04.2024 определена дата и время поведения заседания Комиссии.

Уведомлением Тюменского УФАС России исх.№ ЮВ/2340/24 от 03.04.2024 к участию в деле привлечен победитель закупки ООО «О».

Заявитель в жалобе указывает, что победителем закупки признано ООО «О», при этом, изучив информацию на сайте ИФНС заявителем было установлено, что данный участник имеет двух учредителей и находится в стадии реорганизации, поскольку в декабре месяце между участниками данного общества возникли разногласия, после чего они стали решать вопрос о разделе бизнеса, соответственно считаем, что руководитель общества, подавая заявку просто не имел возможности предоставить согласие на совершение крупной сделки, подписанное всеми учредителями, а соответственно подлежал отклонению, поскольку такое решение участников – согласно пункту «м», части 1, приложения № 3 к извещению о закупке является обязательным  документом в составе заявки.

Уполномоченным органом и победителем закупки представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены к материалам дела, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

На ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ЮВ/2315/24 от 02.04.2024) оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ 1821-Д/24 от 02.04.2024) представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на установку блочных станций подготовки питьевой воды в Ишимском муниципальном районе, с начальной (максимальной) ценой контракта 30 000 000,00 рублей, в интересах заказчика Отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области.

Информация об электронном аукционе была размещена 19.03.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300030124000010

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.

Подпунктом «м» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Аналогичное требование установлено заказчиком в подпункте «м» пункта 1 части 1 приложения № 3 к извещению об осуществлении закупки (требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке).

Исходя из дословного содержания подпункта «м» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки должно быть представлено в составе заявки не во всех случаях, а только при наличии совокупности двух условий:

- требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лиц;

- для участника закупки заключение контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Закона.

Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом: связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату; предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Согласно абзаца 1 части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

Согласно абзаца 3 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

Согласно абзаца 9 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Подпунктом «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные подпунктами «а» - «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.

Представление документа, предусмотренного подпунктом «м» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, является обязанностью участника закупки и не представляется оператором электронной площадки, кроме того такое решение представляется, если требование о наличии решения установлено законодательством Российской Федерации.

Исключение в части реализации указанной обязанности предусмотрено для казенных учреждений, поскольку в отличие от правового регулирования деятельности юридических лиц иных организационно-правовых форм, например, обществ с ограниченной ответственностью или автономных учреждений, действующим законодательством для казенных учреждений не установлены ни понятие крупной сделки, ни какие-либо требования, регулирующие заключение крупных сделок.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность», по общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Третьи лица, полагающиеся на данные единого государственного реестра юридических лиц о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых сделок (абзац второй пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ).

В ходе рассмотрения дела Тюменским УФАС России установлено, что в составе аккредитационных документов участника закупки ООО «О» содержится протокол внеочередного общего собрания участников ООО «О» № 4/2022 от 23.05.2022 который подписан участниками Общества: Д., Х., Х.

В соответствии с пунктом 2 протокола внеочередного общего собрания участников ООО «О» № 4/2022 от 23.05.2022 общим собранием участников положительно разрешен вопрос о согласии на совершение крупной сделки по результатам электронных процедур. Установлена максимальная цена сделки, в отношении которой дается согласие, в размере 500 000 000,00 рублей. Установлен срок действия данного решения – 20 лет с момента его принятия, то есть на момент участия в закупке решение являлось действующим.

Пунктом 9.2.14 Устава ООО «О» (утв. протоколом общего собрания участников ООО «О» № 2/2022 от 28.02.2022) (представленного оператором электронной площадки в составе аккредитационных документов участника закупки ООО «О») предусмотрено, что к компетенции общего собрания участников относится в том числе, принятие решения о совершении Обществом крупной сделки.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-24-38404318 от 03.04.2024 учредителями ООО «О» являются: Д. (с 27.11.2023) размер доли составляет 65 %, ООО «О» (доля принадлежащая самому Обществу с 12.12.2023) размер доли составляет 35 %. Фактически Д. имеющий большую долю в уставном капитале имеет возможность оказывать влияние на деятельность Общества.

Непосредственно в составе самой заявки участника ООО «О» представлена декларация (файл называется: «письмо о крупной сделке.docx») согласно которой: «ООО «О» заявляет, что сделка с заказчиком не требует одобрения (согласования) крупной сделки Общим собранием участников, так как её сумма составляет менее 25 % стоимости имущества Общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что вывод о том, является данная сделка крупной или нет, может сделать только участник закупки, и соответственно принять решение о представлении (непредставлении) данного документа.

При этом, в материалы дела не представлено доказательств того, что комиссия по осуществлению закупок имела информацию о том, что данная сделка являлась крупной для участника закупки ООО «О».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0167300030124000010 от 27.03.2024 победителем закупки признано ООО «О».

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что у комиссии по осуществлению закупок отсутствуют полномочия по истребованию у участника дополнительных документов, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что действия комиссии по осуществлению закупок соответствовали нормам законодательства о контрактной системе, участник ООО «О» правомерно признано победителем закупки.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «В» необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны